Рабочая программа по музыке (5 класс) по ФГОС ООО

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа



Утверждена

Приказом директора

МКОУ Нерастанновская СОШ

№ ___от «_____»_____________20__г.

_______________И.А. Заболотнева





Рабочая программа

по предмету Музыка

(базовый уровень)

5 класс


Составитель:

учитель музыки

Заболотнева И.А.





Московская область, Чеховский район, п. Нерастанное

2015 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год; данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений) для V-VII классов, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва: "Просвещение", 2011 год, Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д Критская, которая составлена в соответствии с положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП ООО МКОУ Нерастанновской СОШ реализуемой в рамках федерального образовательного стандарта основного общего образования.

Цель программы - музыкальное образование и воспитание, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает действительность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умений ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Место предмета в учебном план МКОУ Нерастанновской СОШ

В соответствии с базисным учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на изучения предмета Музыка в 5 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.




Основное содержание программы

Содержание и последовательность программного материла полностью соответствует, авторской программы, за исключения сокращения второго раздела на 1 час, согласно учебного графика МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год.

№ п.п.

Разделы курса

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

"Музыка и литература"

17

17

2.

"Музыка и изобразительное искусство"

18

17

ИТОГО

35

34

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Требования к планируемым результатам изучения программы 5 класса по музыке.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

  • общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельностью;

основами музыкальной культуры.

Личностные универсальные учебные действия:

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- знание основных моральных норм поведения.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Контроль знаний учащихся


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Формы контроля

Текущий

(письменный, устный)

Тест, зачет, контрольная работа, диктант, практическая, лабораторная работа и т.д.

15.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыкальная викторина.

Письменный

Музыкальная Викторина

34.

Мир композитора. С веком наравне. Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.

Устный

Защита проекта



Календарно-тематическое планирование предмета


п/п

урока

Наименование разделов и

тем уроков

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий)

Дата

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

тема I полугодия: "Музыка и литература"




I триместр

1.

1.

Что роднит музыку с литературой.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой;



2.

2.

Вокальная музыка.

Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей;



3.

3.

Народные песни

Освоения музыкальной культуры своего региона, России



4.

5.

4-5

Фольклор в музыке русских композиторов.

Особенности восприятия музыкального фольклора русского народа

Кикимора … Что за прелесть эти сказки…

Освоения музыкальной культуры своего региона, России



6.

6.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей;

Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов



7.

7. - 8.

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

Инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования;



8.

9.

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны».

Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.



9.

10.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.



II триместр

10.

11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой.


11.

12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.



12.

13.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.



13.

14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Выявление ассоциативных связей музыки с кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира



13.

15.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыкальная викторина.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

Интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия музыки.



14.

16. - 17.

Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов родного края.

Осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке



тема II полугодия "Музыка и изобразительное искусство"


15.

18.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров музыки в ее связях с другими видами искусства;



16.

19.

Небесное и земное в звуках и красках.

Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.



17.

20. - 21.

Звать через прошлое к настоящему.

Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования;



III триместр

18.

22.-23.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.



19.

24.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.



20.

25.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов



21.

26.

Волшебная палочка дирижера.

Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.



22.

27.

Образы борьбы и победы в искусстве.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов



23.

28.

Застывшая музыка.

Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.



24.

29.

Полифония в музыке и живописи.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов;

Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.



25.

30.

Музыка на мольберте.

Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством



26.

31.

Импрессионизм в музыке и живописи.

Усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке и музыкантах.



27.

32.

О подвигах, о доблести, о славе...

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;



28.

33.

В каждой мимолетности вижу я миры… Творчество С. Прокофьева

Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования;

Прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством.



29.

34.

Мир композитора. С веком наравне. Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.

Владение умением целеполагания в постановке исследовательских задач в процессе участия в проектно-исследовательской деятельности;

Знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов.



Итого:

34 часа




Перечень учебно- методическое обеспечения



  1. Программа «Музыка 5- 7 классы. М., Просвещение, 2011г.

  2. Примерные программы по учебным предметам Музыка 5-7 классы, М, Просвещение, 2011 г.

  3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г

  4. Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.

  5. Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012 год.

  6. «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2012 г.

7. Электронные мультимедийные энциклопедии.

8. Коллекции русской и зарубежной классической музыки, а также цифровые копии шедевров русского и зарубежного искусства, расположенные на сайте цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru

9. Комбинированные образовательные программы

10. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)

11. Музыкальные редакторы(запись «минусовок», конвертирование формата песенного материала из karaoke или midi.)

Приложение: Контрольно- измерительные материалы. Перечень литературных и музыкальных произведений используемых для реализации программы.

РАССМОТРЕНА

На заседании ШМО

гуманитарного цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2015 г.

Рук. ШМО _______ Л.М. Бурых

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

от «__» ______2015 г.

________Л.С. Орешкова








© 2010-2022