Конспект урока 4 класс Народная песня с использованием НРК и применением ИКТ

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок музыки с использованием НРК (национально - региональным компонентом) и с применением ИКТ в 4 классе на тему: "Народная песня"

Хакимова Е.Н.,учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ "Гимназия" г.Мензелинска РТ


Тема "Народная песня" интересна и в настоящее время. актуальна, так как:

- помогает расширить музыкальное пространство ребенка;

- способствует его духовному росту;

- создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре;

- воспитывает бережное и уважительное отношение к народному творчеству.

Цель урока: обобщить полученные знания о татарских и русских народных песнях.

Задачи:

1.Выведение знаний о народной песне (татарской и русской).

2.Создание условий для:

- формирования учебной самостоятельности;

- придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии народных песен;

- стимулирование творческой деятельности;

- развитие коммуникативных навыков.




Наш урок я начну словами великого русского композитора М.И. Глинки.


Как вы думаете, какая тема нашего урока?


Что относится к произведениям народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки).

«Сказка-складка песня-быль»


  1. Народная песня, это народное творчество?

  2. a) Кем сочинялись народные песни?

б) Как они передавались?

в) О чём мы узнаем из народных песен?


Стихотворение о татарской народной песне.

Конспект урока 4 класс Народная песня с использованием НРК и применением ИКТ

Вам предстоит выполнить интересное задание.

Выбрать из всех жанров, жанры татарской народной песни.



- Назовите татарские народные песни (Ай, былбылым», «Уракчы кыз», «Умырзая», «Зәңгәр чәчәк", "Матур булсын", "Карауҗа авылы көе", "Әпипә", "Шома бас", "Сандугач күгәрчен).

- Исполним знакомую татарскую народную песню

«Тараканнар кар көри» в форме канона.

- Песня какого характера? (шуточного).

- В каком темпе исполним (в подвижном).

Настрой голосов.

Стихотворение о русской народной песни.

Конспект урока 4 класс Народная песня с использованием НРК и применением ИКТ

Вы догадались о каких народных песнях пойдет разговор?

(о русских народных песнях).

Задание-кроссворд. Работаем активно.






- Угадайте знакомую русскую народную песню (исполнение педагогом на музыкальном инструменте мелодии песни "В сыром бору тропина").

- Каким звуком будем исполнять? (лёгким).

(настрой голосов)


Посмотрите на экран, даны нотные примеры татарской народной песни «Уел» и русской народной песни «Милый мой хоровод».

Назовите особенности пения татарской народной песни (одноголосная) и русской народной песни (многоголосная).

На какие два слова можно разделить слово многоголосие? (много голосов).

- Посмотрите на экран, что вы видите? (события войны 1812 года, Наполеон решил завоевать Россию, но был разгромлен).

- Какую вы знаете народную песню, посвящённую этим событиям? («Солдатушки, бравы ребятушки»)._

- Посмотрите на лица солдат, какие они? (мужественные, храбрые).

- Помогала ли песня на войне? Как воздействовала песня? (поднимала дух солдат, настраивала на победу).

Исполним русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

- Как будем исполнять? (бодро, двухголосием, с музыкальными инструментами).

Зачем нам нужны знания о народной музыке? (народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях народа, заставляет глубоко проникнуть в историю народа, в его самобытный фольклор).

- Ценность народной песни в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение.

- Что значит, без прошлого - нет будущего?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы повысить популярность народной песни?

- Необходимо:

1. Современные аранжировки народных песен;

2. Исполнение народных песен молодыми певцами;

3. Выпускать много компакт - дисков с музыкой народных песен.

В исполнении Загриевой Гузель звучит татарская народная песня

«Карауҗа авылы көе».

Слайд №1" Музыку создает народ, а мы, художники только ее аранжируем"

М.И. Глинка.


Слайд №2 «Народная песня»

Слайд №3 «Татарские народные песни»

Слайд №4 «Русские народные песни»

Слайд №5 «Сказки былины, пословицы и

поговорки»

Слайд №6

1.Сочинялись неизвестными певцами-сказителями.

2. Хранятся в памяти народа, передаются из уст в уста.

3.Из народных песен узнаем о жизни народа (о труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах)

Слайд №7




Слайд №8


  1. Обрядовые песни (свадебные, гостевые рекрутские.)

  2. Музыкальный эпос (былины, книжные напевы, мунаджаты).

  3. Лирические песни

(протяжные - озын жыр, короткие песни - кыска жыр, деревенские напевы, умеренные напевы).

  1. Такмаки (игровые, плясовые.)


Слайд №9

Исполнение татарской народной песни «Тараканнар как көри».

Слайд №10






Слайд №11

Работа с интерактивным планшетом HITACHI

  1. Один из самых древних жанров русской народной песни, появившийся более 1 тысячу лет назад (ответ: былина)

  2. Русская народная песня, связанная с определённым временем года (ответ: календарная)

  3. 3. Русские народные песни, связанные с прошлым нашей страны (исторические).

  4. Русские народные песни, в которых поётся о событиях, происходящих в стране (революционные).

  5. Русские народные песни, связанные с определенными временами года (календарные).

  6. Один из самых древних жанров русской народной песни, появился более 1 тысячи лет назад (былины).

  7. Русские народные песни, отражающие труд человека (трудовые).

Исполнение русской народной песни

« В сыром бору тропина» двухголосием.


Слайд №12 (нотный пример).




Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».



Слайд №13 «Без прошлого- нет будущего».


Слайд №14 «Спасибо за внимание!»


















© 2010-2022