Урок по музыке (2 класс) Ритмы марша

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок во 2 классе 1 четверть

Ритмы марша.

Цель: формирование умения слышать и различать ритмы марша

Задачи:

  • Учить слышать ритмы марша

  • Учить различать ритмы марша

  • Познакомить учеников с пьесами разных композиторов

  • Развивать ритмику, музыкальный слух

  • Различать ритм марша от другой музыки

  • Развивать чувство ритма

  • Воспитывать музыкальный вкус

Необходимый материал для урока: Портреты композиторов: Чайковского, Прокофьева, Мендельсона; картинки с изображением марша, карточка со словом ритм; жетончики для выдачи ученикам за ответы; музыкальные CD и видео записи пьес используемых на уроке, магнитофон, проектор или телевизор с DVD.

Ход урока.

На перемене перед уроком в кабинете звучит фоном маршевая музыка. Со звонком учитель выключает музыку, тем самым настроив детей на тему урока.

Музыкальное приветствие.

Проверка домашнего задания.

- Покажите мне кита, чью музыку мы слушали на предыдущем уроке.

- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Смотрю иллюстрации детей.

-А чью музыку мы слушали? Кто скажет фамилии композиторов и их сборники? Ответы..

Я ставлю два портрета (Чайковского П.И и Прокофьева С.С.).

- Сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством этих композиторов.

- За выполненное домашнее задание в конце урока я обязательно поставлю «5».

-А сейчас покажите мне кита, чья музыка звучала при входе в класс. Дети показывают красного кита.

Давайте вспомним, а почему он красный? (барабан красный, форма праздничная у военных..)

Да, действительно мы сегодня поговорим о марше и маршевости в музыке.

Открытие темы на доске. Прекрипить0 красного кита на доску.

-Мы сегодня узнаем, какие бывают марши и с кем кит марш может дружить.

Мы сейчас мы послушаем марш с которым знакомились в прошлом году… Постарайтесь вспомнить его название (кто в этой музыке марширует?)

Слушаем «Марш деревянных солдатиков» Чайковского П.И.

-Кто может нам сказать как же называется эта пьеса?

Если ученики не могут вспомнить, то открываем учебник и ищем название на стр. 26.

А если вспомнили, то открываем учебник после записи названия пьесы возле портрета Чайковского П.И.

-На этом развороте учебника мы видим названия маршей и к ним картинки, которые мы сегодня услышим. Все эти пьесы передают движение, но в каждой своя пластика.

Кто же сейчас будет маршировать? Кого нам Чайковский П.И. изображает?

Слушаем «Шествие кузнечиков»

Ответы детей. Обычно ребята без ошибочно слышат и видят в этой музыке кузнечиков.

-Да это действительно кузнечики. А как нам смог это передать Чайковский П.И.?

Ответы детей..

Ритм другой, скачкообразный… Значит дело в ритме.

А что же такое РИТМ?

РИТМ - это чередование коротких длинных звуков. Вывешиваю на доске карточку со словом ритм.

-Давайте закроем глазки и послушаем, что рисует нам композитор в следующей пьесе и как она называется.

Слушаем «Ходит месяц над лугами»

-Эта музыка похожа на марш солдат? … (дети отвечают, что нет) Так кто же это шагает, и где? (месяц в воздухе). Дети делятся своими представлениями.

Учитель подписывает название пьесы около портрета С.С.Прокофьева.

-Этой пьесой композитор завершает свой сборник «Детская музыка».

- А кто может сказать какая тогда она по счёту? (двенадцатая)

На свете множество маршей и зачастую мы даже не задумываемся, как часто встречаются они в нашей жизни, особенно самые памятные события нашей жизни. С маршем вступают в новую жизнь (бракосочетание), с маршем провожают и в последний путь человека.

У Чайковского П.И. в его сборнике «Детский альбом», есть пьеса, которая называется «Похороны куклы». Давайте послушаем её стоя склонив голову и подумаем, что могло случиться…

Слушаем «Похороны куклы»

После прослушивания ученики присаживаются, и учитель выслушивает ответы учеников.

Как я уже сказала, что марши звучат на особых событиях нашей жизни, при каких обстоятельствах звучит следующий марш, в какой замечательный день звучит этот марш?

Слушаем Марш Ф.Мендельсона.

Обсуждение. У ребят с первых же нот звучания марша меняется настроение, появляется улыбка и радость на лице.

Марш Мендельсона (или просто Свадебный марш) - широко известный марш, написанный Феликсом Мендельсоном в числе других музыкальных произведений, созданных им для пьесы Сон в летнюю ночь в 1842 году. Один из наиболее распространённых в мире свадебных маршей. Первый раз в качестве свадебного марш Мендельсона был использован во время венчания Дороти Карью (Dorothy Carew) и Тома Дэниэла (Tom Daniel) в церкви св. Питера в Тивертоне (Великобритания) 2 июня 1847 года. Но настоящую популярность марш обрёл после того, как прозвучал на свадьбе принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха 25 января 1858.

-Феликс Мендельсон - немецкий композитор, и его музыка уже более 150 лет звучит на свадьбах. Я думаю, что сам композитор даже не догадывался, что его музыка будет жить так долго и звучать на бракосочетании молодых во всех странах мира.

А сейчас музыкальная загадка! Приготовьте своих китов. Вы сейчас услышите знакомое вам произведение, какой это кит? Будьте внимательны!!!

Слушаем старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Смотрю китов поднятых учениками. Ответы ребят.

Кроме основного кита - песня, мы слышим маршевость в музыке. Так значит, в этом произведении встречаются два кита? Покажите какие?

А кто помнит слова этой песни - прошу встать. (Обычно встаёт почти весь класс)

Давайте проговорим их вместе. Повторение и исполнение под музыку.

В конце урока я вам хочу показать видео фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Какие здесь киты встречаются?

Смотрим.

Ответы учеников. Кит марш и танец.

Вывод урока:

  • С какими маршами мы сегодня познакомились?

  • Что лежит в основе музыки марша?

  • Что такое ритм?

  • Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

  • Сколько уже существует марш Ф.Мендельсона?

  • Какая по счёту пьеса «Ходит месяц над лугами» из сборника «Детская музыка»?

  • И.т.д.

Домашнее задание: Давайте откроем дневник и запишем домашнее задание: рабочая тетрадь стр.15 (в старых тетрадях.. )

Выставление оценок за урок - по жетончикам, полученным в течении урока за ответы ребят и за выполненное домашнее задание к этому уроку.

Р.s. Музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные на уроке, найдут своё продолжение в их самостоятельной деятельности в рабочей тетради. Обращение к нотной графике в рабочей тетради высвечивает особенности музыкальной речи каждого композитора, даёт представление о его «почерке». Дети, рассматривая нотную графику и вспоминая музыку, могут продирижировать её.

Накопление слухового интонационно-стилевого опыта происходит пока вне осознания школьниками особенностей музыкальной речи композитора. Однако, постоянно обращая внимание на эти особенности, выявляя их в сопоставлении с музыкой других авторов, вы добьётесь того, что при показе учащимся графической записи нескольких произведений они смогут различать «почерк» разных композиторов, определить, кому из них принадлежит то или иное сочинение.

© 2010-2022