Рабочая программа по музыке ФГОС

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильичевская СОШ»

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «____» _____________ 2015 г. № _________

Руководитель ШМО

Леонова Н. Б../ _____________/

Согласовано:

заместитель директора по УВР

Ермолаева О.Н /

«___» _________2015г

Утверждаю

Директор МОУ Ильичевская СОШ

Киримов В.Ю /

«___» __________ 2015 г


Программа по музыке

Предметная область: искусство

6 класс



Составитель: Колесникова Елена Ивановна

учитель музыки

1 категория

п. Ильичево

2015-2016год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 6-го класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке

  • Основной образовательной программы

  • Примерной программы музыке основного общего образования

  • примерной программы общего образования и программы «Музыка 5-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, М., Просвещение, 2011г.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год

  • Примерного учебного плана 2010 года

  • Учебного плана школы на 2015-2016 год

Программа разработана на основе преемственности с курсом 5 класса и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Учебно - методический комплект

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева «Музыка 6 класс»- Москва. Просвещение 2014год.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2010 года для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения музыки на этапе общего образования отводится 35 часов в год, из расчета 1ч в неделю,35 недель.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационно- образном, жанрово- стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Цель программы - заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод междисциплинарных взаимодействий;

-метод проблемного обучения;

-метод сравнения.

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.

РегулятивныеУУД:

- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.

Познавательные УУД:

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;

- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;

- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Информационные УУД:

-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

Структура курса:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки- 17 часов.

Мир образов камерной и симфонической музыки- 18 часов.

Форма организации учебного процесса:

групповая, коллективная, индивидуальная.

Форма урока:

Урок-игра, урок-концерт, урок-беседа, урок-путешествие, урок- характеристика.

Виды контроля:

текущий, итоговый, тест, музыкальная викторина.

По итогам освоения программы 6 класса ученик научится:

-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;

Получит возможность:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

В слушательской деятельности получит возможность:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

  • дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

  • выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема первого полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (18 часов)

1 четверть

Тема урока

Форма урока

Элемент содержания

Решаемые проблемы

Предметные результаты

Планируемый

результат

Дата

Ууд(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

коррекция

факт

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Старинный русский романс

Урок -путешествие

Прослушивание:

Романсы А.Гурилева, П.Булахова, А.Обухова

М.Глинки, А.Балактрева.

Познакомить с жанром камерной музыки -романс.

Понятия:

Романс, интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ, вокальная музыка.

Знать и развивать традиции русской песенной культуры.

Р: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.

П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

К: знать особенности мелодической линии.

Л: Речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего.

7.09

2

«Песня-романс. Мир чарующих звуков»

Комбинированный урок.

Прослушивание:

А.Варламов

«Красный сарафан»

М.Глинка «Жаворонок»

Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия.

Мелодия, аккомпанемент, рефрен, диалог, композитор, поэт, исполнитель, слушатель, лирические образы.

Песня-романс

Четко понимать специфику и особенности романса

( лирический, драматический, эпический).

Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.

П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.

Л: Знать известные русские романсы.

14.09

3

«Два музыкальных посвящения»

Урок-беседа

Прослушивание:

М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»

«Вальс-фантазия»

Познакомить с шедеврами музыкального романса.

Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс.


Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

П: уметь определять форму романса

К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.

Л: Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.

21.09

4

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Сирень»

Расширить понятие: мир образов, романов и песен.

Выразительность, изобразительность,

Приемы развития,

Образы покоя.

Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.

Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

К:знать приемы развития музыки в романсе.

Л; Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.

5

«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Урок-характеристика

Прослушивание:

Произведения в исполнении Ф.Шаляпина из оп. М.Глинки «Руслан и Людмила»

Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.Шаляпина

Ария, песня, речитатив,

Рондо, бас.

Знать различные способы звуковедения.

Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

П: понимать красоту и правду в искусстве.

К:расширять муз. компетентность.

Л: Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.

28.09

6

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»,

М.Мусоргский «Плывет лебедушка»

М.Глинка «Романс Антониды»

«Марш Черномора»

Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП.

Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций.

Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.

Р: самостоятельно различать диалог в РНП

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»

Л: Понимать и любить русские народные обряды

5.10

7



«Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения»

Урок-характеристика


Прослушивание:

Музыка Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова








Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства.

Бельканто,

Баркарола

Мастерство исполнителя,

Романс-фантазия.

Уметь различать становление муз.образа.








Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

П: знать музыкальные термины.

К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»

Л.: Расширять музыкальный кругозор.

12.10



8

«Старинной песни мир.

Песни Франца Шуберта»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

«Форель»

«Серенада № 4»

«Лесной царь»

Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта.

Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада.


Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.

Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

П: знать музыкальные термины.

К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.

Л: Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.


19.10

9

«Образы русской народной и духовной музыки»

Контрольный урок

Прослушивание:

РНП,

Н. Римский-Корсаков фрагм. из оп. «Снегурочка»,

«Садко»

П.Чайковский

Фрагм. из «Концерта № 1»

Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.

Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра.

Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.

Л: Гордиться РНП.

26.10

2 четверть

10

«Русская духовная музыка»

Урок-беседа

Прослушивание:

Знаменный распев

Произведения С.Рахманинова, П,Чеснокова, иеромонаха Романа.

Дать представление о духовной музыке.

Знаменный распев, партесное пение,

а капелла,

тропарь, стихира, величание, молитва, всенощное, литургия.

Понимать значение духовной музыки.

Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

П: владеть знаниями музыкальных терминов.

К: разучивание духовного муз. Произведения.

Л: Уважать традиции русской духовной музыки.

9.11

11

«Духовный концерт»

Урок-путешествие

Прослушивание:

М.Березовский «Не отверже мене во время старости»

( из «Духовного концерта»)

Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М.Березовского.

Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония.

Знать особенности русской духовной музыки 18 века.

Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.

П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.

К: углублять знание жанра хорового концерта.

Л: Уважать традиции русской духовной музыки.

16.11

12

«Фрески Софии Киевской»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

В.Кикта «Фрески Софии Киевской» -фрагм.

Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Арфа, фреска, симфония , музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование.

Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.

Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз.образов.

Л: Уважать и любить историю Родины.

23.11

13

«Перезвоны» «По прочтении Шукшина»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

В.Гаврилин «Перезвоны»

-фрагм. из симфонии -действа.

Дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом.

Контраст -сопоставление,

хор-солист,

молитва, вокализ, песня без слов,

благовест, трезвон, набат, перезвоны

Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.

Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.

П: определять контраст инструментального и вокального начала.

К: выполнение творческого задания.

Л: Знать значение колокола в церковных обрядах.

30.11

14

«Образы духовной музыки Западной Европы»

Урок-путешествие

Прослушивание:

И.Бах «Токката ре минор»,

«Фуга № 2»

Познакомить с особенностями полифонической музыки.

Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал,

Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд,

Контрапункт,

Канон, орган, светская и духовная церковная музыка.

Знать особенности полифонической

Музыки Западной Европы.

Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

П: сравнивать темы токкаты т фуги.

К: определять близость хоралов к народным песням.

Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

7.12

15

«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

И.Бах «Рождественская оратория»

«Проснитесь, голос к Вам взывает»,

«Хорал № 2»

«Хорал № 4».

Познакомить с творчеством И.Баха.

Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт.

Уметь определять многоголосность музыки Баха.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

П: отличать светскую и духовную церковную музыку.

К: определять близость хоралов к народным песням.

Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

14.12

16

«Образы скорби и печали…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

Дж.Перголези «Стояла мать скорбящая»,

В.Моцарт «Реквием»

К.Орф «Кармина Бурана»

Дать представление об образе печали в религиозной музыке.

Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.

Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.

Л: Уважать традиции Западно- европейской духовной музыки

21.12

17

«Авторская песня: прошлое и настоящее».

Контрольный урок

Прослушивание:

Гаудеамус,

Д.Тухманов «По волне моей памяти»

Авторские песни

А.Розенбаума,

М.Светлова, В.Высоцкого,

Ю.Ким, Б.Окуджавы

Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.

Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.

Знать историю становления авторской песни.

Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

П: знать жанры и особенности авторской песни.

К: выполнение творческого задания.

Л: Формировать художественный вкус.

28.12

18

«Джаз-искусство 20 века»

«Спиричуэл и блюз»

Урок-экскурсия

Прослушивание:

Джазовая музыка,

Спиричуэлы,

Дж.Гершвин ,

И.Миллас,

Д.Эллингтон.

Познакомить с истоками джазовой музыки.

Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка.

Знать историю становления джаза и блюза

Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К: разучивание песни.

Л: Знать и любить джазовую музыку.

11.01

«Мир образов камерной и симфонической музыки»( 17 часов)

19

«Вечные темы искусства и жизни»

Комбинированный урок

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагм.

Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки.

Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и непрограммные произведения.

Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)

Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерно музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)

Л: Расширять музыкальный кругозор.

18.01

20

«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

Урок-беседа

Прослушивание:

Музыка Фредерика Шопена

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.

Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.

Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн.

Л: Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. Познаний.

25.01

21

«Ночной пейзаж. Ноктюрн»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прослушивание:

А.Бородин «Ноктюрн»

( из «Квартета № 2»)

Ф.Шопен

«Ноктюрн фа минор»

Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн.

Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность.


Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение.

Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки

П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.

К: четко определять средства муз.выразительности, помогающие понять содержание музыки.

Л: Ценить музыкальные шедевры.

1.02

22

«Инструментальный концерт».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

А.Вивальди «Времена года»

И.Бах «Итальянский концерт»

Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.

Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.

Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.

Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди

( быстро-медленно-быстро)

П: вспомнить жанр духовного концерта.

К: знать форму построения первой части концерта

( «Весна») -рондо, вариация.

Л. Ценить актуальность старинной музыки.

8.02

23

«Космический пейзаж».

Урок-выставка

Прослушивание:

Ч.Айвз «Космический пейзаж»

Э.Артемьев «Мозаика»

Познакомить с творчеством композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева.

Выразительность, изобразительность, тембр, колорит, гармония, синтезатор, мозаика.

Понимать оригинальность

Музыки и особенную манеру её изложения.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях

( Космос и Вселенная)

Л. Интересоваться современной электронной музыкой.

15.02

24




«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Г.Свиридов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,

«Романс»,

«Пастораль»,

Н.Зубов «Не уходи»



Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.

Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация

Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. Сочинений



Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит.сочинений.

Л. Глубоко вдумываться в муз.образы Свиридова

22.02

25

«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

Г.Свиридов «Военный марш», «Венчание»

( из «Метели»)

Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.

Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.

Знать интонации музыкальных иллюстраций.

Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.

П: знать отличие пьес лирических от драматических

К: творческое задание.

Л. Гордиться творчеством Пушкина.

29.02

26

«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Моцарт «Симфония № 40»,

П.Чайковский «Моцартиана»

Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.

Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.

Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.

Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

П: определять жанр музыки.

К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.

Л. С уважением относится к современным интерпретациям.

7.03

27

«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

Контрольный урок

Бетховен увертюра «Эгмонт»

Познакомить с жанром программной увертюры.

Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;

Контраст, конфликт.

Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.


Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.

П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.

Л. Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.

14.03

28

«Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

П.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» -фрагм.

Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы.

Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.


Знать этапы разработки разделов сонатной формы.


Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

К: читать повесть-трагедиюУ.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Л. Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.

4.04

29

«Мир музыкального театра.

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

Урок- беседа

С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» -фрагм.

Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.

Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем.

Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца.


Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

П: знать значение контраста музыкальной темы.

К: творческое задание.

Л. Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.

11.04

30

«Мюзикл.

Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Л.Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» -фрагменты.

Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле.

Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.


Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.

Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.

П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.

К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.

Л. Любить современное искусство, посещать театр.

18.04

31

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

Урок- путешествие

К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» -фрагм.

Познакомить с творчеством немецкого композитора Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика»

Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.

Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.

Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.

П: знать основные понятия и термины.

К: творческое задание.

Л. Уважать и понимать оперное искусство.

25.04

33

А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»

Урок-путешествие

Фрагменты рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика»

Дать представление о рок-опере.

Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист.


Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни - тему любви и силу искусства.

Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор.

( участник действия)

П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы.

К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка.

Л. Повышать музыкальный кругозор.

16.05

34

Образы киномузыки.

«Ромео и Джульетта» в кино 20 века.»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыка из отечественных и заруб.кинофильмов

(Н.Рота, К.Армстронг, Е.Дога)

Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов.

Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, лейттема.


Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.

Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема

Л. Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз.кино.

23.05

35

«Музыка в отечественном кино»

Контрольный урок

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

И.Дунаевский «Дети капитана Гранта» -увертюра.

Фрагменты из к/ф «Цирк»,

Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь» -«Вальс»

М.Таривердиев «Мгновения» ( к\ф «Семнадцать мгновений весны»)

Познакомить с различными жанрами киномузыки.

Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.

Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности)


Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.

П: знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.

К:творческое задание.

Л.Любить и ценить киноискусство.

30.05


© 2010-2022