Музыка – предмет и источник духовного обогащения

Этемез Людмила Леонтьевна учитель музыки   «Умей творить из самых малых крох,                             Иначе для чего же ты кудесник?    Среди людей ты Божества наместник,           Так помни, чтоб в словах твоих был Бог». К. Бальмонт                                                                    Учитель музыки – человек, от которого зависит музыкальная культура каждого ребенка в общеобразовательной школе, и основная моя задача состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкальной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.). И пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид музыкального творчества.  Я, учитель музыки, вокальный педагог, взявшись за перо, преисполнена до...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка - предмет и источник духовного обогащения

Э

Музыка – предмет и источник духовного обогащениятемез Людмила Леонтьевна

учитель музыки


«Умей творить из самых малых крох,

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты Божества наместник,

Так помни, чтоб в словах твоих был Бог».

К. Бальмонт

Учитель музыки - человек, от которого зависит музыкальная культура каждого ребенка в общеобразовательной школе, и основная моя задача состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкальной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.). И пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид музыкального творчества. Я, учитель музыки, вокальный педагог, взявшись за перо, преисполнена добрых чувств и самых хороших намерений передать другим свой положительный опыт и как-то научно-концептуально его обосновать.

Музыка - предмет и источник духовного общения, главная направленность которого состоит в присвоении личностью извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыкальное образование и воспитание предполагает духовное становление личности ребенка.

Поэтому первая проблема, которую я, учитель музыки, поставила перед собой: как оптимально использовать условия школы для пропаганды музыкального образования. Человек, владеющий вокальным мастерством, обладает им отнюдь не от рождения, а должен приобрести его в процессе длительного обучения. От природы у него имеется лишь более или менее выраженная способность к обучению певческому мастерству, которая далеко не всегда приводит к истинному совершенству.

Уроки музыки являются основной формой музыкального воспитания в школе и никогда не потеряют своего значения. Но временные рамки урока, к сожалению, не позволяют детально заниматься формированием вокальных данных.

Детская вокальная студия «Солист» стала эффективной формой музыкального воспитания учащихся в моей школе. Но чтобы ученики учились, должна быть потребность в музыкальном образовании, как уже существующая, так и возникшая в ходе обучения - без этого эффективное осуществление образовательной деятельности невозможно.

Должен быть мотив заинтересованности предметом и процессом изучения - тогда это наиболее оптимально обеспечит восприимчивость в подсознательной деятельности. Поскольку мотив не определяет действие, а только проявляется в нем - динамика мотивационных изменений может быть ярким показателем результативности обучения или отсутствия таковой. Мотив в музыкальной деятельности возникает как желание реализовать эстетическую потребность, способность, творческие силы. Отсюда первейшей задачей учителя музыки становится создание условий для возникновения у школьников осознанного и значимого мотива музыкальной деятельности.

Цель моей работы в студии «Солист» - используя музыкальные данные детей, заложенные природой, используя компьютерные цифровые инструменты совершенствовать самый совершенный музыкальный инструмент - человеческий голос.

В «классе вокала» ребята занимаются по своему желанию, хотя есть предварительный специальный отбор. Индивидуальные занятия (один раз в неделю) проводятся в удобное для ученика время. Исходя из способностей ребенка, его здоровья, характера, возрастных особенностей определяется специальный методический комплекс. Используются различные детские вокальные методы и рекомендации по овладению детьми навыками певческого голосообразования.

Но все это не заслоняет главного - каждая встреча с музыкой для моих учеников это радость и праздник. Стремлюсь всегда, чтобы ученики с каждого урока уходили с определенным деловым ощущением, чтобы такое ощущение было и при изучении нового материала и при его углублении или повторении пройденного.

Но при самых серьёзных задачах уроки вокала в студии «Солист» носят релаксационный характер, переключают ученика в совершенно другую сферу деятельности и являются моментами расслабления в процессе напряженного рабочего дня.

В классе сольного пения студии «Солист» ежегодно обучаются 20-25 учащихся. Занятия ведутся по принципу деления на 3 студии.

I ступень (учащиеся 1-4 классов) формирует базовые основы: приобретаются первичные знания о музыке, развиваются способности чистого интонирования и голосоведения, формируется образ результата и способы получения образа результата (творчество «в уме»).

На II ступени (учащиеся 5-8 классов) дети овладевают основными навыками вокального исполнительства, расширяют интонационно-слуховой запас (интонационный «словарь»), музыкально-слуховые представления, знания, исполнительский опыт, многокомпонентную структуру сознания («интересы», «потребности», «вкусы», «способности», «взгляды», «оценки», «суждения»). Учащиеся II ступени имеют прекрасный слух, великолепную музыкальную память, яркий голос, прекрасный тембр. Эти ребята имеют вокальный и художественный опыт, изложение материала получают последовательно с постепенным его усложнением. Учащиеся уже не испытывают смущения из-за внимания. Направленного на них, и поэтому не скованны в «поисках» верного тона.

Ученики III ступени (старшеклассники 9-11 классов) - это учащиеся с хорошо поставленными голосами и артистическим опытом.

Основные результаты работы по программе «Солист»:

  1. желание и возможности самореализации детей в вокальной сольной деятельности;

  2. устойчивый интерес к развитию и совершенствованию вокального голоса;

  3. сформированность и приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкально самообразования и воспитания;

  4. появление и реализация собственных творческих проектов (дуэты, трио, ансамбли).

Все результаты работы студии прослеживаются на концертах младшей, средней и старшей школы. Студийцы - непременные организаторы и участники большого количества концертов, внеклассных и внешкольных мероприятий.

Востребованность творческой личности столь очевидна, что работа по её выращиванию стала принципиальной для государственной образовательной системы.

В нашей школе № 24 растут счастливые дети, которым знакома радость творческого самовыражения.

Потенциал музыкального образования чрезвычайно высок и учитель музыки может и должен смелее раздвигать его рамки, чтобы нести понимание всего бесконечного богатства музыкального мира, чтобы не быть для своих учеников поводырем. А быть другом. Партнером в деле духовного становления и расцвета отечественной культуры, чтобы преемственность поколений воплощалась в постоянном восхождении к музыкальным ценностям, к сокровищнице вечного и нетленного искусства.

Музыка – предмет и источник духовного обогащенияМузыка – предмет и источник духовного обогащения

© 2010-2022