Методическая разработка Педагог, как организатор проектной деятельности

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, можно определить для себя некоторые ведущие идеи:необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Очень хорошо в этом помогают различные современные технологии, одна из которых – проектная деятельность, которая приводит обучающихся к самостоятельности и помогает раскрыть свои способности, в том числе творческие.
Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагог,

как организатор проектной деятельности»


Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема интенсификации урока, его насыщенности. Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнёрских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная деятельность.

Девизом данной технологии могут стать следующие высказывания:

«Обстановка занятий должна способствовать живой и непринуждённой беседе: всякая грань, разделяющая преподавателя и ученика, должна быть стёрта, чтобы остались только люди, живущие общей музыкальной жизнью…» А. А. Шеншин

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Асафьев.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Сегодня о школьном проекте можно говорить, как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения музыке

в средней школе?

Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

  • показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

  • продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

  3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире и рекомендуется применение данной методики. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки.

- В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

- Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

- В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения.

- Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

- Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

- Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Структура проекта (этапы работы над проектом):

  • Проблема (сформулировать проблему, выбрать тему проекта, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками)

  • Планирование хода работы (формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым, стоит своя задача)

  • Поиск информации (поиском новой, дополнительной информации, обсуждение собранной информации, ее документирование, выбор способов реализации проекта).

  • Продукт проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам, музыкальные открытки и буклеты, сообщения и др.).

  • Презентация проекта.

  • Портфолио проекта.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику, начиная с 3 класса.

3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты - музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты - музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

7. Мини-проекты, например, «Рейтинг любимых композиторов», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.

Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают учителю накопить базу данных.

Алгоритм работы с презентациями для учащихся:

1. Разбиться на творческие группы по интересам.

2. Выбор лидера-организатора; распределение обязанностей.

3. Получение задания. Поиск и сбор информации.

4. Коллективная работа: сортировка информации.

5. Консультация и редактирование информации с учителем.

6. Защита презентации.

Алгоритм работы с презентациями для учителя:

1. Выбор тем по изученному разделу.

2. Постановка целей и задач перед учащимися.

3. Знакомство с источниками информации.

4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.

5. Оценка творческой презентации.

Давайте рассмотрим возможные темы презентаций по классам.

Коллекция учебных проектов для
1, 2 классов

ролевые проекты: инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов;

творческие проекты: музыкальные спектакли, театрализованные концерты

Коллекция учебных проектов для
3 класса

«Эх, частушка, как ты хороша!» Этот проект представляет собой творческий конкурс сочиненных частушек о своем классе.

Планируемый результат: помимо исполнения своих частушек, будут оформлены и книжки-малышки частушек с иллюстрациями. Определяется время работы над проектом - две недели. Сообщается время для дополнительных консультаций.

«Портрет русской народной музыки» Тема «Музыка моего народа».

Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают портрет

русской народной музыки в форме продукта любого вида творчества

(изобразительное искусство, аппликация, конструирование из бумаги и т.

д.), представляют его классу, аргументируя свой выбор и название

работы. Оформление выставки.

Время проведения: два урока в конце 1-го полугодия.

Коллекция учебных проектов для
4 класса

«Музыкальная культура стран мира»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами, жанрами музыки, символами и народными костюмами, особенностями музыкальной культуры стран мира.

Учащиеся на протяжении каждой четверти готовят различные сообщения по музыкальной культуре разных стран. Вся собранная информация складывается в общую копилку, а в конце большого раздела пользуясь накопленным материалом каждая группа выпускает свою газету или музыкальный путеводитель по одной из стран, которую самостоятельно вытянут в форме билетиков. Всё это вызывает бурю эмоций, оформительские способности, кроме этого благодаря данному проекту у учащихся 4 класса расширяется кругозор, идёт плавная подготовка к дальнейшему знакомству с данными странами на уроках географии.

Коллекция учебных проектов для
5 класса

«В стране музыкальных загадок»

Продолжительность: 3 урока

Цель и содержание: проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)

Продукт: стенгазета с музыкальными загадками.

Тема: «Музыкальная сказка»

Продолжительность: 3 урока.

Цель: разработка и сочинение сказок о «волшебной» силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.

Продукт: красиво оформленные работы на альбомных листах.

Выбор и обсуждение лучших сказок для сборника.

Коллекция учебных проектов для
6 класса

Тема: «Преобразующая сила музыки»

«Разное воздействие музыки на людей».

«Сила героической интонации в творчестве Л. Бетховена».

Тема: «В чём сила музыки»

«Красота и правда в искусстве и в жизни»

«В чём сила музыки В. Моцарта?»

Коллекция учебных проектов для
7 класса

Тема: «Музыкальный образ»

«Картина народной жизни в "Болеро" М. Равеля».

«Образ русской природы в творчестве С. Рахманинова».

Тема: «Музыкальная драматургия»

«Образы Руслана и Людмилы в музыке и литературе».

«Противоборство музыкальных образов в увертюре "Эгмонт" Л. Бетховена».


Коллекция учебных проектов для
8 класса

Тема: «Что значит современность в музыке?»

" Вслушивайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем

(о «Сонате № 14» Л. Бетховена).

«Может ли быть современной классическая музыка?»

Тема: «Музыка лёгкая и серьёзная»

«Бардовская (авторская) песня»

«Джаз - дитя двух культур»

«Ансамбль - значит вместе» о творчестве группы «Битлз»

«Современная музыка»

Тема: «Великие наши современники»

«Великие наши "современники". Л. Бетховен».

«Человек и народ - герои М. П. Мусоргского».

«Шедевры классической музыки». (на примере музыкальных циклов

А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года»

Опытно-экспериментальный проект: «Песни опалённые войной»

Вывод.

Данная форма организации обучения, позволяет:

  • значительно повысить эффективность образования;

  • способствует развитию личности;

  • самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта; предоставление новых возможностей осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований.

Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

В заключение хотелось бы отметить - никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся.

Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации.




Литература:

  1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;

  2. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. - М., 2000;

  3. С.А. Домрачева. Проектная деятельность в образовании - г.Йошкар - Ола, 2007;

  4. Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;

  6. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии»;

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005;

  8. Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., Самара, 2002;

  9. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995;

  10. cross-ipk.ru/conf/files/2-20. doc;

11)iteach.stup.as.ru/node/21

© 2010-2022