Программа по фольклору для учащихся с ограниченными возможностями (1-7 классы)

Процесс обучения традиционной культуре связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества) создаёт условия для вовлечения детей в самую разнообразную деятельность. Содержание предмета «Фольклор» дети осваивают в активно-игровой форме все сохранившиеся жанры и виды народного творчества. В основе программы лежит метод погружения в фольклор. Пред...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Процесс обучения традиционной культуре связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества) создаёт условия для вовлечения детей в самую разнообразную деятельность.

Содержание предмета «Фольклор» дети осваивают в активно-игровой форме все сохранившиеся жанры и виды народного творчества. В основе программы лежит метод погружения в фольклор.

Преподавание русского фольклора в школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатко психо-физического развития детей средствами музыкальной, театральной, изобразительной, хореографической деятельности детей в традициях русской культуры.

Специфические средства воздействия на ребенка, свойственные занятиям фольклором, способствуют общему развитию детей младшего и среднего школьного возраста, коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств, эстетическому воспитанию, восстанавливают гармоничное единение с самим собой и окружающим миром, снимая в процессе коллективной психо-эмоциональной деятельности сформированные ранее комплексы.

Важным фактором на занятиях фольклором является импровизационно- игровая деятельность детей, В результате такой деятельности ребенка постепенно достигается главная цель: оптимизация детского мировоззрения.

Важнейшей стороной комплексной программы является неделимость предмета, его целостность. Внутренний мир ребенка един и раздробление его, одностороннее развитие оказывает неблагоприятное воздействие на психику. Важно создать благоприятные условия для внутреннего и внешнего самовыражения ребенка, путем всех возможных видов творческой деятельности. Фольклор предоставляет такие условия, благодаря присущему ему синкретизму.

Глубокое философское, нравственное, экологическое, эмоциональное содержание фольклора, а также широкий диапазон художественных средств позволяют найти наилучшие пути к индивидуальной коррекции ребенка.

Предмет «Фольклор» условно делится на занятия: музыкальным творчеством, устным и изобразительно-прикладным. Подведение результатов этих занятий - проведение праздников по народному календарю: «Осенины» ,»Кузьминки», «Святки», «Масленица», «Егорьев день», «Весна-красна» и т .д., активное участие в смотрах, фестивалях детского творчества.

Во время обучения по предмету «Фольклор» дети приобретают следующие умения и навыки:

  1. естественно-выразительная, эмоциональная речь;

  2. свободное, экономное дыхание;

  3. владение элементарной техникой вокального, инструментального, хореографического и актерского исполнительства;

  4. ведение игр и элементы режиссуры;

  5. владение навыком сольного исполнительства;

  6. синтез всевозможных видов творческой деятельности;

  7. умение анализировать результаты своей и общей творческой деятельности.



1 класс (2 ч. в неделю)

Освоение навыков народного пения.

Дыхательная гимнастика, пение в унисон. Ритмические упражнения. Знакомство с народными инструментами (ложки, трещотки, бубен).

Развитие воображения на материале музыкальных игр. Синтез вокала и инструментального творчества.

Народный календарь - времена года, приметы.

Жанры детского фольклора: потешки, загадки, считалки, колыбельные песни, докучные сказки.

Простой синтез слова и движения, дикционная свобода.

Простые пластические этюды (мир животных).

Русская народная игрушка - кукла-оберег.

Примерный материал музыкального и устного народного творчества.

  1. четверть

Песни - игры, простейшее по жанрам: «Паучок», «Чижик». Игровой хоровод «Капустка»

Русские народные сказки: «Как казачки в лесу домик строили». Инструментальный ансамбль - игра на ложках.

Потешки «Наши уточки с утра...»

Осенние загадки на приметы осени.

Музыкальные игры: «Маланья», «Зарядка Петрушки».

  1. четверть

Русские народные сказки: «Козёл-борода»,

Инструментальный ансамбль - игра на ложках, трещотках. Колыбельная песня «Баю заиньки»

Хоровод-змейка «По тропиночке я шла»

Потешки «Из-за леса, из-за гор».

Народный календарь - приметы матушки - Зимы.

Ролевые игры «Заинька погуляй»

  1. четверть

Святочные игры: «Три, та, та», «Сижу-посижу» Загадки-считалки: «Тара-бара», «Стакан - лимон». Песни-колядки, хоровод «По загороду гуляет»

Русская народная сказка «Корыто и звери»

  1. четверть

Народный календарь - «Весна-красна»

Заклички «Дождик», «Солнышко-вёдрышко»

Весенний хоровод «Заплетися плетень»

Инструментальный ансамбль-игра «Дирижёр». Драматизированные игры.

Освоение навыков народного пения

Развитие диапазона, слуха и ритма, дыхательного аппарата. Освоение навыков ансамблевого пения. Использование системы игр различной сложности, активизирующих эмоциональную свободу. Игра на народных инструментах (коробочка, скалка, колокольчик). Навыки народной хореографии - простой шаг в хороводе. Народный календарь - народные приметы. Русские народные сказки о животных. Русские народные инструменты - свистулька, её символика. Синтез вокала инструментального творчества.

2 класс (1 час в неделю)

Примерный материал музыкального и устного народного творчества.

  1. четверть

Песни-игры «Маланья», «Дедушка сапожник»

Русская народная сказка «Козёл-борода»

Инструментальный ансамбль - игра на шумовых инструментах: ложки, трещотки, бубен.

Потешка «У медведя во бору».

Осенние загадки на приметы осени

  1. четверть

Песня-игра «Шёл, да пошёл».

Народный календарь - «Эх, зимушка-зима»

Инструментальный ансамбль - соло в оркестре.

Народная хореография - кадриль «Срубим сосны, срубим ели». Переменный шаг. Синтез вокала и движения.

III четверть

Святочные игры: «Колечко», «Жмурки».

Песни-колядки. Скороговорки. Дразнилки.

Загадки, считалки «А я рак», «Шишли-мышли».

Русская народная сказка «Луковка».

Русская народная игрушка - свистулька.

Инструментальный ансамбль - плясовая - «Свистопляска»

IV четверть

Народный календарь - «Весна-красна».

Заклички: «Радуга», «Дождик».

Весенний хоровод - «В хороводе были мы».

Инструментальный ансамбль - «Во кузнице».

Словесные игры-ловушки: «И я», «Журавль».


3 класс (1 час в неделю)

Освоение навыков народного пения. Звукоизвлечение, высота звука. Ритмические упражнения. Освоение навыков сольного запева. Игры, активизирующие познавательную деятельность. Знакомство с народными инструментами (рубель, барабан, треугольник)

Навыки народной хореографии - шаг - притоп в плясовых песнях.

Синтез вокала и движения.

Народный календарь - месяцеслов.

Русские народные сказки о животных.

Русская народная игрушка - игрушки в движении (Богородская)

Примерный материал музыкального и устного народного творчества

  1. четверть Песни-игры: «Метёлки». «Эхо».

Инструментальный ансамбль - приобретение навыков игры на треугольнике, бубне, дуге.

Осенние загадки - овощи, фрукты.

Игры «Угадай мелодию»

  1. четверть

Осенняя календарная обрядность: «Капустка». «Кузьминки»

Инструментальный ансамбль - закрепление приобретенных навыков Русская народная песня «Светит месяц»

Развитие музыкальной фантазии.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Синтез вокала и инструментала.

Ш четверть

Зимняя календарная обрядность.

Святочные посиделки. Святочные игры: «Дрёма», «Бабка Ёжка».

Считалки, скороговорки, молчанки.

Русская народная сказка «зимовье зверей».

Русская народная игрушка в движении (Богородская).

Плясовые песни «Акулинка», «Казачок».

IV четверть Народный календарь - «Егорьев день».

Игры: «Черный баран», «Гуси вы густ»

Заклички - веснянки: «Ой, гуленьки», «Жаворонок - дуда».

Весенний хоровод: «Ой, в лесу есть калина».

Инструментальный ансамбль - навыки ансамблевой игры «Я на каменке сижу». Синтез инструментала и движения.

Навыки правильного певческого дыхания. Синтез вокально-игровой. Слушание музыки. Навыки сольного пения. Занятия выразительностью речи. Ознакомление с инструментами (колотушка, дуга, веер). Народный календарь месяцеслов, детский фольклор - небылицы, шуточные песни. Коллективное творчество - изготовление чучела Масленицы. Русские народные сказки о животных. Что такое орнамент и где его применяют?

4 класс (1 час в неделю)

Примерный материал музыкального и устного народного творчества,

  1. четверть

Народный календарь - праздник «Осенины».

Музыкальная игра - «Собираем урожай».

Хоровод «Каравай».

Русская народная сказка «поехал наш батюшка на базар».

Скоморошина «Здорово, кума!

Инструментальный ансамбль - новые ансамблевые игры: дуэт, трио.

Пословицы на тему - труд

II четверть

Вокальные навыки, развитие музыкальной памяти,

Песня - игра «Колокольцы - бубенцы».

Музыкальные загадки: Лиса, волк, медведь.

Инструментальный ансамбль - дуэт, (игра-соревнование).

Просмотр видеоматериала - народный оркестр.

Шуточная песня «Задумал старый дед».

IIIчетверть

Зимняя календарная обрядность.

Святочные посиделки: «Забавы вокруг печки»

Святочные игры: «Олень», «Фанты», Песни-колядки.

Небылицы - «Правда-кривда».

Русская народная сказка «Морозно».

Масленица - изготовление чучела масленицы, масленичные игры: «Кривой петух», «Козёл - борода»

IV четверть

Народный календарь - заклинание весны.

Весенний хоровод «Как во зелёном во саду».

Синтез вокально-игровой, вокально-инструментальный.

«Мак-маковистый», «Во поле березка стояла».



5 класс (1 час в неделю)

Вокальные навыки: чистое интонирование; направление движения мелодии, выразительность речевой интонации. Инструментальный ансамбль - навыки аккомпанирования. Знакомство с духовыми инструментами: жалейка, рожок. Умение анализировать прослушиваемый, рассматриваемый материал. Знакомство с жанрами фольклорного театра - Театр Петрушки. Освоение системы жестов и выразительных движений в процессе пластических этюдов. Народная пляска - «Барыня». Русские народные сказки - волшебные. Народный календарь - народные праздники времён года.

  1. четверть

Продолжение освоения навыков вокального, инструментального творчества.

Синтез вокально-инструментальный: «Чтой-то звон», «На улице гагара, да кулик» Частушка- коротушка.

Русская народная сказка «Война грибов».

Осенние посиделки: хоровод «Нива моя, нива»

Осенняя игра «Долгая Арина».

  1. четверть

Знакомство с театром Петрушки, игры с куклами.

Занятие сценической речью, движением.

Песня- игра «Зарядка Петрушки».

Народный календарь - мини-праздники месяцев осени - «Праздник лешего»,

«Похороны мух».

Инструментальный ансамбль - квартет.

Русские народные песни - «Полянка» , «Ехали казаки».

Синтез вокально-инструментальный.

  1. четверть

Устный народный фольклор (загадки, пословицы, потешки, пестушки, небылицы).

Хореография: пляска «Барыня».

Комплексные игры, развивающие внимание, воображение, быстроту реакции и смекалку: «Шарик», «Раз, два, три - замри!».

Народный календарь - праздник «Масленица». Масленичные песни: «Ой, масленая», «Ой, блины». Масленичные игры: «Кривой петух», «Я на бочке сижу», Обрядовая кухня, символика блина..

IV четверть

Веснянки, овсеньки, заклички, егорьевские песни: «По деревне идёт Ваня-пастушок». Игра «Волк и овечки».

Скоморошина «Баба, ты баба, государыня в лаптях»

Инструментальный ансамбль - синтез игры на инструментах с притопыванием. Русская народная песня «Ах, вы сени».

Усложнение ритмических группировок.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Синтез вокала, движения и инструментала.


6 класс (1 час в неделю)

Навыки двухголосного пения, развитие гармонического слуха.

Осенняя календарная обрядность - Братчины, Ярмарки. Выразительность слова в синтезе с движением. Скоморошная традиция. Навыки работы с партнёром в общении. Формирование навыка сценической импровизации, как средства выразительности и основной формы существования фольклорного театра. Народные промыслы России - роспись по дереву «Хохлома», «Городец». Знакомство с солдатским фольклором. Походные песни. Казачья лексика.

I четверть

Народный календарь - осенняя обрядность - «Ярмарка».

Русская народная песня «Где был Иванушка», «В деревне живали».

Торговые ряды. Знакомство с лексикой (присказки, прибаутки, выкрики). Подвижные игры «Редечка», «Петушиный бой».

Постановка Медвежьей потехи.

Закрепление навыков на всех шумовых и духовых инструментах.

II четверть

Навыки двухголосного пения . вокальная выразительность исполнения.

Казачий песенный фольклор - песни походные: «Ехали казаки», «Ты, винтовка, друг мой верный»

Синтез вокала и движения (строевой шаг, линия и т.д.)

Изобразительные средства и символическая система прикладного творчества. Роспись по дереву: «Хохлома», «Городец».

Ш четверть

Изучение игрового фольклора разных областей России.

Постановка сатирических пьесок: «Казак и атаман», «Солдат и царь»

Русские народные песни: «Как у нашей сотни», «Ой сад во дворе». «Подъезжали мы под село» .Терские частушки.

Драматизированные игры: «Казаки-разбойники», «Рыбаки и рыбки».

IV четверть

Весенний наборный хоровод «Вдоль по морю».

Игры: «Журавль», «Птицелов»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Музыкальные загадки, считалки.

Ролевые игры «Коршун», «Тетерева».


7 класс (1 час в неделю)

Знакомство с городским фольклором (фабричная частушка, городской романс, городская кадриль). Синтез всех видов творческой активности детей, воплощаемой в постановке традиционного обряда и другого народного действа.

Постановка и показ фрагмента народной драмы «Лодка». Освоение лирических и семейных вокально-инструментальных композиций. Навыки коллективного и индивидуального мастерства. Изучение народного традиционного костюма разных областей России, крестьянский дом и быт народа. Знакомство с народными струнными инструментами: балалайка, гусли, гитара.

I четверть

Свадебная обрядность. Играем свадьбу; сговор, девишник, свадебный пир.

Русская народная песня; «А у нас ноне белый день», «У голубя золотая голова», «Вьюн над водой».

Любовные частушки. Знакомство с народными исполнителями русской песни: А.Стрельченко, В.Девятов (просмотр видеоматериала).

Закрепление навыков вокального и инструментального исполнительства.

II четверть

Народная хореография - фигуры городской кадрили - «Уж вы голуби , голуби мои». Жанры народной песни: плясовые, хороводные, исторические, лирические но

принципу игры: «Угадай мелодию».

Устное народное творчество: страшилки, былички, анекдоты.

III четверть

Народная драма «Лодка» (казачий фольклор), используемая в постановке зимнего праздника «Святки».

Русские народные песни: «Пишет царь турецкий», «Пчёлочка», «Из-за города туманник выходил». Казачья лексика: атаман, есаул, сотня.

Традиционный русский народный костюм (женский, мужской), его орнамент, символизирующий связь с природой края, его история.

Индивидуальное освоение струнного инструмента - балалайка.

Русская народная песня «Посидите, мои гости»

IVчетверть

Русские суеверия, легенды, поверья из славянской мифологии (овсень, берёза, водяной, домовой, Кострома и т.д.).

Крестьянский быт. Русская изба, домашняя утварь, красный угол.

Закрепление всех видов творчества: вокального, инструментального, хореографического, прикладного.

Русские народные песни: «Посмотрите, как у нас в мастерской», «Эй, ребята не

робейте».

Трудовые припевки.

В процессе обучения по предмету «Фольклор» с 1 по 7 классы, дети

должны на каждом этапе знать:

  1. Все виды народного творчества - музыкального, устного, прикладного и их различия на простых, доступных примерах.

  2. Народный календарь - «Круглый год», включая обрядность каждого времени года.

Учащиеся должны уметь:

  1. Петь ансамблем со всеми требованиями художественного исполнения.

  2. Играть на простых народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, бубнах, коробочке, рубеле, свистульке, треугольнике, колокольчике и т.д.

  3. Ходить свободным, естественным шагом в хороводе, ритмично выполнять несложные движения руками и ногами в различных фигурах русской пляски, владеть элементарным притопыванием в плясовых песнях и частушках, запоминать рисунок пляски-хоровода.

© 2010-2022