Исследовательское обучение по предмету Музыка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательское обучение по предмету «Музыка»

Из опыта работы учителя музыки МАОУ СОШ №37

Г.Таганрога (Ростовской область)

Лушкиной А.В.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности, специальные знания, умения и навыки проведения исследований для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов - научным работникам, разведчикам, следователям и, может быть, еще журналистам. Но окружающий мир меняется с такой головокружительной быстротой, что для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые, привычные поведенческие модели. Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэтому в настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка. Выражается это в повышенном внимании к исследовательским методам обучения.

По мнению д.пс.н., д.п.н., профессора, директора Института педагогики и психологии образования Александра Ильича САВЕНКОВА:

« Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития»

В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…. Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем (или педагогом).

Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями.

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

В нашей школе УНИО( Ученическое Научно-Исследовательское Общество) «Первые шаги человечества в XXI веке» создавалось в 2002/2003 учебном году. К этому времени в школе учителя-энтузиасты уже вели с ребятами старших классов исследовательскую работу по некоторым направлениям (экология, лингвистика, литература, краеведение). А весь мир ещё бурно переживал наступление 21 века. В первые год-два нового тысячелетия в науке произошли настоящие прорывы, состоялись значимые открытия: нобелевские премии были присуждены за исследование «тёмной» материи Вселенной, за открытие в космосе «нейтрино» и источников рентгеновского излучения, за изучение явления «гравитации наоборот»…

Было интересно наблюдать за первыми шагами человечества в новый век. В это же время и школа испытала радость первых побед в конкурсах исследовательских проектов учащихся. И тогда было решено организовать работу на более серьёзном уровне и создать школьное ученическое научно-исследовательское общество. Название родилось само собой. Сегодня наше УНИО работает уже десятый год. Возможно, его название со временем изменится, но останутся неизменными цели, ради которых УНИО создавалось.

Многих учащихся в УНИО привлекают возможности:

- значительно расширить свои познания по привычным школьным предметам далеко за рамки учебных планов и уроков;

- научиться самостоятельно и правильно проводить опыты, ставить эксперименты, грамотно работать с научной литературой и готовить рефераты (что в жизни будущих студентов очень важно);

- возможность лучше узнать себя, реализовать свои интересы и интеллектуальные возможности и, может быть, даже определиться со своей будущей профессией.

Членом научного общества в нашей школе может стать любой желающий ученик с 1-го по 11-й класс. Главный принцип - добровольность и заинтересованность. Обычно это 40-50 учащихся, которые работают как индивидуально, так и в составе творческих групп от 2 до 8 человек.

Руководят работой ребят над исследовательскими проектами, как правило, учителя школы. Их бывает примерно одна треть от числа всех педагогов.

Иногда в качестве руководителей и консультантов выступают преподаватели таганрогских вузов, сотрудники исследовательских лабораторий и технических центров города.

Непосредственное руководство всем УНИО осуществляют один из заместителей директора школы, председатель методического совета, и координатор работы УНИО, опытный учитель-методист.

В содержании работы нашего ученического научно-исследовательского общества выделяются два направления: гуманитарно-эстетическое и естественно-научное.

Гуманитарно-эстетическое направление обычно представлено работами исследовательского характера по предметам искусства и гуманитарного цикла. Это русский и английский языки, литература, история и обществознание, краеведение, география, изобразительное искусство и музыка, психология.

К естественно-научному направлению относятся проекты опытно-экспериментального характера по химии, физике, биологии, экологии, математике, информатике, природоведению.

Первая научно-исследовательская работа по предмету «Музыка»

была представлена в 2006 году в форме доклада на тему

« Минимализм - музыкальное направление ХХ-ХХI веков» учениками 8-х классов Пасютой О. и Афанасьевам А.

Основным видом учебно-исследовательской деятельности учащихся являлось проблемно-реферативное: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения темы исследования. Руководство над выполнением работы осуществлялось совместно с преподавателем музыкальной студии школы Войченко О.И.

В 2008 году ученицами 8-х классов Кузнецовой В., Любченко Е., Назаренко Т. была выполнена научно-исследовательская работа « РОК-ОПЕРА - современный жанр музыкального искусства». Рок и опера. Казалось бы, сочетание несочетаемого. Предметом исследования стал музыкально-сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока - рок-опера. В работе был описан процесс создания рок-опер "Оранжевая революция", "Парфюмер", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цель работы состояла в том, чтобы узнать "об участи рок-оперы" в современном мире. Актуальна ли такая музыка? Или ХХI век - это век только рока?

В ходе исследования данной проблемы было проведено анкетирование учащихся 8-9-х классов нашей школы, результаты которого показали, что рок-опера не очень-то популярна в наши дни. Юные исследователи пришли к выводу, что в ХХ веке поклонников этого жанра было больше, но пока есть хоть один человек, который слушает рок-оперу - она будет жить.

На итоговой научной конференции УНИО работа была отмечена в номинации «За оригинальность раскрытия темы».

В 2010 году учениками 10-х классов Федотиковым И.. Надолинским Р. И учащимся 7 класса Свиридовым О. был выполнен Проект-исследование «Арт-терапевтическое воздействие музыки на современного школьника».

На первом этапе исследования осуществлялся сбор информации по темам: «Где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки» и «Возможности воздействия музыки на состояние здоровья школьников».

Практическая часть включала два эксперимента:

  1. Музыкально-психологический массаж, основанный на принципах поведенческой психотерапии Вольце. Для полноты определения результатов было проведено 3 сеанса на уроке музыки в 7 классе.

  2. Музыкальная перемена. Эксперимент был более сложным: проходил в течении 3-х дней для учащихся всей школы. Оценка самочувствия, активности, настроения до и после прослушивания музыки проводились по экспресс-варианту методики САН (Барышева, Шекалова, 2004) учителями-предметниками в разных возрастных группах учащихся. Так же была предложена анкета с вопросами: Нужна ли музыка переменах?

Какой музыке вы отдаёте предпочтение ( характер, жанр, направление).

С данным проектом-исследованием учащиеся выступили на осенней сессии научно-практической конференции ДАНЮИ (Донской Академии Наук Юных Исследователей и их работа была отмечена Дипломом участников.

В области "исследовательского обучения" Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие правила:

  • помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

  • на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

  • не сдерживать инициативы учащихся начальных классов и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

  • научить не торопиться с вынесением суждения;

  • научить прослеживать межпредметные связи;

  • приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

  • использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

  • подходить ко всему творчески.

5


© 2010-2022