Методическая разработка Работа над инструктивным материалом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над инструктивным материалом
инструктивный (В латинском языке: instruo (перечислю только некоторые значения) - наставлять, обучать, подготовлять, разрабатывать, готовить; также: instructio - указание, поучение; также: instructus - сведущий, обученный. В нем. instruktiv - поучительный; содержательный. Фр. и англ. - instruction. Перевод с англ.: обучение, преподавание. С франц.: 1. просвещение, образование, образованность. 2. Обучение, подготовка; инструктирование. 3. Инструкция, наказ, предписание; наставление; указания; правила; руководство. В русском: 1. Содержащий в себе руководящие указания, инструкции; инструктирующий; совершаемый с целью инструктирования; установочный. 2. Дающий положительный результат, результативный. 3. Поучительный. 4. Руководящий, директивный, командный.)
материал (фр. materiel, нем. material от лат. materia - вещество. В интересующем нас контексте - источник, сведения, служащие основой для чего-н.; документация, данные, факты; копия, рукопись, информация. Учебные материалы (то, что служит для изучения). || Сведения, данные, являющиеся основой какого-нибудь текста, сочинения (книжн.).)

В музыке это - гаммы, этюды и различные упражнения направленные на развитие технического(в широком смысле) мастерства музыканта.

Зачем вообще нужны гаммы и т.п.?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём издалека.
Управление игровым процессом требует некоторого количества внимания.
Очевидно, что однородный процесс проще, чем процесс, содержащий в себе изменения (смены позиций etc.). Чем больше их на единицу времени, тем труднее. Сложен для контроля также процесс, совмещающий одновременно несколько факторов (трудности в правой и левой руках и т.д.).
Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие. Этот приём - один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, «разделяй и властвуй».

Так вот, гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Не стоит воспринимать эти слова буквально, хотя гаммы и в чистом виде встречаются сплошь и рядом. Я имею в виду и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции. Это как конструктор.

Работа над инструктивным материалом в среднем звене музыкального образования

Вопрос о необходимости игры гамм на гитаре никогда не обсуждался. Считается само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение.
Поиски рациональной аппликатуры в гаммах в последнее время отодвинули на задний план главный вопрос: для чего же все-таки играют гаммы на гитаре? В самом деле, много ли мы знаем гитарных произведений, в которых гаммообразная техника играет мало-мальски заметную роль, сравнимую с той, какую она выполняет в скрипичной или, скажем, в домровой литературе?
Гаммы все же играют многие гитаристы. И это нельзя объяснить одной лишь данью традиции. Видимо, потребность в работе над ними продолжает существовать. Однако их значение в общей системе технического и музыкального обучения гитариста постепенно приобретает новые очертания.
В настоящее время процесс освоения гамм обычно подразделяется на два больших периода. Первый можно назвать ознакомительным. Он в основном приходится на время обучения в старших классах музыкальной школы и на младших курсах музыкального училища/колледжа. Нередко первый период работы с гаммами начинается только в музыкальном училище/колледже. Как бы то ни было, игра гамм в это время преследует цели практического овладения полным диапазоном гитары, умения играть в разных тональностях с разным количеством диезов и бемолей. Знание аппликатуры и свободное ориентирование на грифе является необходимой ступенью технического образования. К тому же игра гамм в этот период способствует закреплению правильных мышечных ощущений, развитию первичной беглости и скоординированности действий пальцев обеих рук.
Большинство учащихся на первых этапах работы с гаммами не в состоянии добиться совершенного ее исполнения. Однако определенные, пусть ограниченные, задачи качества исполнения должны ставиться с самого начала, тем более, если речь идет о профессиональном обучении. Эти первоначальные требования относятся к четкости и ровности звучания гаммы, а значит к координации действий пальцев правой и левой рук. Способы развития ее заключены в игре гамм различными видами артикуляции, группировки длительностей (дуоли, триоли, квартоли, пунктирный ритм и др.). Безусловно важной является также работа над чередованием всех пар пальцев правой руки: i-m, m-a, i-a. Она осуществляется параллельно с решением координационных и ритмических задач. В этом смысле большой интерес представляют гаммы в аппликатуре А. Сеговии. Главное их достоинство в том, что они содержат самые разнообразные комбинации пальцев обеих рук, бесчисленное множество различных движений и переходов, создавая тем самым при упорных занятиях прочную базу для достижения согласованной работы пальцев обеих рук.
По мере роста исполнительского уровня ученика повышаются требования к качеству исполнения гамм. Второй период овладения гаммами начинается тогда, когда гамма становится для учащегося материалом для художественной работы. Это значит, что ученик ставит перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и способен их разрешать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить ее быстро и так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие - вот цель работы над гаммами. Чем выше музыкальные задачи, тем больше пользы извлекают учащиеся из работы над гаммами. Только высокие требования к качеству исполнения превращают изучение гамм в собственно техническую работу, которая начинает способствовать росту мастерства музыканта.
Следует отметить, что legato на гитаре довольно условное, однако мы пользуемся этим термином для обозначения максимально связной игры. Вообще, артикуляция при исполнении гамм на гитаре плохо поддается градации. Можно говорить лишь о различной степени расчлененности, нежели о связности звуков. Кроме того, в быстрых темпах грань между staccato и legato почти стирается, и в этих условиях главное - ощущение отличия их друг от друга, хотя бы символическое.
Систематическая, творческая работа с гаммами стимулирует технический рост учащегося, способствует выявлению пробелов в техническом образовании, недостатков, мешающих дальнейшему развитию, указывает пути исправления ошибок и достижения новых высот мастерства.

***
Этюды занимают прочное место в технической подготовке любого музыканта-исполнителя. Они позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Гитарная литература содержит богатейший пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних столетий, - пласт, материал которого, к сожалению, до сих пор не получил должного изучения и систематизации.
Этюд - не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием жанра этюд постепенно становится произведением художественно значимым, трактуемым как яркая концертная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить (впрочем, довольно условно) на два больших вида: «оформленные» в пьесы упражнения и музыкальные произведения в жанре этюда. Последние являются скорее показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством его достижения, тогда как собственно инструктивные этюды представляют для развития техники огромную ценность.
В свете этого важной задачей становится расширение пройденного инструктивного материала. Безусловно, этюды не являются панацеей от всех технических бед, однако освоение необходимого минимума их способствует некоторому повышению технического уровня учащихся, выравниванию общего звучания, помогает в устранении различных трудностей или хотя бы заостряет внимание ученика на существующих проблемах. Определенный эффект дает простое увеличение количества этюдов, пройденных в течение полугодия, до четырех. Эта цифра возникла из практического разделения этюдов на четыре группы.
Арпеджио: сюда входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на чередования пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном положении левой.
Гаммы, репетиции: вторая группа содержит этюды, содержащие гаммообразные пассажи и репетиции (в том числе тремоло), то есть чередование пальцев i-m-a по одной струне.
Аккорды, интервалы, кантилена: в эту группу вошли этюды на аккордовую технику, на интервалы (в том числе разложенные), а также медленные, певучие этюды, требующие связной игры левой руки.
Смешанная техника: сюда могут входить этюды с элементами первых трех групп (как, например, в этюдах Карулли), на все виды «легато» (включая мелизмы), ритм и другие трудности.
Такое деление этюдов, конечно, не единственное и, видимо, не достаточно полное. Но уже эта систематизация дает некоторые преимущества в учебном процессе. Если в каждом полугодии учащийся будет готовить к зачету по технике четыре этюда (по одному из каждой группы), то число пройденных за период учебы этюдов существенно возрастет. Кроме того, можно выработать перечень обязательных к изучению этюдов, которые даются обычно для дальнейшего совершенствования их в течение всего последующего курса обучения.
Если количественный минимум больше отвечает задачам информативным, познавательным, то степень проработанности этюда преследует другие цели. Чем сложнее, интереснее и разнообразнее поставленные музыкально-эстетические задачи, тем больше польза. Критериями выученности этюда являются качество звука, ровность звучания, тембр и темп исполнения.
Подводя итог, заметим, что постоянное совершенствование исполнения уже выученных этюдов, наряду с освоением новых, - путь, который способствует преодолению многих технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового опыта.

В заметке использовались тексты авторов:
1. Александр Тростянский («Заметки об игре на скрипке»)
2. В.А. Кузнецов («Работа над инструктивным материалом в музыкальном училище»).



© 2010-2022