Использование инновационных технологий на уроках музыки

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося.   В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющей общей культуры. Неотъемлемой частью информационной культуры являются з...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маркова Е.Г.
Использование инновационных технологий на уроках музыки.

Маркова Елена Геннадьевна,

учитель музыки

МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», с. Оёк, Иркутской области

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося.

В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющей общей культуры. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идёт об искусстве. Следует отметить, что вследствие технического прогресса и бурного развития науки в современном обществе изменились взгляды, мышление, восприятие людей. Для подрастающего поколения требуются новые технологии.

Инновационные технологии на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, позволяют добиться успеха и доводить до определённой степени состояние духовности, культурности, сознательности, нравственности учащихся через эмоциональные, душевные переживания и чувства, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. «Инновационные процессы являются основным механизмом развития гуманистической педагогики в целом»[1,11]. Гуманитаризация образования предполагает подготовку учащихся к активной жизни в обществе социальных перемен.

Говоря об инновационных процессах в области музыкального образования обратим внимание на то, что музыка - это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового. Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития ребенка, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности. Знакомство учителей музыки с инновационным музыкально-педагогическим опытом, системами и технологиями преподавания предмета в школе предполагает знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки. Это школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности, умение пользоваться современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения музыке, в том числе техническими, информационными и компьютерными технологиями.

Учителю музыки необходимо постоянно расширять теоретические и методические представления о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования. Без этого невозможно становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности педагога.

Важным основанием для постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики является методика музыкального образования.

Учителя должны постоянно обогащать школьный репертуар музыкой разных направлений и стилей. Это поможет детям принять мысль о связи музыки с жизнью, внутренним миром человека. Обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Д. Кабалевский говорил: «Духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни» [3,154].

Важным направлением в творчестве педагога-музыканта является расширение границ «понимаемой» учеником красоты и гармонии мира, отраженной в музыкальных созвучиях. По определению В. И. Даля, «соединение истины и добра рождает премудрость, во образ красоты» [2,186]. Можно также сказать, что красотой мы называем одушевленную гармонию, наполненную чувством и смыслом. Русский философ В. С. Соловьев полемизируя со знаменитым изречением Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир», писал: «Страшно, кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным» [4.35].

Использование ИКТ даёт больше возможностей в создании проблемно-поисковых ситуаций. Создаёт видение новой проблемы, нахождение различных вариантов решения проблемы, видение целостной структуры объекта и его функций.
Если использовать мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства,- мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Поэтому, сегодня чрезвычайно актуально воспитать в современном школьнике потребность общения с искусством, помочь ему научиться ориентироваться как в музыкальном, так и в жизненном информационном пространстве в целом.

Список литературы

  1. Сборник научных трудов [текст] / В.И. Беляев Избранное.- М.: Ваш полиграфический партнер, 2010.- 430с.

  2. Толковый словарь живого великорусского языка [текст] / В. Даль. В 4 т. - М.: Рус. яз., 1979. Т. 2. -186с.

  3. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Уроки музыки. 7 класс [текст] / Сост. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М. «Просвещение» 2011.-182с.

  4. Философия искусства и литературная критика [текст] / В. Соловьев.- М.: Искусство, 1991.



© 2010-2022