- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке ФГОС
Рабочая программа по музыке ФГОС
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова Е.И. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильичевская СОШ»
-
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «____» _____________ 2015 г. № _________
Руководитель ШМО
Леонова Н. Б../ _____________/
Согласовано:
заместитель директора по УВР
Ермолаева О.Н /
«___» _________2015г
Утверждаю
Директор МОУ Ильичевская СОШ
Киримов В.Ю /
«___» __________ 2015 г
Программа по музыке
Предметная область: искусство
6 класс
Составитель: Колесникова Елена Ивановна
учитель музыки
1 категория
п. Ильичево
2015-2016год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 6-го класса разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке
-
Основной образовательной программы
-
Примерной программы музыке основного общего образования
-
примерной программы общего образования и программы «Музыка 5-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, М., Просвещение, 2011г.
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год
-
Примерного учебного плана 2010 года
-
Учебного плана школы на 2015-2016 год
Программа разработана на основе преемственности с курсом 5 класса и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Учебно - методический комплект
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева «Музыка 6 класс»- Москва. Просвещение 2014год.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану 2010 года для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения музыки на этапе общего образования отводится 35 часов в год, из расчета 1ч в неделю,35 недель.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационно- образном, жанрово- стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Цель программы - заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Структура курса:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки- 17 часов.
Мир образов камерной и симфонической музыки- 18 часов.
Форма организации учебного процесса:
групповая, коллективная, индивидуальная.
Форма урока:
Урок-игра, урок-концерт, урок-беседа, урок-путешествие, урок- характеристика.
Виды контроля:
текущий, итоговый, тест, музыкальная викторина.
По итогам освоения программы 6 класса ученик научится:
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Получит возможность:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;
-
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
В слушательской деятельности получит возможность:
-
воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
-
характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
-
дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
-
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема первого полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (18 часов)
1 четверть
№
Тема урока
Форма урока
Элемент содержания
Решаемые проблемы
Предметные результаты
Планируемый
результат
Дата
Ууд(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
коррекция
факт
1
Удивительный мир музыкальных образов.
Старинный русский романс
Урок -путешествие
Прослушивание:
Романсы А.Гурилева, П.Булахова, А.Обухова
М.Глинки, А.Балактрева.
Познакомить с жанром камерной музыки -романс.
Понятия:
Романс, интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ, вокальная музыка.
Знать и развивать традиции русской песенной культуры.
Р: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.
П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.
К: знать особенности мелодической линии.
Л: Речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего.
7.09
2
«Песня-романс. Мир чарующих звуков»
Комбинированный урок.
Прослушивание:
А.Варламов
«Красный сарафан»
М.Глинка «Жаворонок»
Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия.
Мелодия, аккомпанемент, рефрен, диалог, композитор, поэт, исполнитель, слушатель, лирические образы.
Песня-романс
Четко понимать специфику и особенности романса
( лирический, драматический, эпический).
Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.
П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.
К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.
Л: Знать известные русские романсы.
14.09
3
«Два музыкальных посвящения»
Урок-беседа
Прослушивание:
М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»
«Вальс-фантазия»
Познакомить с шедеврами музыкального романса.
Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс.
Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.
Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.
П: уметь определять форму романса
К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.
Л: Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.
21.09
4
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Прослушивание:
С.Рахманинов «Островок»
«Сирень»
Расширить понятие: мир образов, романов и песен.
Выразительность, изобразительность,
Приемы развития,
Образы покоя.
Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.
Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.
П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.
К:знать приемы развития музыки в романсе.
Л; Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.
5
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
Урок-характеристика
Прослушивание:
Произведения в исполнении Ф.Шаляпина из оп. М.Глинки «Руслан и Людмила»
Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.Шаляпина
Ария, песня, речитатив,
Рондо, бас.
Знать различные способы звуковедения.
Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)
П: понимать красоту и правду в искусстве.
К:расширять муз. компетентность.
Л: Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.
28.09
6
«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»,
М.Мусоргский «Плывет лебедушка»
М.Глинка «Романс Антониды»
«Марш Черномора»
Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП.
Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций.
Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.
Р: самостоятельно различать диалог в РНП
П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.
К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»
Л: Понимать и любить русские народные обряды
5.10
7
«Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения»
Урок-характеристика
Прослушивание:
Музыка Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова
Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства.
Бельканто,
Баркарола
Мастерство исполнителя,
Романс-фантазия.
Уметь различать становление муз.образа.
Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.
П: знать музыкальные термины.
К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»
Л.: Расширять музыкальный кругозор.
12.10
8
«Старинной песни мир.
Песни Франца Шуберта»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
Ф.Шуберт «Аве, Мария»
«Форель»
«Серенада № 4»
«Лесной царь»
Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта.
Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада.
Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.
Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО
П: знать музыкальные термины.
К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.
Л: Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.
19.10
9
«Образы русской народной и духовной музыки»
Контрольный урок
Прослушивание:
РНП,
Н. Римский-Корсаков фрагм. из оп. «Снегурочка»,
«Садко»
П.Чайковский
Фрагм. из «Концерта № 1»
Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.
Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра.
Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.
Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.
П: знать народные муз. инструменты.
К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.
Л: Гордиться РНП.
26.10
2 четверть
10
«Русская духовная музыка»
Урок-беседа
Прослушивание:
Знаменный распев
Произведения С.Рахманинова, П,Чеснокова, иеромонаха Романа.
Дать представление о духовной музыке.
Знаменный распев, партесное пение,
а капелла,
тропарь, стихира, величание, молитва, всенощное, литургия.
Понимать значение духовной музыки.
Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.
П: владеть знаниями музыкальных терминов.
К: разучивание духовного муз. Произведения.
Л: Уважать традиции русской духовной музыки.
9.11
11
«Духовный концерт»
Урок-путешествие
Прослушивание:
М.Березовский «Не отверже мене во время старости»
( из «Духовного концерта»)
Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М.Березовского.
Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония.
Знать особенности русской духовной музыки 18 века.
Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.
П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.
К: углублять знание жанра хорового концерта.
Л: Уважать традиции русской духовной музыки.
16.11
12
«Фрески Софии Киевской»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
В.Кикта «Фрески Софии Киевской» -фрагм.
Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
Арфа, фреска, симфония , музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование.
Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.
Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.
(темп, регистр, динамика, ритм)
П: владеть знаниями муз. терминов.
К: знать приемы раскрытия муз.образов.
Л: Уважать и любить историю Родины.
23.11
13
«Перезвоны» «По прочтении Шукшина»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
В.Гаврилин «Перезвоны»
-фрагм. из симфонии -действа.
Дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом.
Контраст -сопоставление,
хор-солист,
молитва, вокализ, песня без слов,
благовест, трезвон, набат, перезвоны
Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.
Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.
П: определять контраст инструментального и вокального начала.
К: выполнение творческого задания.
Л: Знать значение колокола в церковных обрядах.
30.11
14
«Образы духовной музыки Западной Европы»
Урок-путешествие
Прослушивание:
И.Бах «Токката ре минор»,
«Фуга № 2»
Познакомить с особенностями полифонической музыки.
Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал,
Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд,
Контрапункт,
Канон, орган, светская и духовная церковная музыка.
Знать особенности полифонической
Музыки Западной Европы.
Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.
П: сравнивать темы токкаты т фуги.
К: определять близость хоралов к народным песням.
Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.
7.12
15
«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
И.Бах «Рождественская оратория»
«Проснитесь, голос к Вам взывает»,
«Хорал № 2»
«Хорал № 4».
Познакомить с творчеством И.Баха.
Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт.
Уметь определять многоголосность музыки Баха.
Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.
П: отличать светскую и духовную церковную музыку.
К: определять близость хоралов к народным песням.
Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.
14.12
16
«Образы скорби и печали…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
Дж.Перголези «Стояла мать скорбящая»,
В.Моцарт «Реквием»
К.Орф «Кармина Бурана»
Дать представление об образе печали в религиозной музыке.
Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.
Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)
Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.
П: знать голоса хора
К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.
Л: Уважать традиции Западно- европейской духовной музыки
21.12
17
«Авторская песня: прошлое и настоящее».
Контрольный урок
Прослушивание:
Гаудеамус,
Д.Тухманов «По волне моей памяти»
Авторские песни
А.Розенбаума,
М.Светлова, В.Высоцкого,
Ю.Ким, Б.Окуджавы
Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.
Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.
Знать историю становления авторской песни.
Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.
П: знать жанры и особенности авторской песни.
К: выполнение творческого задания.
Л: Формировать художественный вкус.
28.12
18
«Джаз-искусство 20 века»
«Спиричуэл и блюз»
Урок-экскурсия
Прослушивание:
Джазовая музыка,
Спиричуэлы,
Дж.Гершвин ,
И.Миллас,
Д.Эллингтон.
Познакомить с истоками джазовой музыки.
Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка.
Знать историю становления джаза и блюза
Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.
П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.
К: разучивание песни.
Л: Знать и любить джазовую музыку.
11.01
«Мир образов камерной и симфонической музыки»( 17 часов)
19
«Вечные темы искусства и жизни»
Комбинированный урок
Прослушивание:
Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»
М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагм.
Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки.
Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и непрограммные произведения.
Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)
Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.
П: знать отличие камерной музыки от симфонической.
К: знать жанры камерно музыки
( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)
Л: Расширять музыкальный кругозор.
18.01
20
«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»
Урок-беседа
Прослушивание:
Музыка Фредерика Шопена
Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.
Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.
Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.
Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена
П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.
К: знать жанр музыки ноктюрн.
Л: Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. Познаний.
25.01
21
«Ночной пейзаж. Ноктюрн»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Прослушивание:
А.Бородин «Ноктюрн»
( из «Квартета № 2»)
Ф.Шопен
«Ноктюрн фа минор»
Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн.
Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность.
Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение.
Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки
П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.
К: четко определять средства муз.выразительности, помогающие понять содержание музыки.
Л: Ценить музыкальные шедевры.
1.02
22
«Инструментальный концерт».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
А.Вивальди «Времена года»
И.Бах «Итальянский концерт»
Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.
Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.
Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.
Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди
( быстро-медленно-быстро)
П: вспомнить жанр духовного концерта.
К: знать форму построения первой части концерта
( «Весна») -рондо, вариация.
Л. Ценить актуальность старинной музыки.
8.02
23
«Космический пейзаж».
Урок-выставка
Прослушивание:
Ч.Айвз «Космический пейзаж»
Э.Артемьев «Мозаика»
Познакомить с творчеством композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева.
Выразительность, изобразительность, тембр, колорит, гармония, синтезатор, мозаика.
Понимать оригинальность
Музыки и особенную манеру её изложения.
Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.
П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.
К: уметь находить сходство и различие в композициях
( Космос и Вселенная)
Л. Интересоваться современной электронной музыкой.
15.02
24
«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Г.Свиридов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс»,
«Пастораль»,
Н.Зубов «Не уходи»
Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.
Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация
Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. Сочинений
Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.
П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.
К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит.сочинений.
Л. Глубоко вдумываться в муз.образы Свиридова
22.02
25
«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»
Г.Свиридов «Военный марш», «Венчание»
( из «Метели»)
Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.
Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.
Знать интонации музыкальных иллюстраций.
Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.
П: знать отличие пьес лирических от драматических
К: творческое задание.
Л. Гордиться творчеством Пушкина.
29.02
26
«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Моцарт «Симфония № 40»,
П.Чайковский «Моцартиана»
Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.
Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.
Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.
Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»
П: определять жанр музыки.
К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.
Л. С уважением относится к современным интерпретациям.
7.03
27
«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»
Контрольный урок
Бетховен увертюра «Эгмонт»
Познакомить с жанром программной увертюры.
Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;
Контраст, конфликт.
Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.
Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.
П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.
К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.
Л. Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.
14.03
28
«Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
П.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» -фрагм.
Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы.
Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.
Знать этапы разработки разделов сонатной формы.
Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.
П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.
К: читать повесть-трагедиюУ.Шекспира «Ромео и Джульетта»
Л. Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.
4.04
29
«Мир музыкального театра.
Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Урок- беседа
С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» -фрагм.
Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.
Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем.
Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца.
Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.
П: знать значение контраста музыкальной темы.
К: творческое задание.
Л. Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.
11.04
30
«Мюзикл.
Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Л.Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» -фрагменты.
Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле.
Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.
Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.
Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.
П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.
К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.
Л. Любить современное искусство, посещать театр.
18.04
31
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»
Урок- путешествие
К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» -фрагм.
Познакомить с творчеством немецкого композитора Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика»
Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.
Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.
Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.
П: знать основные понятия и термины.
К: творческое задание.
Л. Уважать и понимать оперное искусство.
25.04
33
А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»
Урок-путешествие
Фрагменты рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика»
Дать представление о рок-опере.
Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист.
Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни - тему любви и силу искусства.
Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор.
( участник действия)
П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы.
К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка.
Л. Повышать музыкальный кругозор.
16.05
34
Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в кино 20 века.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыка из отечественных и заруб.кинофильмов
(Н.Рота, К.Армстронг, Е.Дога)
Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов.
Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, лейттема.
Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.
Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.
П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.
К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема
Л. Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз.кино.
23.05
35
«Музыка в отечественном кино»
Контрольный урок
С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
И.Дунаевский «Дети капитана Гранта» -увертюра.
Фрагменты из к/ф «Цирк»,
Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь» -«Вальс»
М.Таривердиев «Мгновения» ( к\ф «Семнадцать мгновений весны»)
Познакомить с различными жанрами киномузыки.
Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.
Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности)
Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.
П: знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.
К:творческое задание.
Л.Любить и ценить киноискусство.
30.05