Развитие речи в третьем году жизни ребенка

Статья «Развитие речи в третьем году жизни ребенка» Федотова Мария Максимовна - воспитатель МБДОУ детский сад «Кэскил» с.Балагачча Вилюйского района Республики Саха (Якутия). С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свобод-ное время малыш будет играть оди... Обогащение словарного запаса Предметный словарь. После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебни-ца - это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», «обувь», - взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Пов... названия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина; названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан; названия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей, синица, сорока; названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось. Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: «Сейчас наденем красные штанишки», «А где наша белая кофточка?» За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по развитию речи на третьем году жизни

С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свобод-ное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

Обогащение словарного запаса

Предметный словарь. После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебни-ца - это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: "посуда", "одежда", "мебель", "обувь", - взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: "Доченька, сложи свою одежду аккуратно", "Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери". "Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть".
На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Не оставьте его без таких слов как:

  • названия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина;

  • названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан;

  • названия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей, синица, сорока;

  • названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось.

Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: "Сейчас наденем красные штанишки", "А где наша белая кофточка?" За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.
Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру "Парные картинки". Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй - у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре ликвидируется затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.
Примерный материал для игры:

  • Красные, синие - шар, ведро, коляска, туфли;

  • Зеленые, желтые - домик, кастрюля, платье, дерево;

  • Белые, черные - птичка, кораблик, пальто, сапоги;

  • Коричневые, серые - собачка, конь, гнездо, тапочки.

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно поза-ботиться о том, чтобы дети знали слова "круг", "квадрат", "овал" и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, - круглые, а кубики, коробка, табурет - квадратные; огурец, лимон, слива - оваль-ные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Перво-начальная задача - ввести слова в пассивный словарь и только затем постепенно учить пользоваться данными прилагательными.
В речи детей уже есть слова "большой", "маленький", которы-ми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить раз-мер предмета. Знакомим детей со словами "широкий", "узкий", "длинный", "короткий", "высокий", "низкий", называя признаки ок-ружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок).
В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозна-чающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте чаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

© 2010-2022