Урок-конспект «Здравствуй, опера»

"Описание материала: Урок изучения нового материала. Дети знакомятся с театром, оперой. Звучат фрагменты оперы «Иван  Сусанин». Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Музыкальный материал: а/кассеты: «Национальные особенности русской музыки», «М.И.Глинка», ноты М.И.Глинка «Жаворонок», DYD-диски (опера, балет), таблицы эмоционального восприятия. Методы: словесные, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный; ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение. Обос...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспекта урока

Аттестуемый педагог Самиддинова Наталья Васильевна

Предмет музыка

Класс 4

Тема урока: «Здравствуй, опера»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством М.И.Глинки;

сформировать понятие об опере как о музыкальном спектакле.

Задачи урока:

Образовательная: изучить творчество М.И.Глинки; расширить представление обучающихся об опере; формировать представление о сходстве и различие произведений искусства; наблюдать за процессом музыкального развития; создать целостное представление о едином художественном образе на основе выразительных средств музыки, литературы, живописи.

Развивающая: формирование художественно-эстетического вкуса; активизация художественной фантазии и воображения; развитие у обучающихся умения слушать и понимать серьёзную классическую музыку; развивать чувство музыкального образа; развитие творческих способностей; развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, прививать любовь к русской классической музыке.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, музыкальный центр, фортепиано.

Музыкальный материал: а/кассеты: «Национальные особенности русской музыки», «М.И.Глинка», ноты М.И.Глинка «Жаворонок», DYD-диски (опера, балет), таблицы эмоционального восприятия.

Методы: словесные, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный; ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение.

ХОД УРОКА.

Организационный момент

Слайд №1 «Приветствие»

а). вход под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки».

б).музыкальное приветствие: -Здравствуйте, дети!

-Здравствуйте, учитель!

Ребята, сегодня мы отправимся в далёкое прошлое нашей Родины. Узнаем творчество Глинки, расширим свои знания об опере, познакомимся с главным героем оперы Глинки- Иваном Сусаниным.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие, но для этого нам нужно вспомнить и назвать три «кита» в музыке, куда они нас ведут.

-Кто вспомнит и назовёт три «кита» в музыке?

(песня, танец, марш).

-А кто назовёт главный кит? (песня).

-Куда ведут нас три музыкальных кита? (песня, танец-опера; танец, марш-балет).

-Где можно увидеть и услышать оперу и балет?

( в музыкальном театре).

-Правильно, в театре оперы и балета.

-Давайте вспомним с вами, что такое опера (опера- итальянское слово, означает «сочинение». Опера-это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют).

-Правильно, ребята. Но это не только песни. Сегодня на уроке мы расширим свои знания об опере.

На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с народной песней, созданной в наши дни. Давайте её вспомним. Сначала повторим слова. А как построена мелодия? ( исполнение мелодии закрытым ртом и показыванием ладошкой направления мелодии (каждого звука).

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ШЁЛ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПАРЕНЁК», под аккомпанемент учителя.

-О чём эта песня? ( о пареньке, который пошёл спасать Родину, о том, как его убили, о героизме русского солдата, о его любви к отчизне).

-А какой у песни характер? (задумчивый, спокойный).

-Какие события отражены в ней? ( война).

К какому жанру народной песни можно отнести это произведение? (солдатской, исторической …).

-А какие ещё жанры народной песни вы знаете? (лирические, трудовые, хороводные, плясовые, колыбельные, исторические, обрядовые, песни-былины, частушки…).

Изучение нового учебного материала.

«Иван Сусанин», определять характеры музыкальных образов, исполнять первый куплет песни «Плакучие ивы».

Мы вспомнили ребята с вами, жанры русской народной песни, три «кита» в музыке и выяснили, что песня ведёт нас в оперу. Что же это за музыкальный жанр-опера?

Опера- театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.

Состоит опера из арий, хоров, оркестровых номеров (увертюра), антрактов. Иногда включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодрамы. Для оперы важную роль играет либретто. С этим термином мы уже встречались.

-Что такое либретто? (текст для театрального произведения).

-Ребята, в либретто написаны не только слова для пения, но и дана определённая последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, развитие. Оно определяет главную тему, содержании и смысл всей оперы.

Оперы бывают разные: историко-героические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др.

Слайд №2 «Афиша оперы «Жизнь за царя»,

«Мариинский театр в Санкт-Петербурге».

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин», в 4-х действиях, премьера которой состоялась 9 декабря 1836 года, в Мариинском театре в Петербурге. В то время опера имела другое название «Жизнь за царя». Кто же это такой, М.И. Глинка? (скажите все вместе его фамилию).

Слайд №3 «М.И. Глинка»

Михаил Иванович Глинка-русский композитор, жил в первой половине девятнадцатого века. В русской музыке Глинка имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Современник Пушкина, Глинка часто писал музыку на его сочинения.

Композитор провёл своё детство в селе Новоспасском Смоленской губернии. Интерес и любовь к музыке проявились у него уже в раннем детстве.

Глинка любил подолгу слушать оркестр своего дяди, состоявший из крепостных крестьян. Он и сам играл часто в этом оркестре. Когда его однажды упрекнули в том, что он только и думает о музыке, мальчик ответил: «что делать, музыка- душа моя».

Уже в молодые годы Глинка прославился как композитор, пианист, певец. Несколько лет провёл Глинка за границей, слушал и изучал музыку той страны, в которой жил, но больше всего он любил родную русскую песню. Ему хотелось написать крупное произведение на русскую тему, в котором он смог бы выразить мысли и чувства своего народа.

По возвращению на родину, его увлекла подсказанная поэтом В Жуковским тема подвига крестьянина И.Сусанина. Композитор принялся за работу, это была первая в России национальная героическая опера.

В основу оперы положено действительное историческое событие- патриотический подвиг крестьянина с.Домнино близ Костромы
совершённый в начале 1613г. Москва тогда была уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков ещё бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича Романова, жившего тогда неподалёку от Домнино. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завёл своих захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. Сусанин отдал жизнь ради победы своей родины над врагом.

Сегодня мы с вами обратимся к трём музыкальным фрагментам из оперы «Иван Сусанин».

Перед началом оперного спектакля звучит музыка, которая знакомит слушателей в зале с самыми главными телами, часто рисует музыкальные портреты героев. Это оркестровое вступление к спектаклю называется увертюра.

Давайте представим, что мы попали в театр, перед вами сцена, внизу находиться оркестровая яма, в которой находятся оркестр и дирижёр. Затаите дыхание, слушайте музыку и наслаждайтесь.

Слайд №4 «Сцена в театре»

Слайд №5 «Оркестровая яма»

Слайд №6 «Театральный зал»

Слушание фрагмента увертюры из оперы «Иван Сусанин».

-Ребята, попробуйте охарактеризовать прослушанную музыку (работа с таблицами эмоциональных состояний). - Величественная, взволнованная.

А сейчас мы обратимся ко второму фрагменту из оперы к знаменитой арии Ивана Сусанина «Чуют правду».

Ария- это вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях.

Глинка вспоминал, что когда писал эту сцену, то так живо переносился в ужасное положение героя, что «волосы становились дыбом, мороз продирал по коже».

(зажечь свечи)

Давайте представим заснеженную лесную чащу, вой зимней вьюги. Сусанин предчувствовал, что он погибнет и в своей арии он обращается с мольбой к Богу, прощается с семьёй.

Слайд №7 « Иван Сусанин в лесу»

Слайд №8 « Шаляпин в роли Сусанина»

Слушание арии Сусанина «Чуют правду».

Вьюга усиливается. Полякам становится ясно, что Сусанин завёл их в глухой лес, чтобы погубить. Они подходят к нему и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда серый волк не забегал! Поляки приходят в бешенство. «Бейте до смерти врага!»- кричат они и убивают Сусанина.

Не только музыканты обращались к образу Ивана Сусанина, но и поэты. Послушайте фрагмент из стихотворной думы «Иван Сусанин» поэта-декабриста К.Ф.Рылеева.

А сейчас я вас попрошу охарактеризовать музыку арии ( работа с таблицами эмоциональных впечатлений).

- 1-часть задумчивая, суровая, трагическая, мужественная.

-2-часть ( на слова господь, в нужде моей…) более взволнованная.

-3-часть повторяется музыка первой части.

Оперу завершает величественный хор «Славься»- светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник.

Хор-этот, одно из великих творений Глинки, в нём выражается главная идея оперы: богатырский образ народа-победителя, патриотизм, любовь к родине. Хор, оркестр, колокола- всё сливается в торжественную, ликующую песню, напоминающую гимн.

Этот хор исполняется сейчас не только в театре, на концертах, но и на Красной площади в дни больших торжеств.

В хоре «Славься» есть слова, посвящёны памяти героя Сусанина: « Запомнит весь народ и навек сбережёт память бойца Сусанина». Музыка здесь звучит сурово, строго и в то же время особенно величественно. Прослушайте хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Слушание хора «Славься».

Слайд №9 «Хор «Славься».

Знакомство с песней «Грустные ивы» (исполнение песни учителем).

-о чём эта песня? ( о пограничнике, о войне);

-почему мы поём о войне, о героях ( чтобы не забывать прошлое, героев, которым мы обязаны миру на земле).

Правильно ребята, нужно знать историю и культуру своей страны, Самое страшное - беспамятство. Когда враги хотят уничтожить народ, они стараются вырвать из памяти самое главное- язык, песни, родные имена…

Физминутка.

Разучивание текста 1 куплета в сочетании с мелодией, в виде игры «Эхо».

«ЭХО».

Цель: сформировать комплексное представление о песне.

То есть обучающийся после разучивания должен помнить всё - и слова, и мелодию, а не отдельно.

Методика проведения игры: учитель поёт первую фразу, обучающиеся повторяют тихо по руке учителя. Так же поются вторая и третья фразы. Затем учитель пропевает сразу три фразы, прибавляя следующую.

Можно обыграть разные варианты. Предложить стать исполнителем любому из детей.

Закрепление учебного материала

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы добавить. Опера «Иван Сусанин»- одно из лучших произведений русской и мировой музыки. Подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасённой от врага Москве- на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М.И.Глинки.

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836года в истории русского искусства,- писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик А.Н.Серов - На долю гениального произведения в музыке весьма редко достаётся сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». На премьере присутствовал император Николай первый, в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.

СИНКВЕЙН:

1 строка - одно слово (существительное);

2 строка - два слова (прилагательное);

3 строка - три слова (глаголы);

4 строка - предложение, выражающее понимание предмета;

5 строка - одно слово (синоним слова в первой строке)

Задание на дом.

Нарисовать афишу к опере «Иван Сусанин».

Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир оперы.

  • Что вам больше всего запомнилось из урока?

  • Куда ведёт нас «кит» песня?

  • Музыка какого композитора прозвучала на уроке?

  • Как называется номер в опере, исполняемый одним певцом?

  • Откуда мы получаем информацию о спектакле?

Выставление оценок.

Рефлексия.

Мне было на уроке интересно…

Я узнал что…

Мне было трудно…

Мне не интересно…

Мне хотелось бы…





© 2010-2022