Авторская программа по вокалу Соловушка 1-4 класс

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 60

РАССМОТРЕНО

на заседании

Методического Совета

протокол №_____ от «____»___________20 г

Руководитель МС_________________

ПРИНЯТО

Педагогическим

Советом МБУ лицея № 60

Протокол №____ от

«____»_____20

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ лицея № 60

Чернецова Г.Н

_______________

Приказ № ____от

«____»_____20____



Рабочая программа

по внеурочной деятельности вокальной студии

2014-2015 уч. год.






направление: художественно-эстетическое

название программы: «Соловушка»

классы: 1-4

количество часов: 1 класс - 33ч, 2-4 - 34 часа

составитель: Вершинина Ж.В.




Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с приказом о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в том числе художественно-эстетической.

Программа модифицированная, разработана на основе комплексных программ Домогацкой И.Е. и Суязовой Г.А.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7 -11 лет.


Характеристика программы

  • По характеру деятельности - комплексная, образовательная.

  • По педагогическим целям - практико-ориентированная, развивающая художественно-творческие способности, познавательная.

  • По форме занятий - групповые занятия.

  • По возрастным особенностям - 7-11 лет.

  • По временным показателям - 4 года обучения, 1 раз в неделю.

Занятия в вокалом проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов дня и объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10.

Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.

В кабинете, где проводятся занятия, созданы санитарно-гигиенические условия, способствующие укреплению здоровья учеников: соблюдается питьевой режим, поддерживается чистота, соблюдаются нормы освещенности в классе, тепловой режим.


Актуальность программы

Музыкальное воспитание детей является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Без должной музыкальной подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в объединении дополнительного образования. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.

Развитие творческих способностей и таланта имеет огромное значение в становлении личности детей, в их эстетическом воспитании и в воспитании духовной культуры.

Основной формой обучения являются групповые занятия. Каждое занятие содержит несколько видов работ, так как смена вида деятельности активизирует восприятие детей, их творческий интерес и способности.

В процессе обучения ярко проявляются индивидуальные черты детей: творческие способности, наличие воли и сосредоточенности, целеустремлённость, умение контактировать со сверстниками и публикой. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса учащихся основывается на изучении народного музыкального творчества, также произведений русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов- классиков.

Обучение детей музыкальной грамоте способствует развитию ритма, слуха, творческих способностей, способностей к импровизации, прививает любовь к современному искусству и стимулирует творческую инициативу.

Данная программа ставит задачи способствовать развитию у детей творческих способностей, эстетического вкуса, умения общаться в коллективе.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников объединения дополнительного образования в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях.

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы. В данных условиях программа «Ступеньки музыкального развития» - это механизм, который определяет содержание обучения музыкальной грамоте школьников, методы работы учителя по развитию музыкальной грамоты учащихся.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников;

- содержание программы «Ступеньки музыкального развития» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

Цель и задачи

Цель:

Средствами музыкального искусства способствовать развитию гармоничной, социально адаптированной личности, развивающейся в условиях свободного выбора, владеющей музыкальной грамотой для творческого самовыражения и развития.

Задачи

Образовательные задачи:

  • Способствовать овладению воспитанниками навыками вокального

мастерства;

  • Обучать музыкально - ритмическим навыкам.

  • Обучать правильной постановке дыхания.

  • Формировать начальные навыки актерского мастерства.

  • Формировать систему универсальных учебных действий по основам

вокального мастерства.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию основ художественно-эстетической

культуры личности.

  • Развивать музыкально-сенсорные способности: тембровый, ладовый,

динамический слух, чувство ритма; содействовать проявлению и

развитию музыкального вкуса.

  • Развивать артистические, эмоциональные качества у детей средствами

вокальных занятий.

  • Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их

внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и

понимать музыку.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма;

  • Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим

(доброжелательность, толерантность и т.д.)

  • Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами

музыкального искусства;

  • Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию здоровья

детей.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для учащихся общеобразовательной школы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана для учащихся 7 - 11 лет и рассчитана на 4 года обучения.

Условия приема детей:

Для приема детей в объединение дополнительного образования необходима предварительная беседа и предварительное прослушивание. В беседе нужно увлечь детей, заинтересовать. Детям предлагается послушать песни детей, которые занимались в объединении. Важно в прослушивании проявить свое внимание и создать непринужденную спокойную обстановку.

Обычно проверка проводится с целью выяснения следующих данных поющего:

  • ритма,

  • памяти,

  • интонации,

  • диапазона,

  • качества певческого голоса,

  • эмоциональности.

Ребенку предлагается пропеть знакомую песню. Во время исполнения устанавливаю правильность ритмического рисунка мелодии и интонирования, ясность произнесенного текста. Для выявления

интонации, диапазона используются упражнения (распевки). Они должны быть легкими, чтобы быстро запомнились. Главным в прослушивании является чистое пение. Результаты отмечаются в диагностической карте.

Так же необходимо заявление от родителей ребенка.



Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности:

  • ансамблевое пение;

  • слушание произведений русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов- классиков;

  • движения под музыку;

  • элементы театрализации;

  • музыкальные игры;

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя изучение основ музыкальной грамоты. Практическая - разучивание и исполнение песен, попевок, музыкально-ритмических упражнений.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские, народные песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.


Ожидаемые результаты:

В результате изучения этого курса будут сформированы основы музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос; будут сформированы основы художественной культуры.

4. Методы организации занятий

1. Словесный метод обучения:

  • Устное изложение;

  • Беседа;

  • Анализ текста, структуры музыкального произведения;

2. Наглядные методы обучения:

  • Показ видеоматериалов, иллюстраций;

  • Показ, исполнение педагогом;

  • Наблюдение;

3. Практические методы обучения:

  • Вокально-тренировочные упражнения;

  • Разучивание и работа над песней.




Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей


1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2. Репродуктивные методы обучения.

В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательские методы обучения

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

5. Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • Групповая;

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов.

Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Каждое занятие строится по схеме:

  1. Настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 минуты);

  2. Дыхательная гимнастика;

  3. Распевание;

  4. Работа над произведением;

  5. Анализ занятия;

  6. Задание на дом;

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.


6. Основные направления и содержание деятельности

В программе выделены следующие направления:

  1. Вокально - хоровая работа.

  2. Музыкально - теоретическая подготовка.

  3. Теоретико - аналитическая работа.

  4. Музыкальные игры.

  5. Концертно - исполнительская деятельность.




Содержание курса.


1 год обучения.

Раздел 1. Вокально - хоровая работа. 11 часов.

Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка. 4 часа.

Раздел 3. Теоретико - аналитическая работа. 4 часа.

Раздел 4. Музыкальные игры. 10 часов.

Раздел 5. Концертно - исполнительская деятельность. 4 часа.

2 год обучения.


Раздел 1. Вокально - хоровая работа. 14 часов.

Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка. 4 часа.

Раздел 3. Теоретико - аналитическая работа. 4 часа.

Раздел 4. Музыкальные игры. 8 часов.

Раздел 5. Концертно - исполнительская деятельность. 4 часа.

3 год обучения.

Раздел 1. Вокально - хоровая работа. 15 часов.

Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка. 4 часа.

Раздел 3. Теоретико - аналитическая работа. 4 часа.

Раздел 4. Музыкальные игры. 6 часов.

Раздел 5. Концертно - исполнительская деятельность. 5 часов.


4 год обучения.


Раздел 1. Вокально - хоровая работа. 16 часов.

Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка. 2 часа.

Раздел 3. Теоретико - аналитическая работа. 4 часа.

Раздел 4. Музыкальные игры. 6 часов.

Раздел 5. Концертно - исполнительская деятельность. 6 часов.

Содержание курса

(подробно)

Вводное занятие

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач объединения дополнительного образования. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.


  1. Вокально - хоровая работа

Певческая установка

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

  • Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не закидывая назад;

  • Стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

  • В любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

  • При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях;

  • Сидеть нога на ногу совершенно недопустимо, так как такое положение создает в корпусе ненужное напряжение

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет ее книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание

Занятия вокалом обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

  2. Развитие вокально - хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а так же введение голосового аппарата в работу с постепенно нарастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно (Приложение №2).

Певческое дыхание

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается.

Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, с ощущением легкого полузевка. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения. Чем подвижнее темп, тем они быстрее.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. (Приложение №3).

Дирижерские жесты

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4.

При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия под названием «замени педагога».

Вокальная позиция

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык утолщается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.

Звуковедение

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистров.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком звуке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется ввиду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. (Приложение №4).

Дикция

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук. (Приложение №5).

Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т.д.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно - исполнительской деятельности коллектива.


II. Музыкально - теоретическая подготовка

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро - ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие мелодии, повторность их звуков, долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной дот восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.

Научить детей петь чисто интонируя:

  • Мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении.

  • Мажорное трезвучие.

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов «ля», «ле», «лю».

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз.

Развитие чувства ритма

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.


III.Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, авторе слов.

Раскрытие содержания музыки, текста, особенностей музыкально - исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ - исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.


IV. Музыкальные игры


Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. (Игра - основной вид деятельности младших школьников). Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Используя музыкальные игры, учитель имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом - обогащает его духовный мир. (Приложение № 6).

V. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значения имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.

Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Контрольный срез УУД

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

1. Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве.

2.Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.

3. Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

2 Формирование умения работать с моделями, схемами.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст

2.Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах.

В начале и в конце учебного года учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки.

Максимальный уровень - воспитанник освоил практически все умения и навыки, предусмотренные программой на учебный год (10 баллов); средний уровень - объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ (5 баллов); минимальный уровень - воспитанник овладел менее чем 1/2 предусмотренных программой умений и навыков (1 балл). Все данные среза УУД заносятся в таблицу.

Материальное обеспечение программы

Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: зеркала, музыкальные инструменты, костюмы, микрофоны, компьютер. Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Методическое обеспечение программы

  • «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  • «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.

  • «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. - Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.

  • «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.

  • «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г.


Фонотека:

  • Диски с детскими песнями советских и зарубежных исполнителей;

  • Диски с плюсовыми и минусовыми фонограммами детских песен;

  • Диски с классической музыкой советских и зарубежных композиторов.

  • Презентации детских песен.

Репертуарные сборники:


  • Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной войной - составитель Г.А. Егорова. - М.: Профиздат, 1995.

  • Елецкий Э.В. Лучше нет родного края. - Волгоград, 2005

  • Ножкин М.И. Люблю тебя, Россия! - М.: Музыка, 1986

  • Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000

Используемая литература.

1. «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки

занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова.

- Волгоград: Учитель, 2009.

2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей

школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители:

Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.

3. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных

классов детских музыкальных школ и школ искусств. - Автор:

Домогацкая И.Е., 2003г.

4. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.

5. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А.

1997 г.

6. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного

голоса. - Липецк, 1996.

7. Апраксина О. «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними» / Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 10. - М., 1992.

  1. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». - М., 1986.

  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.

  3. Дополнительное образование. 2000, № 3; 2001, № 10; 2004, № 11.

  4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1988.

  5. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.

  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -

Ярославль, «Академия развития», 1997.

  1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей// Проблемы индивидуальных различий.- М., 1996.

  2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.

  3. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. - Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.

  4. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г


Рекомендуемая литература для воспитанников


  1. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2. - 3-е изд., перер. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.

  2. Абелян Л. Как Рыжик научился петь / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1989.

  3. Конорова Е., Андреева М. Первые шаги в музыке. - М.: «Советский композитор», 1991.

  4. Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  5. Струве Г. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. - М., 1988.

  6. Крайнова Г. Путешествие по Музыкальной стране. - Саратов, «Научная книга», 1996.

  7. Басина Н.Э., Суслова О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: Линка-Пресс, 1997.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя, аудиозаписи, видеозаписи, фонохрестоматии по музыке).

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:


  1. Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демонстрационный материал: музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Нотный материал - песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры. Наглядный, иллюстративный материал - как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.

  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества - музыкально - движений, игры на ритмических детских музыкальных инструментах.


  1. Детские музыкальные инструменты - средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.


  1. Инфомационно-коммуникативные средства: Антология русской симфонической музыки (10 СД) Большая энциклопедия России1 СД, мультимедийная энциклопедия Шедевры музыки Кирила и Мефодия (1СД). Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

  2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, сканер, ДВД, музыкальный центр, микрофоны.


  1. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, синтезатор, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстративного материал.
















Приложение №1

Примерный репертуар 1 года обучения:


  1. «Здравствуй, осень золотая» - муз. и слова Кудряшова В.И.

  2. «Дождик» - русская народная песня.

  3. «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой

  4. «Дед Мороз, Красный нос» - муз. и слова П.Ермолаева

  5. «Четыре времени года» - муз. и слова Л.Марченко

  6. «Веселая песенка» - репертуар группы «Волшебный микрофон»

  7. «Мышка» - репертуар группы «Мишель»

  8. «Айболит» - репертуар группы «Непоседы»

Примерный репертуар 2 года обучения:

  1. «Лесная песенка» - муз и сл. Ермолов П.

  2. «Семечки» - русская народная песня.

  3. «Дракоша»» - муз. и сл. Т. Андрейченко

  4. «Казачата» - муз. И сл. С. Савенков

  5. «Мой папа» - муз и сл. Ермолаев П.

  6. «Круглая песенка» - из мультфильма «Смешарики»

  7. «Песенка - чудесенка» - муз. и сл. Т. Андрейченко

Примерный репертуар 3 года обучения:

  1. «Хлопайте в ладоши» - муз. и сл. Т. Андрейченко

  2. «Буду военным» - муз. и сл. Т. Андрейченко

  3. «Юнги» - муз. Ю. Верижников

  4. «Мы шагаем как солдаты» - муз. Ю. Верижников

  5. «Тик-так» - муз. И сл. А Варламов

  6. «Веселая песенка» - муз. В. Шаинский

  7. «Плутончики» - репертуар группы «Мишель»

  8. «Дети солнца» - репертуар группы «Непоседы»

  9. «Лучше папы друга нет « - репертуар группы «Непоседы»

  10. «Золушка» - репертуар Л. Сенчиной


Примерный репертуар 4 года обучения:

  1. «Разноцветная игра» - муз. Владимира Шаинского

  2. «Репка» - муз. и сл. Татьяны Морозовой

  3. «Чимби-Римби» - муз и сл. Привалова Юрия

  4. «Новогодняя» - Зарицкая Елена

  5. «Бабушкина сказка» - муз. и сл. Т. Андрейченко

  6. «Компания» - муз и сл. Елены и Владимира Челноковых

Приложение №2

Вокальные упражнения (распевки)

Сказка-распевание «Соня-Петушок»

Жил-был Петушок. Он очень любил поспать. И вот однажды утром Петушок проспал рассвет и не разбудил никого. Проснулась кошка и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела:

- «Мяу-мяу-мяу, пора вставать» (по 5, 3, 1, ступени мажорного трезвучия вниз), но Петушок все спал.

(поют все дети)

Вторым проснулся Гусь и тоже пропел:

- «Га-га-га, пора вставать!»

Но Петушок продолжал спать.

(далее по желанию детей «просыпаются» и поют домашние животные и птицы (дети выбирают соответствующую карточку): лошадь, корова, утки, баран, козел, хрюшка, курица)

Последней просыпается собачка и громко лает:

- «Гав, гав, гав! Пора вставать!

Петушок встрепенулся и закричал

- «Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

А все вокруг засмеялись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.

Сказка - распевание «Веселый концерт»

Жили-были сосульки. Появились они в середине зимы. Зимой они росли, а когда наступила весна, вдруг начали потихоньку таять. Самые большие сосульки роняли большие капельки и пели низким голосом: «Кап, кап, кап!» (по До-мажорному трезвучию вниз) сосульки поменьше роняли капельки и пели средним голосом: «Кап, кап, кап!» (по Ми-мажорному трезвучию вниз). А самые тоненькие сосульки роняли маленькие капельки и пели высоким голосом: «Кап, кап, кап!» (по соль-мажорному трезвучию вниз). Теперь каждый день они давали концерт. Сначала их концерты были короткими: («Кап, кап, кап!» - вниз по трезвучию - дети повторяют 2-3 раза). Затем концерты были все длиннее и длиннее: (музыкальный руководитель поднимает карточки с изображенными на них капельками, разными по размеру)

Дети поют:

Кап - кап - кап - кап - кап - кап - кап

Выс. Ср. выс. Ср. низк. Низк. Низк.

Порядок капелек всегда варьируется.

И вскоре концерт стал продолжаться весь день и всю ночь (далее ребенок выходит и поднимает карточки в произвольном порядке, дети поют)

• Поем слог: "ва", "ма" или "да". На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца).

• Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano.

• Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка.

• МАМЭМИМО, БАБЭБИБО, ДАДЭДИДОДУ - петь на одном звуке

• До ре ми фа соль ля си до, до си ля соль фа ми ре до…

• до-ре-до

до-ре-ми-ре-до

до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до

соль-до

• Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,

Две трубы, сто колес, машинистом - рыжий пес

• Я иду наверх, стою на месте, я спускаюсь вниз, стою на месте.

Приложение № 3

Упражнения для развития певческого дыхания

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной.

3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активновыдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо.

4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя

передними зубами, через которую

"идет ниточка звука". Язык дробно

ударяет по твердому небу

около корней верхних резцов. Нижняя

челюсть свободная, но "не падает".

Подключите воображение:

ваше твердое небо, по которому

ударяет язык, очень высокое,

как купол храма, поэтому звук "А"

получается объемный,

красивый, как голос человека, говорящего в храме.

Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. Следующие упражнения я рекомендую выполнять в позе сидя.

Удобно сесть, наклонившись вперёд, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох.

6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Положение сидя, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

7. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".

8. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

9. Задувание воображаемой свечи. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

10. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают")

11. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4...

12. Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох.

13. Вдох - выдох на «с», живот втягиваем;

14. Вдох - три толчка на выдохе;

15. Вдох - один толчок на выдохе;

16. Вдох - длинный выдох на «с» и резкий толчок;

17. Носовое дыхание: одной ноздрёй вдыхаем, второй выдыхаем;

Приложение № 4

Упражнения для развития правильного звуковедения

"Мальчик и пальчик"

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…………..

Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха - Ха - Ха - Ха……….

Приложение № 5

Упражнения для развития дикции и артикуляции

1. Попробуйте активизировать губы: пошлепать ими, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое нёбо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ". А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала.

9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.

Приложение № 6

Музыкальные игры

«ВОСЬМЕРКА»

Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» - выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.

Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«ЗОВ»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН»

К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска нарисованы пять нотных линий, на которых помещены ноты (от «до» до «си») по кругу.

Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему песенку-попевку от любого звука. Попевку музыкальный руководитель подбирает заранее. Это может быть не только песенка, но и мелодия из какого-нибудь музыкального произведения, которую воспитатель наигрывает на музыкальном инструменте. Вращается диск телефона вправо (по часовой стрелке), стрелка останавливается, например, против ноты «ре». Все поют песенку-попевку от этого звука. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется та же песенка или мелодия, но только от другого звука, которую поют все дети или индивидуально тот или иной участник игры.

«Выполни задание».

Цель игры заключается в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, чистом исполнении, умении правильно извлекать звук. Используются фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков. Учитель прохлопывает ритмический рисунок, а ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Можно увеличить количество карточек и тогда каждый играющий имеет возможность выкладывать рисунок на столе.

«ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА»

Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, один из них назначается «лесником». Каждый ребенок выбирает, каким животным или птицей он хочет побыть. Для каждого голоса руководитель подбирает звук или мелодию, которую ребенок должен пропеть, подражая голосам зверей или птиц.

В голосе кукушки могут быть наиграны два звука, представляющие собой какой-то музыкальный интервал, например кварту. Звуки нажимаются поочередно, сначала верхний, потом нижний, что будет соответствовать «ку-ку».

Дети разбегаются по комнате, играя роль своего животного. Кто-то сидит, кто-то ходит или лежит, кто-то спрятался «в зарослях».

По знаку руководителя «лесник» начинает ходить между разными животными и слушать их. Начинают петь по заранее установленной очередности. Тот, до кого «лесник» дотронется, прекращает петь. Когда руководитель задаст тонику или наиграет мелодию, начинает петь другой игрок.

Очень важно в этой игре правильно воспроизвести мелодию или пропеть звук, передав голос животного или птицы.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Учитель предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.

«Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит учитель. - Маша вышла на улицу, спустилась по лестнице (поет гамму, идущую вниз, в до-мажоре). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (поет развернутое мажорное трезвучие снизу вверх). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Руководитель может помочь, подыгрывая на музыкальном инструменте (задавая тонику, изменяя мажорный лад на минорный, переходя в другую тональность).

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, сколько вокруг нас различных звуков, - говорит учитель. - Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте). «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», - говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано).

«РЕЧИТАТИВ»

Речитатив - исполнение мелодии говорком. Для отработки этого музыкального приема могут быть использованы различные детские скороговорки.

Учитель проговаривает скороговорку, а дети пропевают ее (либо на одном звуке, либо воспроизводят наигранную мелодию). Например:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке рак.

Сунул Грека руку в реку -

Рак за руку Греку цап!

Дети пропевают скороговорку на одном звуке «до» или поступенно: до-до-ре-ре-ми-ми-фа-фа, фа-фа-ми-ми-ре-ре-до (пауза - берут дыхание). Слово «рак» на звуке «до» немного тянется (четвертная нота). Вторая фраза - аналогичная первой.

Слова проговариваются четко, «на стаккато» (отрывисто), в быстром темпе (подвижно).

«ВЫДЕРЖИ ЗВУК»

Музыкальный руководитель дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем педагог просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания.

Потом руководитель дает другой звук, выше или ниже на определенный интервал. Дети поют все или каждый индивидуально.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Для игры потребуется шкатулка (коробка), где спрятаны различные ритмические мелодии. Ритм записан длительностями на отдельных карточках.

Дети по очереди вынимают карточки из шкатулки и прохлопывают ритмический рисунок, который там записан.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»

В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты - и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:

дорога - река - мишка - фасоль - соль - лягушка - сито

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Суть этой игры аналогична телевизионной, всем известной. Желающие могут разделиться на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.

Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О продолжительности игры по времени игроки договариваются между собой.

«ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Игра развивает слух, эрудицию, внимание.

Ведущий прохлопывает в ладоши мотив задуманной песни, а игроки должны отгадать ее и исполнить.

Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывает более сложную мелодию или выбирает игрока, который исполнил песню лучше всех. В любом случае водить больше трех раз нельзя. Исключением является тот случай, когда на третий раз песня не отгадывается ни одним игроком. При таком варианте можно повторить ее еще раз и только после этого загадывать следующую.

Песню можно прохлопать в ладошки, протопать ногой или отстучать карандашом или другим предметом по столу. Загадываются только те песни, которые знают все или почти все участники игры. Старые, мало знакомые песни лучше не брать, поскольку их очень трудно отгадать.

«РАЗ-ДВА»

Главная задача этой игры заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения. По команде учителя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем - медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких.

Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение.

«КОТ И МЫШИ»

Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры - «не трогать кота и не убегать раньше времени» - требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

Кто-то из детей играет роль кота. «Кот» сидит на корточках или свернувшись на стуле у одной из коротких стен комнаты. Глаза у «кота» закрыты. Остальные дети выступают в роли мышей, расположившихся у противоположной стены, в «норе» (за чертой, отграничивающей безопасную для «мышей» территорию).

Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются тихо. «Мыши» тихонько выходят из «норы», бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях («ищут пищу»). «Кот» делает вид, что спит. Трогать «кота» запрещается.

Звучат такты 13-16. «Кот» под громкую музыку открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою «нору». Пойманные «мыши» садятся в стороне на стулья. Игра повторяется. По окончании игры не пойманные «мыши» идут выручать пойманных.

Дети - «мыши» - могут ходить на носках или бегать, подражая беззвучному, суетливому движению мышей. Громкое звучание последних тактов передается стремительностью бега. При разучивании игры «кота» исполняет взрослый. Такты 1-8 можно иногда повторять, чтобы дети не привыкали к одинаковой продолжительности музыки.

«Музыкальные загадки»

Эта игра помогает закрепить новую песню, попевки на различных музыкальных инструментах. Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример - он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

© 2010-2022