- Преподавателю
- Музыка
- Программа по фольклору для учащихся с ограниченными возможностями (1-7 классы)
Программа по фольклору для учащихся с ограниченными возможностями (1-7 классы)
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заенчковский С.Э. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Процесс обучения традиционной культуре связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества) создаёт условия для вовлечения детей в самую разнообразную деятельность.
Содержание предмета «Фольклор» дети осваивают в активно-игровой форме все сохранившиеся жанры и виды народного творчества. В основе программы лежит метод погружения в фольклор.
Преподавание русского фольклора в школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатко психо-физического развития детей средствами музыкальной, театральной, изобразительной, хореографической деятельности детей в традициях русской культуры.
Специфические средства воздействия на ребенка, свойственные занятиям фольклором, способствуют общему развитию детей младшего и среднего школьного возраста, коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств, эстетическому воспитанию, восстанавливают гармоничное единение с самим собой и окружающим миром, снимая в процессе коллективной психо-эмоциональной деятельности сформированные ранее комплексы.
Важным фактором на занятиях фольклором является импровизационно- игровая деятельность детей, В результате такой деятельности ребенка постепенно достигается главная цель: оптимизация детского мировоззрения.
Важнейшей стороной комплексной программы является неделимость предмета, его целостность. Внутренний мир ребенка един и раздробление его, одностороннее развитие оказывает неблагоприятное воздействие на психику. Важно создать благоприятные условия для внутреннего и внешнего самовыражения ребенка, путем всех возможных видов творческой деятельности. Фольклор предоставляет такие условия, благодаря присущему ему синкретизму.
Глубокое философское, нравственное, экологическое, эмоциональное содержание фольклора, а также широкий диапазон художественных средств позволяют найти наилучшие пути к индивидуальной коррекции ребенка.
Предмет «Фольклор» условно делится на занятия: музыкальным творчеством, устным и изобразительно-прикладным. Подведение результатов этих занятий - проведение праздников по народному календарю: «Осенины» ,»Кузьминки», «Святки», «Масленица», «Егорьев день», «Весна-красна» и т .д., активное участие в смотрах, фестивалях детского творчества.
Во время обучения по предмету «Фольклор» дети приобретают следующие умения и навыки:
-
естественно-выразительная, эмоциональная речь;
-
свободное, экономное дыхание;
-
владение элементарной техникой вокального, инструментального, хореографического и актерского исполнительства;
-
ведение игр и элементы режиссуры;
-
владение навыком сольного исполнительства;
-
синтез всевозможных видов творческой деятельности;
-
умение анализировать результаты своей и общей творческой деятельности.
1 класс (2 ч. в неделю)
Освоение навыков народного пения.
Дыхательная гимнастика, пение в унисон. Ритмические упражнения. Знакомство с народными инструментами (ложки, трещотки, бубен).
Развитие воображения на материале музыкальных игр. Синтез вокала и инструментального творчества.
Народный календарь - времена года, приметы.
Жанры детского фольклора: потешки, загадки, считалки, колыбельные песни, докучные сказки.
Простой синтез слова и движения, дикционная свобода.
Простые пластические этюды (мир животных).
Русская народная игрушка - кукла-оберег.
Примерный материал музыкального и устного народного творчества.
-
четверть
Песни - игры, простейшее по жанрам: «Паучок», «Чижик». Игровой хоровод «Капустка»
Русские народные сказки: «Как казачки в лесу домик строили». Инструментальный ансамбль - игра на ложках.
Потешки «Наши уточки с утра...»
Осенние загадки на приметы осени.
Музыкальные игры: «Маланья», «Зарядка Петрушки».
-
четверть
Русские народные сказки: «Козёл-борода»,
Инструментальный ансамбль - игра на ложках, трещотках. Колыбельная песня «Баю заиньки»
Хоровод-змейка «По тропиночке я шла»
Потешки «Из-за леса, из-за гор».
Народный календарь - приметы матушки - Зимы.
Ролевые игры «Заинька погуляй»
-
четверть
Святочные игры: «Три, та, та», «Сижу-посижу» Загадки-считалки: «Тара-бара», «Стакан - лимон». Песни-колядки, хоровод «По загороду гуляет»
Русская народная сказка «Корыто и звери»
-
четверть
Народный календарь - «Весна-красна»
Заклички «Дождик», «Солнышко-вёдрышко»
Весенний хоровод «Заплетися плетень»
Инструментальный ансамбль-игра «Дирижёр». Драматизированные игры.
Освоение навыков народного пения
Развитие диапазона, слуха и ритма, дыхательного аппарата. Освоение навыков ансамблевого пения. Использование системы игр различной сложности, активизирующих эмоциональную свободу. Игра на народных инструментах (коробочка, скалка, колокольчик). Навыки народной хореографии - простой шаг в хороводе. Народный календарь - народные приметы. Русские народные сказки о животных. Русские народные инструменты - свистулька, её символика. Синтез вокала инструментального творчества.
2 класс (1 час в неделю)
Примерный материал музыкального и устного народного творчества.
-
четверть
Песни-игры «Маланья», «Дедушка сапожник»
Русская народная сказка «Козёл-борода»
Инструментальный ансамбль - игра на шумовых инструментах: ложки, трещотки, бубен.
Потешка «У медведя во бору».
Осенние загадки на приметы осени
-
четверть
Песня-игра «Шёл, да пошёл».
Народный календарь - «Эх, зимушка-зима»
Инструментальный ансамбль - соло в оркестре.
Народная хореография - кадриль «Срубим сосны, срубим ели». Переменный шаг. Синтез вокала и движения.
III четверть
Святочные игры: «Колечко», «Жмурки».
Песни-колядки. Скороговорки. Дразнилки.
Загадки, считалки «А я рак», «Шишли-мышли».
Русская народная сказка «Луковка».
Русская народная игрушка - свистулька.
Инструментальный ансамбль - плясовая - «Свистопляска»
IV четверть
Народный календарь - «Весна-красна».
Заклички: «Радуга», «Дождик».
Весенний хоровод - «В хороводе были мы».
Инструментальный ансамбль - «Во кузнице».
Словесные игры-ловушки: «И я», «Журавль».
3 класс (1 час в неделю)
Освоение навыков народного пения. Звукоизвлечение, высота звука. Ритмические упражнения. Освоение навыков сольного запева. Игры, активизирующие познавательную деятельность. Знакомство с народными инструментами (рубель, барабан, треугольник)
Навыки народной хореографии - шаг - притоп в плясовых песнях.
Синтез вокала и движения.
Народный календарь - месяцеслов.
Русские народные сказки о животных.
Русская народная игрушка - игрушки в движении (Богородская)
Примерный материал музыкального и устного народного творчества
-
четверть Песни-игры: «Метёлки». «Эхо».
Инструментальный ансамбль - приобретение навыков игры на треугольнике, бубне, дуге.
Осенние загадки - овощи, фрукты.
Игры «Угадай мелодию»
-
четверть
Осенняя календарная обрядность: «Капустка». «Кузьминки»
Инструментальный ансамбль - закрепление приобретенных навыков Русская народная песня «Светит месяц»
Развитие музыкальной фантазии.
Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
Синтез вокала и инструментала.
Ш четверть
Зимняя календарная обрядность.
Святочные посиделки. Святочные игры: «Дрёма», «Бабка Ёжка».
Считалки, скороговорки, молчанки.
Русская народная сказка «зимовье зверей».
Русская народная игрушка в движении (Богородская).
Плясовые песни «Акулинка», «Казачок».
IV четверть Народный календарь - «Егорьев день».
Игры: «Черный баран», «Гуси вы густ»
Заклички - веснянки: «Ой, гуленьки», «Жаворонок - дуда».
Весенний хоровод: «Ой, в лесу есть калина».
Инструментальный ансамбль - навыки ансамблевой игры «Я на каменке сижу». Синтез инструментала и движения.
Навыки правильного певческого дыхания. Синтез вокально-игровой. Слушание музыки. Навыки сольного пения. Занятия выразительностью речи. Ознакомление с инструментами (колотушка, дуга, веер). Народный календарь месяцеслов, детский фольклор - небылицы, шуточные песни. Коллективное творчество - изготовление чучела Масленицы. Русские народные сказки о животных. Что такое орнамент и где его применяют?
4 класс (1 час в неделю)
Примерный материал музыкального и устного народного творчества,
-
четверть
Народный календарь - праздник «Осенины».
Музыкальная игра - «Собираем урожай».
Хоровод «Каравай».
Русская народная сказка «поехал наш батюшка на базар».
Скоморошина «Здорово, кума!
Инструментальный ансамбль - новые ансамблевые игры: дуэт, трио.
Пословицы на тему - труд
II четверть
Вокальные навыки, развитие музыкальной памяти,
Песня - игра «Колокольцы - бубенцы».
Музыкальные загадки: Лиса, волк, медведь.
Инструментальный ансамбль - дуэт, (игра-соревнование).
Просмотр видеоматериала - народный оркестр.
Шуточная песня «Задумал старый дед».
IIIчетверть
Зимняя календарная обрядность.
Святочные посиделки: «Забавы вокруг печки»
Святочные игры: «Олень», «Фанты», Песни-колядки.
Небылицы - «Правда-кривда».
Русская народная сказка «Морозно».
Масленица - изготовление чучела масленицы, масленичные игры: «Кривой петух», «Козёл - борода»
IV четверть
Народный календарь - заклинание весны.
Весенний хоровод «Как во зелёном во саду».
Синтез вокально-игровой, вокально-инструментальный.
«Мак-маковистый», «Во поле березка стояла».
5 класс (1 час в неделю)
Вокальные навыки: чистое интонирование; направление движения мелодии, выразительность речевой интонации. Инструментальный ансамбль - навыки аккомпанирования. Знакомство с духовыми инструментами: жалейка, рожок. Умение анализировать прослушиваемый, рассматриваемый материал. Знакомство с жанрами фольклорного театра - Театр Петрушки. Освоение системы жестов и выразительных движений в процессе пластических этюдов. Народная пляска - «Барыня». Русские народные сказки - волшебные. Народный календарь - народные праздники времён года.
-
четверть
Продолжение освоения навыков вокального, инструментального творчества.
Синтез вокально-инструментальный: «Чтой-то звон», «На улице гагара, да кулик» Частушка- коротушка.
Русская народная сказка «Война грибов».
Осенние посиделки: хоровод «Нива моя, нива»
Осенняя игра «Долгая Арина».
-
четверть
Знакомство с театром Петрушки, игры с куклами.
Занятие сценической речью, движением.
Песня- игра «Зарядка Петрушки».
Народный календарь - мини-праздники месяцев осени - «Праздник лешего»,
«Похороны мух».
Инструментальный ансамбль - квартет.
Русские народные песни - «Полянка» , «Ехали казаки».
Синтез вокально-инструментальный.
-
четверть
Устный народный фольклор (загадки, пословицы, потешки, пестушки, небылицы).
Хореография: пляска «Барыня».
Комплексные игры, развивающие внимание, воображение, быстроту реакции и смекалку: «Шарик», «Раз, два, три - замри!».
Народный календарь - праздник «Масленица». Масленичные песни: «Ой, масленая», «Ой, блины». Масленичные игры: «Кривой петух», «Я на бочке сижу», Обрядовая кухня, символика блина..
IV четверть
Веснянки, овсеньки, заклички, егорьевские песни: «По деревне идёт Ваня-пастушок». Игра «Волк и овечки».
Скоморошина «Баба, ты баба, государыня в лаптях»
Инструментальный ансамбль - синтез игры на инструментах с притопыванием. Русская народная песня «Ах, вы сени».
Усложнение ритмических группировок.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Синтез вокала, движения и инструментала.
6 класс (1 час в неделю)
Навыки двухголосного пения, развитие гармонического слуха.
Осенняя календарная обрядность - Братчины, Ярмарки. Выразительность слова в синтезе с движением. Скоморошная традиция. Навыки работы с партнёром в общении. Формирование навыка сценической импровизации, как средства выразительности и основной формы существования фольклорного театра. Народные промыслы России - роспись по дереву «Хохлома», «Городец». Знакомство с солдатским фольклором. Походные песни. Казачья лексика.
I четверть
Народный календарь - осенняя обрядность - «Ярмарка».
Русская народная песня «Где был Иванушка», «В деревне живали».
Торговые ряды. Знакомство с лексикой (присказки, прибаутки, выкрики). Подвижные игры «Редечка», «Петушиный бой».
Постановка Медвежьей потехи.
Закрепление навыков на всех шумовых и духовых инструментах.
II четверть
Навыки двухголосного пения . вокальная выразительность исполнения.
Казачий песенный фольклор - песни походные: «Ехали казаки», «Ты, винтовка, друг мой верный»
Синтез вокала и движения (строевой шаг, линия и т.д.)
Изобразительные средства и символическая система прикладного творчества. Роспись по дереву: «Хохлома», «Городец».
Ш четверть
Изучение игрового фольклора разных областей России.
Постановка сатирических пьесок: «Казак и атаман», «Солдат и царь»
Русские народные песни: «Как у нашей сотни», «Ой сад во дворе». «Подъезжали мы под село» .Терские частушки.
Драматизированные игры: «Казаки-разбойники», «Рыбаки и рыбки».
IV четверть
Весенний наборный хоровод «Вдоль по морю».
Игры: «Журавль», «Птицелов»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Музыкальные загадки, считалки.
Ролевые игры «Коршун», «Тетерева».
7 класс (1 час в неделю)
Знакомство с городским фольклором (фабричная частушка, городской романс, городская кадриль). Синтез всех видов творческой активности детей, воплощаемой в постановке традиционного обряда и другого народного действа.
Постановка и показ фрагмента народной драмы «Лодка». Освоение лирических и семейных вокально-инструментальных композиций. Навыки коллективного и индивидуального мастерства. Изучение народного традиционного костюма разных областей России, крестьянский дом и быт народа. Знакомство с народными струнными инструментами: балалайка, гусли, гитара.
I четверть
Свадебная обрядность. Играем свадьбу; сговор, девишник, свадебный пир.
Русская народная песня; «А у нас ноне белый день», «У голубя золотая голова», «Вьюн над водой».
Любовные частушки. Знакомство с народными исполнителями русской песни: А.Стрельченко, В.Девятов (просмотр видеоматериала).
Закрепление навыков вокального и инструментального исполнительства.
II четверть
Народная хореография - фигуры городской кадрили - «Уж вы голуби , голуби мои». Жанры народной песни: плясовые, хороводные, исторические, лирические но
принципу игры: «Угадай мелодию».
Устное народное творчество: страшилки, былички, анекдоты.
III четверть
Народная драма «Лодка» (казачий фольклор), используемая в постановке зимнего праздника «Святки».
Русские народные песни: «Пишет царь турецкий», «Пчёлочка», «Из-за города туманник выходил». Казачья лексика: атаман, есаул, сотня.
Традиционный русский народный костюм (женский, мужской), его орнамент, символизирующий связь с природой края, его история.
Индивидуальное освоение струнного инструмента - балалайка.
Русская народная песня «Посидите, мои гости»
IVчетверть
Русские суеверия, легенды, поверья из славянской мифологии (овсень, берёза, водяной, домовой, Кострома и т.д.).
Крестьянский быт. Русская изба, домашняя утварь, красный угол.
Закрепление всех видов творчества: вокального, инструментального, хореографического, прикладного.
Русские народные песни: «Посмотрите, как у нас в мастерской», «Эй, ребята не
робейте».
Трудовые припевки.
В процессе обучения по предмету «Фольклор» с 1 по 7 классы, дети
должны на каждом этапе знать:
-
Все виды народного творчества - музыкального, устного, прикладного и их различия на простых, доступных примерах.
-
Народный календарь - «Круглый год», включая обрядность каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
-
Петь ансамблем со всеми требованиями художественного исполнения.
-
Играть на простых народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, бубнах, коробочке, рубеле, свистульке, треугольнике, колокольчике и т.д.
-
Ходить свободным, естественным шагом в хороводе, ритмично выполнять несложные движения руками и ногами в различных фигурах русской пляски, владеть элементарным притопыванием в плясовых песнях и частушках, запоминать рисунок пляски-хоровода.