• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование музыкального вкуса младших школьников как элемента духовно-нравственного воспитания в процессе апробации программы дополнительного образования «Созвучие»

Формирование музыкального вкуса младших школьников как элемента духовно-нравственного воспитания в процессе апробации программы дополнительного образования «Созвучие»

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музык...       Главная цель занятий музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, трудно возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями.       Основная образовательная программа (ФГОС) предполагает в качестве воспитательных результатов выпускников начальной школы сформированность основ музыкальной культуры, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и  музыкальной деятельности. Важным является то, что общекультурное направление поддерживается и Программой духовно-нравственного воспитания. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Формирование музыкального вкуса младших школьников

как элемента духовно-нравственного воспитания

в процессе апробации программы дополнительного образования "Созвучие"

Марцинкевич Е.В.

Зам.дир. по УВР,

учитель музыки

МБОУ СОШ № 15



Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жесткости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка - актуальная задача сегодняшнего дня.

Главная цель занятий музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, трудно возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями.

Основная образовательная программа (ФГОС) предполагает в качестве воспитательных результатов выпускников начальной школы сформированность основ музыкальной культуры, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Важным является то, что общекультурное направление поддерживается и Программой духовно-нравственного воспитания.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе.

Мы применяем в своей практике различные формы и методы работы с детьми в области духовно-нравственного воспитания:

  • эмоционально-образный рассказ учителя о жизни композитора, художника, писателя о возникновении художественного замысла произведения;

  • обращение к эмоциональной памяти учащихся;

  • использование произведений "смежных искусств", например литературы, живописи, с целью активизации субъективных образов-представлений.

  • Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического искусства, так и современного);

  • Сравнительный анализ различных стилей музыки;

Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности, духовно богатой и цельной нравственно.

Моделью организации внеурочной деятельности в школе №15 г. Нижнего Новгорода избрана инновационно-образовательная модель, которая опирается на деятельность экспериментальной площадки. Преимуществами данной модели являются актуальность содержания, научно-методическое сопровождение ее реализации, уникальность формируемого опыта.

С 2011 учебного года проходят разработка и апробация новой образовательной программы "Созвучие". Автор Р.И.Удалова - соискатель кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО.

Программа "Созвучие" является комплексной: она создает условия для формирования у младших школьников основ музыкально-эстетического вкуса как ценностного ядра общей музыкальной культуры личности. Особенность данной программы в том, что она способна охватить все направления развития личности школьника во внеурочной деятельности:

  • Духовно-нравственное - развитие способности к духовному обогащению через выбор вкусовых предпочтений в соответствии с нравственными ценностями;

  • Общекультурное - развитие основ музыкальной культуры личности как части духовной культуры общества;

  • Общеинтеллектуальное - развитие способности размышлять о музыке, понимать музыкальный язык;

  • Социальное - формирование положительного отношения к шедеврам мирового музыкального искусства;

  • Спортивно-оздоровительное - использование музыки как активизирующего и организующего фактора во время мероприятий спортивной направленности (динамических пауз, физкультурных зарядок, дней здоровья), эффект фоновой музыки (снятие напряжения, переключение внимания, активизация творческого потенциала).

Реализация программы "Созвучие" позволяет достичь воспитательных результатов в музыкальной деятельности, которые можно распределить по трем уровням:

  • Первый уровень - приобретение специальных знаний музыкальной грамоты; представлений об особенностях выразительности музыкального языка

  • Второй уровень - получение опыта эмоционального восприятия и отзывчивости в процессе слушания музыкальных произведений, приобретение первоначального опыта музыкальных переживаний;

  • Третий уровень - приобретение навыков самостоятельного музыкального творчества в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Программа включает несколько модулей:

1-й модуль ― «Музыкальная гостиная»: знакомство с музыкальными произведениями (знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

2-й модуль ― «Музыкальный абонемент»: слушание музыкальных произведений (опыт музыкально-ценностных переживаний - как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

3-й модуль ― «Музыкальное произведение - музыкальное впечатление»: общение школьников по поводу услышанного, получение навыка высказывать и отстаивать свое мнение (эстетическое суждение) о музыке (первый и второй уровень воспитательных результатов);

4-й модуль ― «Песенка-чудесенка»: приобретение умений, навыков академической, народной, эстрадной манеры исполнения песен (действенно-поведенческий уровень (третий) воспитательных результатов, согласно ФГОС);

5-й модуль ― «Звездочка»: обучение музыкальной грамоте и игре на фортепиано (третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

6-й модуль ― «Музыкальные картинки»: овладение основами сочинения музыкальных произведений (третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

7-й модуль ― «Музыкальный театр»: овладение основами музыкально-режиссёрской постановки, развитие лидерских качеств, проявление индивидуальных способностей в разных видах музыкально-художественной деятельности (комплексный воспитательный результат - первого, второго и третьего уровней);

Школа поддерживает связь с консерваторией им. М.И.Глинки. Студенты и преподаватели академии ведут беседы о музыке, знакомят школьников с музыкальными инструментами и классической музыкой.

Большое и серьезное внимание уделяю работе с тетрадью. Это вызывает серьезное отношение к предмету, углубляет интерес к занятиям, развивает творческие способности детей, помогает осуществлять метапредметные связи на уроке, как одно из требований ФГОС.

Итогом отдельных этапов работы по программе "Созвучие" являются открытые мероприятия:

  • "Азбука"

  • "Наша дружная семья"

  • Спортивный праздник

  • Посвящение в первоклассники

  • Праздник ко дню матери

Занятия по программе вызывает у детей живой отклик. Они с удовольствием разучивают песни, с желанием выступают перед учащимися школы и родителями.

Большим событием для детей стало посвящение в первоклассники. Ребенок чувствует ответственность за свою учебную работу, он начинает ощущать себя повзрослевшим, ищет свое место в коллективе. Ему приходиться проявлять такие нравственные качества, как умение дружить, уступать, помогать, слушать и слышать того, кто рядом. Это касается не только музыки и песни, но именно во многом музыкальные занятия помогают маленькому человеку расти духовно и нравственно.

Работа по программе только начата, но она интересна и учителю, и детям. Она находит отклик и у родителей.

Духовно-нравственное воспитание ребенка - есть созвучие и разных видов искусства, и разных предметов, семьи и школы. Только в этом единстве мы видим залог успеха нашей работы.

© 2010-2022