Музыкальное воспитание в школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыка - мощнейшее средство формирования ребенка:

его сознания, характера, ценностных установок,

умственных способностей и нравственности».

А. Мухамбетова

Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки - введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширением их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни - условие нравственного роста.

«Ребёнок должен жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».

(В.А.Сухомлинский)

Искусство, которое входит в мир ребёнка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Основная функция эстетического воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире.

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры.

УРОК МУЗЫКИ - ИСТОЧНИК ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе.

К ним относятся:
1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Особенно это отраженно в работе с одарёнными детьми. Говорят, что дети из пластилина,

лепи что хочешь, а потом гордись

А мой ребёнок из странной пружины,

все крутые витки на нем сошлись

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру,

т. е. почву, на которой растут и процветают таланты.

И тогда наш труд оправдан».

Г.Нейгауз

Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием.


Что дают занятия вокалом?

Человеческий голосовой аппарат - необычный музыкальный инструмент: ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Но главное - это "говорящий" музыкальный инструмент. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса - непосредственно к его чувствам.

Кроме того, систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

Что касается значения пения как средства самовыражения, то его трудно переоценить. Оно очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека. Наверное, именно поэтому среди певцов много долгожителей.

Еще одно важное достоинство пения - оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей. Так что занятия пением, овладение приёмами классического и всеми формами народного певческого искусства - один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.

Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах . В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.

Постепенно накапливая свои впечатления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.


«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.


© 2010-2022