- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки по ФГОС на тему: М. Мусоргский. Старый замок. 5 класс
Урок музыки по ФГОС на тему: М. Мусоргский. Старый замок. 5 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабыш Е.Н. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект урока музыки на тему:
«М. Мусоргский «Старый замок»
Кабыш Е.Н.,
учитель высшей категории ГБОУ СОШ №1499
Москва, 2014 год
Тема урока
«М.Мусоргский «Старый замок»
Урок музыки в 5 классе. Тема «М.Мусоргский «Старый замок» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).
Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.
Цель урока: Развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.
Пути достижения цели
-
«Входной билет»
При входе в класс на урок дети получают билет с написанным на нем «номером зала» и садятся в группу, соответствующей этому номеру.
На экране - слайд с изображение картинной галереи.
-
Музыкальная загадка.
Учитель наигрывает мелодию «Прогулки» М. Мусоргского, которая уже знакома детям.
Учитель:
-
Скажите, пожалуйста, знакома ли вам эта мелодия? Что это за мелодия, как она называется?
-
А можете ли вы вспомнить слова к этой «Прогулке»?
(во втором и третьем классе при обращении к «Прогулке», была разучена «вокальная» версия мелодии «Прогулки» Мусоргского, текст которой звучит так:
Эй,сюда,заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!
-
Вокализация и пластика
После того, как дети вспомнят (с помощью учителя) слова «Прогулки», пропеть вместе с детьми мелодию «Прогулки» со словами .
Учитель:
-
Назовите, пожалуйста, имя композитора, написавшего это произведение.
На экране - портрет М.П. Мусоргского.
-
Это самостоятельное произведение или часть другого?
-
Связано ли оно с какой-то историей?
Ответы детей.
Учитель:
-
Верно, действительно, это цикл фортепианных произведений «Картинки с выставки» М. Мусоргского, написанного по впечатлениям от выставки друга художника Гартмана.
-
Прогулки бывают разными. «Пошагайте» руками в характере музыки, которую вы услышите.
(Учитель играет мелодию «Прогулки» в разных характерах. Последнее проигрывание - в лирическом, задумчивом образе)
-
Скажите, а к какой картине могла привести нас эта «Прогулка»?
Варианты ответов детей.
-
Работа с музыкальным произведением.
Учитель:
-
Сейчас мы услышим картину, к которой мы подошли. Послушайте музыку и каждый ответьте себе на вопрос «Какая это музыка по характеру, какой образ возник у вас при ее прослушивании и , опираясь на ваши впечатления, дайте ей название»
Слушание «Старый замок» М. Мусоргского.
Учитель:
-
Поделитесь своими впечатлениями и теми названиями, которые вы дали этому произведению в своих группах, выберите наиболее понравившиеся группе образ и название.
Работа в группах. Итог этой работы -каждая группа озвучивает свой образ и название.
Учитель:
-
А сейчас постарайтесь составить «Застывшую скульптуру», которая бы отразила эту музыку, название которой вы уже дали. Материал для вашей скульптуры - ваше тело, в создании скульптуры участвуют все члены группы, а главный скульптор тот, чье название приняла группа как наиболее понравившееся.
Работа в группах. Пока звучит «Старый замок» дети выстраивают скульптуру.
Результат - каждая группа должна представить свою «Застывшую скульптуру».
Учитель:
-
Скажите, пожалуйста, что вы увидели в представленной скульптуре?
-
Насколько точным было попадание группы в название, которое они дали произведению, в образ и характер произведения?
-
Соответствовала ли пластика (те линии, который образовались в «скульптуре») мелодической линии произведения?
Другие группы высказывают свое мнение по поводу того, что они увидели.
Учитель:
Я не просто так попросила вас изобразить именно застывшую скульптуру. Дело в том, что произведение, которое мы слушали и картина, которую оно рисует называется «Старый замок» - застывший и задумчивый. К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок - Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». В этой музыке кроется какая-то тайна. Вы верно заметили, что она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.
Учитель:
Давайте мы сейчас споем эту мелодию со словами (учитель поет по форазам, дети повторяют. Затем все целиком)
Учитель:
-
У вас на партах лежит образец написания синквейна. Вы теперь знаете, что это произведение называется «Старый замок» и вы уже определили характер и образ этого произведения. И теперь, слушая музыку, сочините синквейн, который бы рассказывал о ней.
Индивидуальная работа детей. Итог - озвучивание 4-5 синквейнов. Те, кто не озвучивал свои синквейны, читаю их друг другу в группах и сдают учителю в конце урока.
Учитель:
А теперь давайте посмотрим, как же выглядел старый замок у Гартмана.
-
Показ слайда изображением «Старого замка» Гартмана.
А еще мне показалось, что он, судя по музыке Мусоргского, мог бы быть таким….
-
Показ слайдов с разным изображением «Старого замка».
-
Домашнее задание.
Учитель:
Мусоргский увидел картину и сочинил музыку, а вы услышали музыку и нарисуйте картину - свой «Старый замок», каким вы его увидели сегодня.
Критерии оценки:
-
Активность во время выполнения групповых творческих заданий.
-
Попадание в образ и характер «Застывшей скульптуры»
-
Соблюдение правил синквейна, его соответствие музыке.
Материал для проведения урока
-
Ноты «Прогулки» М. Мусоргского
-
Слайды:
-
Изображение картинной галереи
-
Портрет М. Мусоргского
-
Изображение «Старого замка» Гартмана
-
Разные изображения замков
-
Аудио запись «Старый замок» М. Мусоргский.
-
Раздаточный материал (см. ниже)
Раздаточный материал
-
«Входные билеты» ( по 7 штук каждого «билета»)
-
Зал №1
-
Зал №2
-
Зал №3
-
Зал №4
-
Таблички на столах каждой группы (всего 4 группы)
-
Зал №1
-
Зал №2
-
Зал №3
-
Зал №4
-
Правила написания синквейна (по 1экз. на группу)
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка - три глагола, описывающих действие
4 строка - фраза из 4 слов, несущая определенный смысл (предлоги считаются за слово!!)
5 строка - заключение, вывод в форме существительного (ассоциация с первым словом).