- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке (5 класс) по ФГОС ООО
Рабочая программа по музыке (5 класс) по ФГОС ООО
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заболотнева И.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нерастанновская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Приказом директора
МКОУ Нерастанновская СОШ
№ ___от «_____»_____________20__г.
_______________И.А. Заболотнева
Рабочая программа
по предмету Музыка
(базовый уровень)
5 класс
Составитель:
учитель музыки
Заболотнева И.А.
Московская область, Чеховский район, п. Нерастанное
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год; данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений) для V-VII классов, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва: "Просвещение", 2011 год, Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д Критская, которая составлена в соответствии с положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП ООО МКОУ Нерастанновской СОШ реализуемой в рамках федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы - музыкальное образование и воспитание, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает действительность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умений ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном план МКОУ Нерастанновской СОШ
В соответствии с базисным учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на изучения предмета Музыка в 5 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность программного материла полностью соответствует, авторской программы, за исключения сокращения второго раздела на 1 час, согласно учебного графика МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год.
№ п.п.
Разделы курса
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1.
"Музыка и литература"
17
17
2.
"Музыка и изобразительное искусство"
18
17
ИТОГО
35
34
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Требования к планируемым результатам изучения программы 5 класса по музыке.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-
ставить учебную задачу под руководством учителя;
-
планировать свою деятельность под руководством учителя;
-
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-
работать в соответствии с предложенным планом;
-
выделять главное, существенные признаки понятий;
-
участвовать в совместной деятельности;
-
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-
составлять описания объектов;
-
составлять простой план;
-
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-
ответственным отношением к учебе;
-
опытом участия в социально значимом труде;
-
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельностью;
основами музыкальной культуры.
Личностные универсальные учебные действия:
у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Контроль знаний учащихся
-
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Формы контроля
Текущий
(письменный, устный)
Тест, зачет, контрольная работа, диктант, практическая, лабораторная работа и т.д.
15.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыкальная викторина.
Письменный
Музыкальная Викторина
34.
Мир композитора. С веком наравне. Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.
Устный
Защита проекта
Календарно-тематическое планирование предмета
№
п/п
№ урока
Наименование разделов и
тем уроков
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий)
Дата
Плановые сроки прохождения программы
Скорректированные сроки прохождения программы
тема I полугодия: "Музыка и литература"
I триместр
1.
1.
Что роднит музыку с литературой.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой;
2.
2.
Вокальная музыка.
Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей;
3.
3.
Народные песни
Освоения музыкальной культуры своего региона, России
4.
5.
4-5
Фольклор в музыке русских композиторов.
Особенности восприятия музыкального фольклора русского народа
Кикимора … Что за прелесть эти сказки…
Освоения музыкальной культуры своего региона, России
6.
6.
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей;
Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов
7.
7. - 8.
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования;
8.
9.
Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны».
Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.
9.
10.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.
II триместр
10.
11.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.
11.
12.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
12.
13.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
13.
14.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Выявление ассоциативных связей музыки с кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира
13.
15.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыкальная викторина.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
Интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия музыки.
14.
16. - 17.
Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов родного края.
Осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке
тема II полугодия "Музыка и изобразительное искусство"
15.
18.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров музыки в ее связях с другими видами искусства;
16.
19.
Небесное и земное в звуках и красках.
Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.
17.
20. - 21.
Звать через прошлое к настоящему.
Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования;
III триместр
18.
22.-23.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.
19.
24.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.
20.
25.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов
21.
26.
Волшебная палочка дирижера.
Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.
22.
27.
Образы борьбы и победы в искусстве.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов
23.
28.
Застывшая музыка.
Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.
24.
29.
Полифония в музыке и живописи.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов;
Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.
25.
30.
Музыка на мольберте.
Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством
26.
31.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.
27.
32.
О подвигах, о доблести, о славе...
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
28.
33.
В каждой мимолетности вижу я миры… Творчество С. Прокофьева
Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования;
Прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством.
29.
34.
Мир композитора. С веком наравне. Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.
Владение умением целеполагания в постановке исследовательских задач в процессе участия в проектно-исследовательской деятельности;
Знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов.
Итого:
34 часа
Перечень учебно- методическое обеспечения
-
Программа «Музыка 5- 7 классы. М., Просвещение, 2011г.
-
Примерные программы по учебным предметам Музыка 5-7 классы, М, Просвещение, 2011 г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
-
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012 год.
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2012 г.
7. Электронные мультимедийные энциклопедии.
8. Коллекции русской и зарубежной классической музыки, а также цифровые копии шедевров русского и зарубежного искусства, расположенные на сайте цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
9. Комбинированные образовательные программы
10. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)
11. Музыкальные редакторы(запись «минусовок», конвертирование формата песенного материала из karaoke или midi.)
Приложение: Контрольно- измерительные материалы. Перечень литературных и музыкальных произведений используемых для реализации программы.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от « ___» ______ 2015 г.
Рук. ШМО _______ Л.М. Бурых
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
от «__» ______2015 г.
________Л.С. Орешкова