Конспект урока по музыке на тему Портрет в музыке и в живописи

План—конспект  урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи. Тип урока: изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе  и   изобразительном искусстве. Задачи урока: --воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и худ...                                               Ход урока:   Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час.  Его пел голос неизвестный,                                                                                                                                       И песня чудная лилась.  Да, то был вальс прелестный, томный,  Да, то был дивный вальс.  Теперь зима, и те же ели  Покрыты сумраком стоят.  А под окном шумят метели  И звуки вальса не звучат.  Где ж этот вальс старинный, томный,    Где ж этот дивный вальс.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока музыки

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

--воспитывать нравственно-эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

--развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Средства обучения: аудиозапись романса М. Глинка « Я помню чудное мгновенье» исп. С. Лемешев, М. Глинка « Вальс-фантазия», протрет композитора М. Глинка, романс С. Рахманинова « Осторовок» С. Лемешев, картина В. Борисова-Мусатова « У водоёма»; слайд-презентация; плакат « Средства музыкальной выразительности».

Ход урока:

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

I Организационный момент.

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали?

Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века - это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

(строки стихотворения Пушкина и его портрет)

Мечта в волшебной сени

Мне милую яви,

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…

Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

Тема урока сегодня, ребята «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина, о прекрасной эпохе 19 века. (тема урока)

IV Первичное усвоение новых знаний.

Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.(А. П. Керн и салоны )

Учитель: Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание- меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения.

Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)

Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет? (Портрет - это жанр изобразительного искусства.)

Учитель: считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

( « портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)

читает учитель)

Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина. (ответы детей)

Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)

Учитель: Скажите-а это произведение созвучно с картиной Рокотова?

(портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : « Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)

Учитель: этот романс и вальс-фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

V Первичная проверка понимания.

Мы с вами выяснили-что эти произведения искусства созвучны друг другу.

(стихотворение К. Бальмонта « Островок», картина В. Борисова-Мусатова « У водоёма», звучит фрагмент романса « Островок» С. Рахманинова)

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни « Первое сентября» сл. и муз. Николая Моткова

VI Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

VII Информация о домашнем задании

Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.

VIII Рефлексия .

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

О чём вы хотели бы узнать побольше?

Поставьте себе оценки за работу на уроке-если вы ответили на все вопросы-поставьте «5», если вы ответила с одной ошибкой-поставьте себе «4», если у вас несколько ошибочных ответов-поставьте себе соответствующую оценку. Я думаю мы с вами ещё доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!



© 2010-2022