• Преподавателю
  • Музыка
  • Выступление на городском методическом объединении учителей музыки по теме: Развитие творческой активности школьников на уроках музыки

Выступление на городском методическом объединении учителей музыки по теме: Развитие творческой активности школьников на уроках музыки

Раскрыть таланты и способности каждого школьника Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического вчуствования в мир, который выражается в художественных образах, языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального  и поэтического сознания. Художественно-педагогическая деятельность учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности учащихся...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Выступление

на городском методическом объединении учителей музыки

по теме: Развитие творческой активности школьников на уроках музыки.









Автор:

Овсянникова Светлана Евгеньевна,

учитель музыки 1-й квалификационной категории

МОУ СОШ с УИОП №16

г. Комсомольск-на-Амуре

Раскрыть таланты и способности каждого школьника

Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка - это человеческий опыт нравственно-эстетического вчуствования в мир, который выражается в художественных образах, языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Художественно-педагогическая деятельность учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности учащихся.

Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки - это по сути процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель учителя - помочь детям присвоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности. Методическая идея заключается в том, что учитель помогает детям овладеть художественно-эстетической учебной деятельностью, учит познавать мир душой, тонко его чувствовать, уметь видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, слышать мир во всем его многообразии, в том числе, в музыкальном его воплощении. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителе, можно быть и гениальным слушателем» - говорил Д. Шостакович.

«Прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование». (В. Одоевский).

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен постичь это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…» (А. Дистервег).

Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не сможет научить ребенка чему-либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей можно избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» и композитором, и музыкантом-исполнителем, и актером, и хореографом, исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача учителя - помочь раскрыть дар Божий каждому ребенку: красиво петь, замечательно рисовать, сочинять стихи, танец. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе хранят. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем несравнимые чувства, проявить фантазию.

Главные человеческие ценности - ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ИСТИНА, БЛАГО! Каждому человеку они даны от природы, но не всем удается сохранить эти духовные сокровища, а нередко происходит подмена их на явления противоположного характера.

Как же помочь школьнику не только сберечь, но и развить в сердце своем эти сокровища, эти вечные, всеобщие ценности как для каждого человека, так и для всего мироздания?

Универсальным средством введения ребенка в мир любви, Красоты, Истины и всеобщего блага является музыка, интегрирующая с другими видами искусства и с наукой.

Но что есть музыка? В чем проявляется ее благодатное влияние на человека? Как сделать, чтобы музыка, ее ценности (и физические, и духовные, в полной мере оказали благодатное влияние на всех участников процесса учения : учителя, ученика, семью, общество?

Эти и другие вопросы мы ставим перед собой. Из вопросов исходят и задачи: общечеловеческие, познавательные, мировоззренческие и, конечно, музыкально-педагогические.

К каким же результатам в процессе формирования мировоззрения, воспитания личностных качеств, приобретения истинных знаний и ценностей могут и должны привести занятия музыкой? Как все только что перечисленное поможет ученику успешно осваивать этот предмет?

Наша цель - воспитать человека, наполненного светом высокой духовности, способного любить и себя, и себе подобных, и все живое вокруг, человека, стремящегося к познанию истины, обладающего потребностью и необходимыми умениями творения блага. Такой человек будет тонко мыслить и чувствовать, соотносить свои переживания и мысли с тем, что чувствуют и о чем думают другие(одноклассники, учитель, автор музыки). Среди его качеств - любознательность, творческое отношение к изучаемому,

Иными словами, наша цель - создание и формирование нового духовного пространства, объединяющего всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, ученика, композитора, исполнителя, поэта, писателя, семью, общество) и открывающегося перед ними неограниченные возможности самосовершенствования.

Содержанием учебно-воспитательного процесса, в русле идей Д. Б. Кабалевского, является духовный диалог культур, возникающий при духовной коммуникации музыки, детей и учителя. «Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности самим искусством, художественной деятельностью ребенка как жизнью в искусстве», творение своего духовного пространства, себя как личности. «Человек должен родиться дважды, - писал Гегель, - один раз естественно, а затем духовно… Духовное, конечно, связано с творчеством, но больше чем творчество… Духовность есть любовь ко всему сущему».

«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях. (Л. В. Горюнова). Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика.

Познание себя в жизни через переживание, чувство и впечатление, увлеченность музыкой всегда будет стержневой идеей урока, его содержанием при разнообразном художественно-педагогическом воплощении.

На уроках необходимо звучание православной музыки, а также ее разучивание и исполнение. Направленностью уроков музыки является воспитание человека в процессе общения с музыкальным искусством, освоение ребенком нравственных ценностей, которые во все века были сущностью искусства, раскрывали, возвышали дух человека.

Решение этих задач и осуществляется путем введения учащихся в мировую социокультурную среду через художественно-эстетическую деятельность.

  1. Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:

- погружение в музыку; созерцание музыки;

- исполнение попевок, песен, хороводов и других вокальных и инструментальных произведений;

- пластическое интонирование.

2. Художественный анализ музыкального произведения:

- рассуждение о музыке («Что рассказал композитор своей музыкой? Как он сумел «рассказать»? );

- выражение переживания музыки в цвете (определение цвета, созвучного музыке, словом; красками на бумаге, на холсте );

- художественные ассоциации, вызываемые произведением;

- жизненные ассоциации, связанные с тем или иным музыкальным произведением, и т.д.

3. Овладение языком музыки:

-знание основных музыкальных жанров, терминов.

4. Вокально-хоровые умения:

- овладение певческим дыханием, звукообразованием и другими умениями;

- навыки пения соло, в ансамбле, хоре;

- развитие у детей способности выражать голосом тончайшие чувства, создавать художественный образ.

5. Инструментальное музицирование:

- игра на соло, в ансамбле, в оркестре на фольклорных, ударных и духовых инструментах - ложках, трещотках, свистульках и др.

- игра на музыкальных инструментах оркестра К.Орфа и по возможности на фортепиано и др.

6. Развитие у детей способности сердцем откликаться на музыку, чтобы через нее глубоко проникнуться чувством сокровенного родства каждого человека со всем сущим в мироздании. Восприятие музыки сердцем.

Любая музыкально-эстетическая совместная деятельность предполагает органичное владение всеми названными (как минимум)компонентами художественной деятельности детей на уроке музыки. Однако методически целесообразно варьировать и перераспределять объекты внимания, целевые установки, формы внешнего и внутренного контроля (и самоконтроля) в сложном процессе вхождения в мир музыки и раскрытия в самом себе музыкальных творческих способностей. Таким образом, каждый из названных видов деятельности лишь дает ориентир, акцентирует внимание на одной из составляющих частей единого потока музыки и ее освоения.



© 2010-2022