Статья Принципы и методы вокального обучения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы и методы вокального обучения

Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные музыкальной педагогике, принципы обучения. Ведущими среди общепедагогических принципов обучения являются:

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип научности (принцип посильной трудности, принцип постепенности и последовательности);

  • принцип сознательности;

  • принцип связи с жизнью (с практикой);

  • принцип единства художественной и технической сторон.

В процессе вокального обучения учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании. У него формируются, совершенствуются вокально - технические, художественные навыки, но и развивается его голос, исполнительские задатки, музыкально - эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Происходит развитие музыкальных способностей таких как: музыкальный слух, музыкально - ритмическое чувство, музыкальная память, координационные способности.

Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности учащегося.

Принцип воспитывающего обучения очень важен для воспитания, целью которого является всестороннее развитие личности. Воспитывающий характер вокального обучения связан с принципом его научности, которая исходит из объективно существующих явлений певческого процесса, из закономерностей их взаимосвязи.

Принцип научности в вокальной педагогике особенно важен. Если вокальные знания и навыки преподавателя не будут соответствовать объективным данным, он не сможет успешно обучать пению учащихся правильно воздействовать на развитие их голосового аппарата.

На принцип научности обучения опирается принцип его посильной трудности. Без знания процесса голосообразования, способов воздействия на него, без четкого представления уровня музыкального, вокально-технического и художественного развития ученика невозможно определить, что для него посильно в каждый определенный период обучения.

Принцип посильной трудности тесно связан с принципом постепенности и последовательности (от простого к сложному, от легкого к трудному).

Посильная трудность при вокальном обучении по мере обученности ученика, развития его способностей постепенно восходит вверх. Принцип посильной трудности заменил в дидактике принцип доступности обучения.

Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, музыкальные способности. Индивидуальный подход к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении. На передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога - вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.

Чрезвычайно важен при обучении сольному пению принцип единства художественной и технической сторон обучения - это выразительность вокального звучания, художественные качества звука зависят от «технологии» голосообразования, т.е. от вокально-технических навыков (дыхание, опора звука, динамика, атака ит.д.).

Пение является практическим видом деятельности. Вокальное обучение в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений. Поэтому в методике вокального обучения в основном применяются такие общедидактические методы, как объяснительно -иллюстративный и репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в сообщении педагогом готовой информации о певческом звуке и голосообразовании. Он включает в себя традиционные методы: объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального вокального звучания и способов работы голосового аппарата. Этот метод направлен на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.

При вокальном обучении детей младшего школьного возраста, которым свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость, нужно опираться на имеющийся у учащегося опыт, применять образные определения певческого звука, заимствованных из области неслуховых ощущений и представлений, из знакомых эмоций. При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке.

Пение, как известно, неразрывно связано не только со слуховыми, но и с резонаторными (вибрационными), мышечными и другими ощущениями. При помощи ощущений певец контролирует и регулирует процесс своего голосообразования. Но роль этих ощущений при обучении пению неодинакова в связи с тем, что они по-разному отражаются в нашем сознании. Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух является главным регулятором голоса. Менее осознаваемы и мало знакомы, особенно в начале вокального обучения, резонаторные ощущения. Мышечные же ощущения - «темные», т.е. плохо отражаются в сознании, особенно у детей, у них и резонаторные ощущения развиты слабо. Разница наглядно проявляется в ощущениях, связанных с работой дыхательных мышц, с опорой дыхания.

Нижнереберно-диафрагматическое дыхание и возникающие при нем мышечные ощущения формируются у взрослых с первых дней обучения. У учеников 1 класса этого делать нельзя. Дети, в связи с особенностями строения их органов дыхания пользуются более «высоким» дыханием - грудным. Поэтому в начале певческого обучения укрепляется такой тип дыхания. И только по мере овладения певческими навыками, он постепенно переходит в нижнереберное. Поскольку голоса детей отличаются легкостью, звонкостью, и для такого звучания не требуется большая опора, мышечные ощущения у ребят будут иными, чем у взрослых.

Представление о звучании, которое надо воспроизвести, проще всего создать при помощи непосредственного восприятия звука учащимися, при применении педагогом в процессе объяснений на уроке показа своим голосом нужного звучания. Показ звучания своим голосом или в записи позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и организовать ее в нужном направлении. В этом отношении немалое значение имеет и то, что восприятие звука осуществляется через голосовые органы и в результате намечается рефлекторная связь между слухом и голосом. Показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязательно тесно связываются со способностью человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных и особенно речевых и вокальных навыков. Благодаря опоре на органы чувств, наглядности и доступности, показ является чрезвычайно ценным при вокальном обучении детей. Он дает возможность использовать их природную способность к подражанию. Дети учатся говорить, у них развивается голосовая функция при помощи подражания звукам и движениям речевых органов. Поэтому показ голосом позволяет вести вокальное обучение маленьких певцов естественным путем.

Наряду с показом звучания при работе с детьми может широко использоваться иллюстрация видимых движений артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным способам вокального обучения - мышечным приемам.

Мышечными приемами являются: зевок, задержка дыхания, сохранение состояния вдоха во время пения.

Основной задачей начальной работы с учениками 1 классов станет организация у них плавного, спокойного дыхания, и будет достаточно только задержка дыхания перед началом фонации. При формировании у детей певческого зевка также нужно следить, чтобы он не был таким глубоким, какой, к примеру, требуется для создания прикрытия у низких мужских голосов, поскольку это «отяжелит» и «затемнит» звучание детских голосов и будет противоестественным для них.

Объяснительно-иллюстративный метод теснейшим образом сочетается с репродуктивным, который состоит в воспроизведении и повторении учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. Такое воспроизведение и повторение специально организуется педагогом, превращается в деятельность, направленную на совершенствование выполняемых действий при помощи учебного материала: системы упражнений, вокализов, вокальных произведений. В результате у учащихся формируются и развиваются вокальные навыки.

Наиболее распространенным и эффективным в вокальном обучении является специальный метод - фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но формируется на ее основе.

При певческом обучении детей фонетический метод особенно ценен. Он основан на активной работе артикуляторных органов - части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Как известно, артикуляторные органы у детей отличаются значительной вялостью. Данный же метод помогает бороться с этим недостатком и при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания.

Таким образом, применение всех охарактеризованных методов является необходимым условием формирования вокальных навыков и умений, развития музыкальных способностей, знаний в области певческого голосообразования.


© 2010-2022