Работа концертмейстера: задачи и специфика

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лежникова С.Ю

Работа концертмейстера: задачи и специфика

Актуальность выбранной темы объясняется определенными изменениями в условиях профессиональной деятельности концертмейстеров. В значительной мере это связано с тем, что в сети образовательных учебных заведений появляются новые по своей специфике структуры, в том числе детские школы искусств (ДШИ). Профили обучения в этих школах существенно отличаются от традиционных музыкальных школ. В них появляются непривычные для ДШИ профессиональные направления, такие, как хореография, литературно-драматические студии, детские театральные коллективы и т.д. Практически в каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, и, как следствие, - присутствие концертмейстера. Поскольку в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка пианистов к концертмейстерской работе именно в таких условиях никогда не проводилась, возникает педагогическая проблема - как адаптировать пианистов со стандартной академической подготовкой к концертмейстерской работе в условиях ДШИ. Поискам решения этого вопроса и посвящена данная работа.

Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Работа концертмейстера необходима всем: и на занятиях по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском уровне (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища, вузы. Несмотря на это, многие музыканты склонны относиться к концертмейстерства свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.

Солист и пианист (аккомпаниатор) в художественном смысле являются участниками единого, целостного музыкального организма. Более того - искусство концертмейстера дается далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Ф. Шуберта с И. Фогель, М. Мусоргского с Д. Леоновой, С.Рахманинова с Ф. Шаляпиным, М. Метнера с Э. Шварцкопф. В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников - так называемых свободных художников - к разнообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие направления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творческому труду в области сольного и ансамблевого исполнения, концертирования с оркестром, дирижирование, аккомпанирование (певцам и инструменталистам). Яркими примерами этого в отечественной музыкальной культуре может считаться деятельность братьев Рубинштейн, М. Мусоргского, В. Сафонова, Ф. Блуменфельда. Великие пианисты советских времен К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Г. Гинзбург и многие другие считали полезным периодически появляться на концертной эстраде в роли аккомпаниаторов-ансамблистов. Выдающийся английский пианист Джеральд Мур долгое время был аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д.Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, И. Менухин.

Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации. В средних и высших музыкальных заведениях открылись специальные классы концертмейстерского мастерства. Это заметно отразилось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому - известная творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, М. Карандашова, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачава и др. Сегодня в России проходят конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, кроме соревнований музыкантов, обсуждаются такие проблемы как «несоответствие сложных задач, стоящих перед концертмейстером (его роли в ансамблевых работе с солистом, его значение в развитии музыканта и его вклада в конечный художественный результат), и того места, в большинстве своем отводится аккомпаниатора, а также диспропорции в уровне оплаты музыкантов».

Полезные рекомендации концертмейстерам, работающих с вокалистами, и подробный исполнительский анализ вокальных произведений выдающихся композиторов есть в статьях Л. Живова, Т. Чернышевой, Е. Кубанцева. Эти авторы ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера над воплощением художественных образов музыкальных произведений, предоставить возможные варианты их исполнительских трактовок. При этом внимание обращается на содержание, композиционную структуру, характер фактуры, особенности поэтического текста, специфичность партии певца.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «Akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония сопровождение создает ритмичную и гармоничную сопротивления. Отсюда понятно, какая огромная ответственность ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен выполнить свое дело так, чтобы максимально способствовать художественном единстве всех компонентов музыкального произведения.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста имеет целью, конечно, лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстера включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Интересен тот факт, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» в методической литературе чаще всего адресуют музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятие «аккомпаниатор». В ней есть понятие «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух сроков наблюдается в работах пианистов-практиков.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет профессиональным концертмейстером, и наоборот - даже опытный пианист не достигнет значительных результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законов ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не почувствует художественной единстве и взаимодействии между партией солиста и партией аккомпанемента .

Концертмейстерская сфера музицирования предусматривает владение как всем арсеналом пианистическом мастерства, так и множеством дополнительных умений - собрать многострочная ткань хоровой партитуры в традиционную двухстрочная фактуру, почувствовать гармоничную вертикаль, определить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, подчеркнуть дирижерскую схему и т.д. В то же время, в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие основные составляющие деятельности музыканта, как бесполезность служения красоте, самозабвения во имя солирующего голоса, во имя одухотворения партитуры.

Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть наделён общей музыкальной одаренностью, сформированным музыкальным слухом, образным воображением, умением охватить содержание и форму произведения, артистизмом, способностью возвышенно и вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочный и многострочная партитуру, сразу отделяя существенное от менее важного.

Перечислим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

• В первую очередь - умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно представлять партию солиста, заранее ощущая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительными средствами способствовать его воплощению.

• Владение навыками игры в ансамбле.

• Умение транспонировать в пределах кварты текст средней сложности, что полезно и необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами.

• Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, знания ключей «До» - для того, чтобы правильно соотносить звучания фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов, наличие тембрального слуха, умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля, умение переводить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавире, не нарушая замысла композитора.

• Умение читать и транспонировать на полутон и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры.

• Знания основных дирижерских жестов и приемов.

• Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, ньюансирования. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.

• Для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ фонетики итальянского (желательно и немецкого, французского) языка, то есть знать основных правила произношения слов на этих языках, в первую очередь - окончаний слов, особенности речевых интонаций.

• Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы правильно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движения классического балета, бальных и народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене умение одновременно играть и видеть танцующих умение вести за собой целый ансамбль танцоров умение импровизировать (подбирать) вступление, завершение, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.

• Знание казахского фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на казахских народных инструментах - домбре, кобызе.

• Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простые стилизации на темы известных композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему; подбирать по слуху гармонии с заданной темы в простой фактуре.

• Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы чувствовать музыку различных стилей. Для практического овладения стилем любого композитора, нужно играть многие его произведения. Профессиональный концертмейстер проявляет постоянный интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомства с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен пренебрегать случаями практически встретиться с различными жанрами исполнительского искусства, стремясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнения. Любой опыт не будет бесполезным, даже если у него со временем определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности. В выбранной области всегда в какой-то мере встречаются элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера заключается также в том, что он должен найти значение и удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником якобы второпланового. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявление творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо, сохранить при этом также и свое индивидуальное лицо.

При всей многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания находятся, безусловно, творческие аспекты. Творчество - это творение, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество - это активный поиск еще неизвестного, который расширяет наше познание, дает человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощения. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и воспроизводимого, прежде всего, во внутреннем представлении исполнителя.

Мобильность, скорость и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае, когда солист на концерте или экзамене перепутает музыкальный текст, он обязан, не прекращая игры, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особенно выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус выполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - свойства, одинаково необходимы и концертмейстеру, и аккомпаниатор. При возникновении таких музыкальных неурядиц, которые происходят на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и демонстрировать свою реакцию на ошибку мимикой или жестом.


© 2010-2022