Музыка души в музыке танца. Язык и поэтика танца

Ознакомление с балетным искусством как сложным видом музыкально – драматического искусства, требующим огромных душевных и физических сил, что-бы добиться высот исполнительского искусства. Помочь детям понять характер творчества, уважать артиста не производящего материальных ценностей, а ценности духовного порядка, отдачу на высоком уровне искусства классического танца, образцах русского наследия, как в музыке, так и в литературе и в балете. Уметь восхищаться тем, что недоступно большинству из на...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока музыки в 3 классе

Тема: Танцевальность: музыка души в музыке танца. Язык и поэтика танца.

Тема урока: Куда ведет нас танец? Танцевальность: музыка души в музыке танца. Язык и поэтика танца.

Задача: Познакомиться с искусством балета с другой стороны, неизвестной для детей: «Через тернии - к звездам». Мастерство исполнителя. Знакомство с музыкально - драматическим видом искусства - балет.

На экране проекция иллюстрации « Танцующие птицы».

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Вначале и в течении урока, во время чтения поэтических вставок включается «Адажио» Альбиони. Организационный момент. Приветствие.

-Вспомните ребята, как можно познавать мир, не выходя из дома. Не включая при этом компьютер?

Откуда мы узнаем, как звенит радость? Какого цвета все утра мира, грусть невечерняя, все кочки, листочки и капельки? Радуги цвет? Восход и закат? Как ищут клады и открывают новые земли? Откуда мы берем эти знания?

Дети: Из книг.

- Правильно. Литература, как вид искусства при помощи языка может открыть нам мир переживаний и даже описать мир звуков. Может музыка дополнить литературу, более ярко выразить и завершить образ, характер, событие и сюжет литературного произведения?

Дети: Сможет!

-Что для этого понадобится? В литературе это слово, а в музыке? Какие выразительные средства потребуются?

Дети: Характер. Тембр. Динамические оттенки. Мелодия. Настроение.

-Давайте вспомним жанры в музыке.

Дети: Песня. Танец. Марш.

-Простые жанры. Куда нас ведут песня, танец и марш? В более сложные виды музыкального искусства.

Дети: Марши мы можем слышать и видеть во время праздничных парадов. ---Вспомните, когда солдат провожают: «Прощание славянки». А этот марш превратился в песню патриотического характера. А где мы еще можем встретить пение?

Дети: В опере.

-Оперу можно назвать сложным видом искусства? Вот песня - простейший вид, доступен даже для тех, кто не умеет петь. А опера? Это сложное произведение или простое?

Дети: Опера сложное произведение..

-А почему? Назовите, сколько профессий участвуют в создании спектакля?

(Далее кратко перечисляем профессии гримера, костюмера, режиссера, музыкантов оркестра, дирижера, певцов, их роль в постановке и т. д.)

Ничем кроме танца не выразить мысль

и музыки мало и слов!

Лишь только танцовщик уносится ввысь,

Зал тоже к полёту готов.

Ничем кроме танца не выразить чувств,

Высокой и грешной любви. -

Так властно над нами одно из искусств,

Хоть создано, странно, людьми!

-Ребята, о каком виде искусства идет речь в стихотворении?

Дети: Танец. Балет.

-Что в балете берется за основу?

Дети: Музыка. Танец.

-А музыка без танца может существовать?

Дети: Может.

-А танец без музыки?

Дети: Может.

-А балет без музыки ?

……………………………..

-А что еще нужно для постановки балетного спектакля? Вот просто вышли артисты на сцену, покружились под музыку, взлетели в прыжке и ушли со сцены? Это балет?

……………………………

-Что еще нужно, чтобы придать смысл и содержание танцу? Что вы читаете, когда спектакль готовите или новогоднее представление?

Дети: Пьесу. Сценарий.

- Правильно. В балете и опере это литературное произведение называется либретто. Это основа, содержание того действия, которое будет происходить на сцене. Важную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Вот есть у нас либретто. Композитор написал музыку к балетному спектаклю, сшиты костюмы, установлены декорации на сцене….Что, или кто очень важен для того, что бы музыка звуков и музыка танца ожили наконец, и заговорили?

………………………………………………………..

Дети: Артисты балета. Актеры и танцовщики.

-Я смогу надеть балетную пачку, пуанты и выйти на сцену?

Дети: Нет.

- А вы можете? Нет? Почему? А кто может?

Дети: нужно выучиться танцу.

-Правильно. Не каждый из нас, даже зная музыку, умея танцевать, не сможет станцевать балетную партию в спектакле. Что для этого необходимо?

Дети: Нужно учиться в балетной школе.

-И это правда: долго, упорно трудиться с раннего детства. Ежедневно по 3-4 часа стоять у балетного станка, терпеть ушибы, превозмогать боль и усталость. Все прекрасное и великое дается огромным трудом. Для того чтобы научится технично исполнять балетные движения, нужно долго и усиленно заниматься. Ведь гибкость тела, ощущение полета, быстрые и четкие движения рук и ног танцора, всегда приковывают внимание публики.

(Альбиони. На экране проекция иллюстраций девочки, уч-ся балетной школы.)

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Учитель: Трудолюбие - мера таланта. И портниха немного и прачка…

Аккуратно зашиты пуанты, белоснежная белая пачка

То зеленкой царапины мажет

Вспоминая, как сложен и важен был урок перед зеркалом в классе.

И как плавно руки взмывали…

Как уставше сидели на стуле, обнимая руками коленки

Это только прелюдией было - все исполнится, если захочешь!

Вот сегодня немножко упала - было больно… но правда -не очень..

Страх приходит лохматою тенью…

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Меняются слайды на экране.

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Но поможет терпенье и разум! Не грусти и не бойся падений

ПТИЦЫ ТОЖЕ ВЗЛЕТАЮТ НЕ СРАЗУ…

Месяц сонные звезды на небе умывает водою студеной

Да! Ты будешь прекрасной как лебедь! а пока ты еще лебеденок..

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

- Кто из вас, ребята знает, что это за обувь? Как она называется?

Дети: Балетки. Чешки. Пуанты.

-Правильно, это - пуанты. Они представляют собой особый вид обуви, который закрепляется на ноге при помощи лент, а носок укрепляется жесткой колодкой. Посмотрите, как балерина шнурует ленты вокруг ноги. Кто знает, для чего?

Дети: Чтобы не повредить ноги, можно становиться на кончики пальцев.

-Слово пуанты происходит от французского «кончик». Французские балерины могли похвастаться тем, что умели и выполнять при этом сложные элементы. Для облегчения такого танца и стали использоваться пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Однако для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. В балетных школах девочек несколько лет обучали классическим танцевальным элементам прежде, чем позволяли надеть пуанты. Танцевальные навыки и гибкость тела способствовали мастерству балерины в движении на пуантах. Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки. Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения. Взгляните на танец маленьких лебедей из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Как двигаются танцовщицы? (Просмотр отрывка из балета.)

Дети: Легко. Грациозно. Слаженно.

-Какое настроение у маленьких лебедей? Они грустят?

Дети: Маленькие лебеди радуются, резвятся.

(На экране проекция фотоиллюстрации балерины.)

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

-Посмотрите на этот портрет. Какие чувства вы видите?

Дети: Боль. Печаль. Лицо выражает страдание.

-При помощи какого языка здесь идет повествование?

Дети: на языке танца, телодвижений.

- В чем выражается движение души?

Дети: Движения плавные. Мимика. Выражение лица. Линия бровей.

( Звучит Альбиони)Учитель: Так старательны и так отрешенны

Лица их так исполнены света

Душ созвучьем, в зеркалах отраженных

Нам исполнена мелодия эта

Не шагами, а движеньем покатым,

Не словами, а мотивом напетым -

танец явится в виденье крылатом

И растает над хладным паркетом…

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

- Балетная техника складывается не только из мастерства танца, но и из умения владеть своим телом. Ведь для того, чтобы выполнять сложные движения в воздухе, взлетать и замирать, необходимы долгие годы тренировок.

Приглашаю вас на танцевальное поле. Мы сейчас под музыку попробуем приблизиться к великому искусству при помощи простых танцевальных движений. Главной задачей для вас будет наполнить движение плавным «звучанием» рук, кисти. Передать характер звучащей музыки в даижении. В этом вам помогут зеркала.

(Исполняются несложные движения пять позиций для рук с приседаниями.)

Сейчас я покажу вам замечательный балетный танец, образ, созданный более полувека назад, в исполнении замечательной балерины, гордостью Русского балета, жемчужиной балетного искусства Галиной Улановой. Автор музыки французский композитор К. Сен - Санс.

Определите, чей образ создала балерина? О чем рассказывают ее движения, при помощи чего? Что происходит?

……………………………(Видео «Умирающий лебедь»)

-Можно этот танец назвать рассказом?

В музыке было развитие? Или композитор спокойно рассказал историю?

Кого изобразила в танце балерина?

Выразите при помощи линии, как звучало произведение?

-Какой образ передан в танце?

Дети: Образ птицы. Лебедь.

-Почему?

Дети: Движение рук напоминали крылья лебедя. Музыка звучала плавно. Певуче. Грациозно. Размеренно.

-Птица эта была в полете?

Дети: Нет.

-А почему вы так решили?

Дети: Лебедь ранен или болен.

-Что происходит с лебедем?

Дети: Он погибает… Музыка замедляется, затихает. И движения тоже как бы замирают.

- От чего погиб лебедь?

Дети: от раны. Болезнь.

-Было видно, что у него подбито крыло или рана? Он хромал? О какой ране идет речь, ребята? Это физическая рана, или душевная?

Дети: Душевная. Сердечная рана.

- Лебедь самая верная птица на земле. Потеряв свою пару он больше ни с кем и никогда не вьет гнезд, а гибнет от тоски и одиночества.. О чем этот танец и эта музыка?

Дети: О любви. О верности. О страдании

(Проекция иллюстраций «балерина в образе лебедя» )

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

-Обратите внимание, как балерина, не произнося ни единого слова, рассказала нам печальную историю. При помощи чего?

Дети: При помощи танца.

(Звукозапись Ф. Шопен Вальс проекция на экране)

Учитель: Дышать и жить…

Дышите, балерина,

Пусть лучше зритель задохнется счастьем

Следя за облаками кринолина

Целующими тонкие запястья

Прочтите жизнь на кончике пуантов

На краткий миг она остановилась

Чтобы измерить интервалом такта

Любовь.

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

И жить во славу и на милость

Вам, замершим дыхание в партере

И тем, кто в этот вечер tet -a -tet

С бессмертием, потерянным в Эдеме

Столкнулся в мире, названном БАЛЕТ.

-Творческая работа на бланке: прослушайте еще раз произведение

К. Сен - Санса «Лебедь». При помощи слов и цвета обозначьте музыкально- художественный образ произведения…

- В завершении урока, подведем итог: скажите, ребята, что связывает музыку, танец и литературу? Что у них общего?

Дети: Танец, при помощи литературы и музыки может говорить с нами художественным языком, рисовать образы и характеры. Они связаны между собой, взаимодействуют и дополняют друг - друга.

- Заключительные слова урока, как жизнеутверждающая истина:

Музыка души в музыке танца.Язык и поэтика танца.

Ничем кроме танца не выразить мысль

и музыки мало и слов!

Лишь только танцовщик уносится ввысь,

Зал тоже к полёту готов.

Ничем кроме танца не выразить чувств,

Высокой и грешной любви. -

Так властно над нами одно из искусств,

Хоть создано, странно, людьми!

Наверное, свыше был послан балет -

Гармония небом дана!

Прекрасное тело, чарующий свет

И музыка, мысли полна!


Авторская разработка урока по предмету «Музыка»



© 2010-2022