- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока 4 класс Народная песня с использованием НРК и применением ИКТ
Конспект урока 4 класс Народная песня с использованием НРК и применением ИКТ
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хакимова Е.Н. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок музыки с использованием НРК (национально - региональным компонентом) и с применением ИКТ в 4 классе на тему: "Народная песня"
Хакимова Е.Н.,учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ "Гимназия" г.Мензелинска РТ
Тема "Народная песня" интересна и в настоящее время. актуальна, так как:
- помогает расширить музыкальное пространство ребенка;
- способствует его духовному росту;
- создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре;
- воспитывает бережное и уважительное отношение к народному творчеству.
Цель урока: обобщить полученные знания о татарских и русских народных песнях.
Задачи:
1.Выведение знаний о народной песне (татарской и русской).
2.Создание условий для:
- формирования учебной самостоятельности;
- придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии народных песен;
- стимулирование творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
Наш урок я начну словами великого русского композитора М.И. Глинки.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Что относится к произведениям народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки).
«Сказка-складка песня-быль»
-
Народная песня, это народное творчество?
-
a) Кем сочинялись народные песни?
б) Как они передавались?
в) О чём мы узнаем из народных песен?
Стихотворение о татарской народной песне.
Вам предстоит выполнить интересное задание.
Выбрать из всех жанров, жанры татарской народной песни.
- Назовите татарские народные песни (Ай, былбылым», «Уракчы кыз», «Умырзая», «Зәңгәр чәчәк", "Матур булсын", "Карауҗа авылы көе", "Әпипә", "Шома бас", "Сандугач күгәрчен).
- Исполним знакомую татарскую народную песню
«Тараканнар кар көри» в форме канона.
- Песня какого характера? (шуточного).
- В каком темпе исполним (в подвижном).
Настрой голосов.
Стихотворение о русской народной песни.
Вы догадались о каких народных песнях пойдет разговор?
(о русских народных песнях).
Задание-кроссворд. Работаем активно.
- Угадайте знакомую русскую народную песню (исполнение педагогом на музыкальном инструменте мелодии песни "В сыром бору тропина").
- Каким звуком будем исполнять? (лёгким).
(настрой голосов)
Посмотрите на экран, даны нотные примеры татарской народной песни «Уел» и русской народной песни «Милый мой хоровод».
Назовите особенности пения татарской народной песни (одноголосная) и русской народной песни (многоголосная).
На какие два слова можно разделить слово многоголосие? (много голосов).
- Посмотрите на экран, что вы видите? (события войны 1812 года, Наполеон решил завоевать Россию, но был разгромлен).
- Какую вы знаете народную песню, посвящённую этим событиям? («Солдатушки, бравы ребятушки»)._
- Посмотрите на лица солдат, какие они? (мужественные, храбрые).
- Помогала ли песня на войне? Как воздействовала песня? (поднимала дух солдат, настраивала на победу).
Исполним русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Как будем исполнять? (бодро, двухголосием, с музыкальными инструментами).
Зачем нам нужны знания о народной музыке? (народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях народа, заставляет глубоко проникнуть в историю народа, в его самобытный фольклор).
- Ценность народной песни в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение.
- Что значит, без прошлого - нет будущего?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы повысить популярность народной песни?
- Необходимо:
1. Современные аранжировки народных песен;
2. Исполнение народных песен молодыми певцами;
3. Выпускать много компакт - дисков с музыкой народных песен.
В исполнении Загриевой Гузель звучит татарская народная песня
«Карауҗа авылы көе».
Слайд №1" Музыку создает народ, а мы, художники только ее аранжируем"
М.И. Глинка.
Слайд №2 «Народная песня»
Слайд №3 «Татарские народные песни»
Слайд №4 «Русские народные песни»
Слайд №5 «Сказки былины, пословицы и
поговорки»
Слайд №6
1.Сочинялись неизвестными певцами-сказителями.
2. Хранятся в памяти народа, передаются из уст в уста.
3.Из народных песен узнаем о жизни народа (о труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах)
Слайд №7
Слайд №8
-
Обрядовые песни (свадебные, гостевые рекрутские.)
-
Музыкальный эпос (былины, книжные напевы, мунаджаты).
-
Лирические песни
(протяжные - озын жыр, короткие песни - кыска жыр, деревенские напевы, умеренные напевы).
-
Такмаки (игровые, плясовые.)
Слайд №9
Исполнение татарской народной песни «Тараканнар как көри».
Слайд №10
Слайд №11
Работа с интерактивным планшетом HITACHI
-
Один из самых древних жанров русской народной песни, появившийся более 1 тысячу лет назад (ответ: былина)
-
Русская народная песня, связанная с определённым временем года (ответ: календарная)
-
3. Русские народные песни, связанные с прошлым нашей страны (исторические).
-
Русские народные песни, в которых поётся о событиях, происходящих в стране (революционные).
-
Русские народные песни, связанные с определенными временами года (календарные).
-
Один из самых древних жанров русской народной песни, появился более 1 тысячи лет назад (былины).
-
Русские народные песни, отражающие труд человека (трудовые).
Исполнение русской народной песни
« В сыром бору тропина» двухголосием.
Слайд №12 (нотный пример).
Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
Слайд №13 «Без прошлого- нет будущего».
Слайд №14 «Спасибо за внимание!»