План-конспект занятия по вокалу

Как известно, пение, голос человека – средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье. Данное занятие разработано для детей  младшего школьного возраста, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов. На практике успешно применяются различные приёмы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма: гимнатики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки. Опыт показал, что использование фонопедического ме... Занятия пением дают детям состояние бодрости, повышают память, внимание, делают организм более выносливым. В результате выполняется основная цель – творить здоровье через голос.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалуМУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Приобский»










Тема занятия

«Весёлый зоопарк»


предмет: Вокал

адресовано детям: 7-8 лет

год обучения: первый




Разработала:

педагог дополнительного

образования Толмачёва Н.Н.







Бийск

2011

Пояснительная записка


Как известно, пение, голос человека - средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье.

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов. На практике успешно применяются различные приёмы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма: гимнатики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки. Опыт показал, что использование фонопедического метода, системы различных игровых дыхательных и артикуляционных упражнений способствуют внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики и тела ребёнка. Отмечается снижение риска простудных заболеваний обучающихся в коллективе, улучшение состояния здоровья детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхит, астма).

Занятия пением дают детям состояние бодрости, повышают память, внимание, делают организм более выносливым. В результате выполняется основная цель - творить здоровье через голос.
















План-схема занятия

педагог дополнительного образования

Толмачева Надежда Николаевна

высшая квалификационная категория

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Кол-во детей: 10-12 человек

Продолжительность занятия - 35 мин.

Тема: "Весёлый зоопарк"


Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей и вокально-певческого навыка у детей

Задачи:

Воспитательные:

· развивать музыкально-эстетический вкус;

· создать условия для творческой работы в коллективе;

Обучающие:

· познакомить обучающихся с голосовыми играми, новой песней;

Развивающие:

· Способствовать обогащению песенного репертуара и познакомить детей с развивающимися голосовыми навыками;

· формировать познавательную мотивацию;

Оздоровительная:

  • Содействовать развитию и укреплению голосообразующих органов и органов дыхания;

  • Формирования потребности в здоровом образе жизни;

Тип занятия: передача нового материала, комбинированный.

Форма занятия: групповое, занятие - творчество.

Методы обучения: монологический, диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.

Оснащение занятия: Музыкальный центр, фортепьяно, диски, кассеты с записью музыкального материала к занятию;

Дидактический материал: иллюстрации животных «Весёлого зоопарка», закладки с текстом песни и голосовых игр.

В ходе занятия формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

Ценностно - смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

Коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей; сотрудничество;

Компетенции деятельности: игра, обучение, творческая деятельность;



Структура занятия:

I. Организационная часть: музыкальное приветствие, знакомство (1мин).

II. Мотивационный настрой детей на занятие: (2 мин)

  1. сообщение темы, целевая установка;

  2. актуализация опорных знаний обучающихся по теме занятия;

III. Введение в образовательный материал (27 мин):

  1. Разминка (вокальная работа);

- Массаж и артикуляционная гимнастика.

- Упражнения на тренировку дыхания.

- Весёлый зоопарк» (голосовые игры)

2. Физминутка;

3. Прослушивание песни;

4. Разучивание новой песни;

IV. Итоговый этап (5 мин):

1. Рефлексия;

2. Подведение итогов занятия педагогом;









Ход занятия

п/п

Наименование этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационная часть

Звучит весёлая музыка


Ребята, сегодня занятие по вокалу для вас будет не совсем обычным: во-первых, здесь присутствует много гостей, во-вторых - проводить его будет не ваш любимый педагог, а я, руководитель вокального объединения «Колокольчик» ДЮЦ «Приобский». Зовут меня - Надежда Николаевна.

Что делают люди, когда встречаются впервые или уже знакомы?

(здороваются)

Давайте и мы поприветствуем друг друга и наших уважаемых гостей музыкальным приветствием «Добрый день!»

педагог поёт:

«Дети, добрый день!»,

Дети заходят в кабинет

и останавливаются возле стульев.





Отвечают на вопрос




Отвечают: «Добрый день, добрый день!»

- садятся на стулья.

2

Мотивационный настрой детей на занятие

Сегодня мы побываем в весёлом зоопарке, встретимся с животными, которые помогут нам учиться тренировать наш певческий аппарат, а так же правильно и красиво петь. Вы прослушаете и начнёте разучивать новую песню.

Беседа

Я думаю, вы все знаете, чем полезны для человека занятия спортом и танцами. А что дают вам занятия пением?

(поднимает настроение, учимся правильно дышать, полезно для здоровья…)

Действительно, петь очень полезно для здоровья человека. Доказано, что люди, занимающиеся вокалом реже болеют простудными заболеваниями. Детям с ослабленными легкими врачи даже советуют заниматься пением. А у людей, которые занимаются вокалом 3-4 года лёгкие становятся как у пловцов. Можно заметить, что не бывает больных людей с красивым и звонким голосом. Говорят, кто много поёт - тот долго живёт. И даже в песне поётся:

«Легко на сердце от песни весёлой» или «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт».
















Отвечают на вопросы






3

Введение в образовательный материал

Разминка

(Цель артикуляционных и дыхательных упражнений и развивающих голосовых игр: разогревать и укреплять мышцы звукообразующих органов, стимулировать и приводить в тонус гортанно-глоточный, артикуляционный аппарат).

Прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно хорошо к нему подготовиться. Сначала мы проведём разминку для органов, которые помогают нам петь. Назовите их, пожалуйста

(язык, губы, нос, уши…)

и повторяйте за мной:

- разогрейте ладони, умойте лицо, разомните щёки, лоб и брови.

- Все эти упражнения полезны при простудах, они улучшают слух и зрение.

-Шею мы сейчас погладим,

- Грудку гладить мы начнём,

- Сзади шею разотрём,

- Ушкам сделаем зарядку,

- Носик вычистим слегка,

Отдохнуть теперь пора.

Артикуляционная гимнастика

(Все упражнения повторять по 3-4 раза).

-Теперь будем разминать язычок:

-Покусайте кончик языка;

-Покусайте весь язык: упражнение «Колбаска»;

-Пожуйте язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

-Проткните языком попеременно правую и левую щёки; - «Укольчики».

- Круговыми движениями почистите зубы.

-Улыбнитесь, надуйтесь - движения губами чередовать в ускоряющемся темпе;

-Пощёлкайте языком, изменяя форму рта - «Лошадки»

-«Тарзан» - постучите кулачками по грудной клетке на звук «а» с широко открытым ртом.

- «Ворона» - «ка-а-а-ррр» - беззвучно, несколько раз высоко поднять мягкое нёбо и маленький язычок.

- несколько раз зевните, потягиваясь.

Упражнения на тренировку дыхания

- Сделайте вдох носом. На выдохе протяжно потяните звук «мммм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

- «Собачки» - дышать, как запыхавшаяся собачка (с открытым и закрытым ртом);

- «Егорки» - произносится считалочка «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…(до тех пор, пока не останется дыхание).

-Теперь, я думаю, вы готовы к путешествию в зоопарк. Но, как вы знаете, в нашем городе нет зоопарка, поэтому нам придется добираться до него на паровозе. Паровоз сначала медленно набирает ход, потом как птица паровозик быстро мчится и в конце пути замедляет ход, останавливается, гудит вот так: «Ту-ту-уу!» и выпускает пар из-под колёс вот так: «ш-ш- ш-ш!» (на выдохе). Ну что, поехали?!

(в записи звучит песня «Паровозик». Дети изображают паровоз, двигаясь по кругу, сначала медленно, затем быстрее и в конце песни останавливаются, «выпуская пар» - «ш-ш-ш-ш!»).

-Ну, вот мы и добрались до зоопарка. Здесь столько интересных животных! Есть даже зеленый крокодил (помещаю на доске иллюстрацию с изображением крокодила). Ребята, покажите, как рычит крокодил? Я буду читать вам стихотворение, а вы повторяйте его за мной голосом крокодила - упражнение выполняется в режиме шумового вибранта гортани (штро-бас- ххх ) - шорох, скрип, урчание без фиксированной высотности.

Крокодилий голосок - (ххх)

Он не низок, не высок - (ххх)

Рокот, шорох, скрип и скрежет - (ххх)

Пасть разинет - уши режет - (ххх)

А в этой клетке живёт весёлый бегемот, только сейчас он спит и похрапывает во сне вот так: «хр» - (вибрант мягкого нёба на вдохе и выдохе (храп):

Сладко спит в своей постели бегемот - « хр-хр».

Видит он во сне морковку и компот - « хр-хр».

Спит он, широко разинув рот - « хр-хр».

И во сне он громким голосом поет: - « хр-хр».

-Кто же это с длинной шеей гуляет по зоопарку? Конечно же, жираф

(иллюстрация с изображением жирафа и слова «вопрос», «рост», «высоты», «кусты»). Ребята, как вы думаете, для чего жирафу нужна такая длинная шея? (чтобы доставать листики с деревьев). Но у нашего жирафа совсем другое мнение по этому поводу:

ост

п

осУ жирафа есть вопро :

п

ыДля чего высокий ро ?

п

ыВидно с этой высоты

п

Всех кто прячется в кусты

(«п» - порог - резкий переход голосового аппарата из одного режима гортани в другой

Грудной и фальцетный).



-Рядом с жирафом греется на солнышке черепаха

(иллюстрация с изображением черепахи).


У неё так устала спина носить тяжёлый панцирь! Давайте и мы с вами разомнём свои спины.

Физминутка «Черепаха».

Я - большая черепаха.

Я кусаю всех от страха.

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь!

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Всему свету улыбнусь!

(поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение).

Наше путешествие в зоопарк закончится разучиванием песни про черепаху. Поэтому нам нужно вспомнить, как правильно сидеть или стоять во время пения и разогреть наши голосовые связки.

Я буду читать стихотворение, а вы покажите правильную певческую установку:

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Если хочешь стоя петь -

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Распевание

1 упр. - гласные «у-о-а » - на одном звуке, с повышением по полутонам от «ми» до «соль» первой октавы.

2 упр. - скороговорка «Белые бараны били в барабаны».

- «У козы рогатой» - разучивание попевки.

Слушание

Сейчас прозвучит песня «Черепаха» А.Варламова, в исполнении известной детской шоу-группы «Улыбка», которую мы с вами начнём сегодня разучивать. Внимательно прослушав её, скажите, какое настроение имеет песня? О чем она рассказывает? (очень весёлая песня, черепахе удобно иметь панцирь на спине…).

Разучивание

Есть ли припев в песне?

Работа над текстом припева, произношение звука «ч», разучивание мелодии припева.

1 куплет:

- разучивание текста - повторение слов за педагогом разными способами - вслух; «внутренним слухом»; затем без голоса, артикулируя губами.

- разучивание мелодии по фразам, расставляя смысловые ударения; работа над чистой интонацией.

-повторение куплета и припева.

-исполнение 1куплета и припева с музыкальным сопровождением.


















Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения разминки


Поглаживают шею

Растирают грудную клетку

Растирают шею сзади

Разминают уши

Растирают нос

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики











Выполняют упражнения на тренировку дыхания















План-конспект занятия по вокалу









План-конспект занятия по вокалу





План-конспект занятия по вокалу













Дети становятся друг за другом и, разминая спину впереди стоящего, повторяют за педагогом:







Встают на ноги


4

Итоговый этап

-Где мы сегодня побывали?

(в зоопарке)

-Чему учили нас животные «Весёлого зоопарка»?

(тренировать певческий аппарат, для того, чтобы красиво и правильно петь)

-Какое животное вам больше всего запомнилось?


-Чему мы у него научились?


Мне очень понравилось с вами работать. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам закладки со словами песни и голосовых игр и диск с записью фонограммы, которая поможет вам доучить песню.

-Наше путешествие закончилось и нам нужно возвращаться домой.

Звучит запись песни «Паровозик».


Отвечают на вопросы



Отвечают на вопросы


Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы






Дети, изображая движение паровоза, покидают кабинет


Приложение


Закладки для обучающихся

План-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалу









































Приложение

Оформление доски в классе



План-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалу

План-конспект занятия по вокалуПлан-конспект занятия по вокалу











Приложение

А. Варламов

Черепаха.

1. Чере-чере-чере-черепаха

Панцирь носит-носит не от страха.

Просто-просто так подфартило -

На спине носить квартиру.

Жизнь ее проходит гладко,

Не нужна ей плащ-палатка,

Ей коттедж не надо строить

И соседей беспокоить.

Припев: чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-па-ха-ха.


  1. Чере-чере-чере-черепаха -

Не енот, не крот, не росомаха.

Дом всегда при ней - а это значит -

В панцирь голову запрячет.

Даже если загорает,

То одежду не снимает

Ей под панцирем уютно

Безопасно абсолютно.

Припев:


  1. Чере-чере-чере-черепаха -

Не боится быть порой смешною,

Не зависит от ГОССТРАХА -

Дом свой тащит за собою

Это просто бесподобно

Не накладно и удобно:

Дом зимой, а летом - дача,

И бесплатная впридачу.

Припев:


Приложение

Голосовые игры

ЖИРАФ.

У жирафа есть вопрос

Для чего высокий рост?

Видно с этой высоты

Всех кто прячется в кусты.

КРОКОДИЛ.

Крокодилий голосок -

Он не низок, не высок.

Рокот, шорох, скрип и скрежет.

Пасть разинет - уши режет.

СЛОНИК.

Слоник по двору ходил.

Слоник хоботом водил.

Мы за слоником пойдем,

Голос в хоботе найдем.

БЕГЕМОТ.

Сладко спит в своей постели бегемот.

Видит он во сне морковку и компот.

Спит он, широко разинув рот,

И во сне он громким голосом поет: - « хр-хр».



© 2010-2022