- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса В мире вокального искусства
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса В мире вокального искусства
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харькова Р.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
г. Ельца Липецкой области
Утверждено
приказом по МБОУ СОШ №12
№101 - ОД от 28 августа 2015 г.
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного курса«Мир вокального искусства»
учителя музыки
первой квалификационной категории
Харьковой Раисы Анатольевны
для 5 класса
Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
-
- 2016 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы - оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
-
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
-
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
-
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
-
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
-
развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 - 13 лет.
Сроки реализации программы - 1 год, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления обучающихся.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
-
вокально-хоровая работа;
-
ансамблевое музицирование;
-
сольное пение;
-
занятия по музыкальной грамоте;
-
музыкально-ритмические упражнения;
-
дыхательная гимнастика;
-
музыкально-пластическое интонирование;
-
движения под музыку;
-
двигательные импровизации.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №12 на внеурочную деятельность программы «Мир вокального искусства» в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-
формирование эмоциональное отношение к искусству;
-
формирование духовно-нравственных оснований;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
-
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
-
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
-
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
-
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
-
использовать знаково-символические средства для решения задач;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
-
разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
-
постижение нотной грамоты;
-
знание особенностей музыкального языка;
-
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
-
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
-
исполнение песен.
Содержание курса внеурочной деятельности.
(34 часа)
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 2 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 1 час.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение с сопровождением» - 6 часов.
Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 7 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
Основные понятия
Планируемые результаты
Период
проведения (план)
предметные
метапредметные
1.
Нотная грамота
(2 часа)
Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.
реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.
сентябрь
2015
2.
Хоровое сольфеджио
(1 час)
Интервал, интонирование, координация, мелодия
сентябрь
2015
3.
Исполнение с сопровождением (6 часов)
Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.
сентябрь-октябрь-
ноябрь
2015
4.
Работа с фонограммой (7 часов)
Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор
ноябрь-декабрь 2015
5.
Работа с микрофоном
(3 часа)
Дикция, микрофон, утрирование
декабрь-январь 2016
6.
Сценическое движение и культура
(5 часов)
Сцена, культура, певец, образ
январь-февраль
2016
7.
Работа над репертуаром
(10 часов)
Репертуар
март-май 2016
ИТОГО:
34 часа
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№
Дата проведения
Тема
Кол - во часов
Основные виды деятельности обучающихся
1-2
Сентябрь
2015 г.
Нотная грамота.
2
Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.
3
Сентябрь
2015 г.
Хоровое сольфеджио.
1
Интервал, интонирование, координация, мелодия.
Способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения.
4-9
Сентябрь - октябрь - ноябрь
2015 г.
Исполнение с сопровождением.
6
Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
10-16
Ноябрь - декабрь
2015 г.
Работа с фонограммой.
7
Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.
Творческая самореализация на занятии;
17-19
Декабрь 2015- январь
2016 г.
Работа с микрофоном.
3
Дикция, микрофон, утрирование.
Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
20-24
Январь - февраль
2016 г.
Сценическое движение и культура.
5
Понятия сцена, культура, певец, образ.
Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.
25-34
Март - апрель - май
2016 г.
Работа над репертуаром.
10
Разучивание песен.
Творческая самореализация на занятии.
Итого 34 занятия.
Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
-
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
-
Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
-
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
-
Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
-
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
-
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
-
Детям о музыке - muz-urok.ru/
-
Искусство слышать - iskusstvo.my1.ru/
-
Классическая музыка - classic.ru
-
Музыка и я - musicandi.ru/
-
Технические средства обучения:
-
ноутбук
-
колонки для ноутбука
-
музыкальный центр
-
музыкальная аппаратура
-
микшер
-
микрофоны
-
флеш-карты
-
Учебно-практическое оборудование:
-
Фортепиано
-
баян
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
г. Ельца Липецкой области
Утверждено
приказом по МБОУ СОШ №12
№101 - ОД от 28 августа 2015 г.
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного курса«Мир вокального искусства»
учителя музыки
первой квалификационной категории
Харьковой Раисы Анатольевны
для 5 класса
Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
-
- 2016 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности пятиклассников в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы - оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
-
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
-
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
-
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
-
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
-
развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-
формирование эмоциональное отношение к искусству;
-
формирование духовно-нравственных оснований;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
-
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
-
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
-
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
-
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
-
использовать знаково-символические средства для решения задач;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
-
разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
-
постижение нотной грамоты;
-
знание особенностей музыкального языка;
-
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
-
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
-
исполнение песен.
Содержание курса внеурочной деятельности.
(34 часа)
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 2 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 1 час.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение с сопровождением» - 6 часов.
Интонирование мелодии с сопровождением; сольное, ансамблевое и хоровое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 7 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№
Дата проведения
Тема
Кол - во часов
Основные виды деятельности обучающихся
1-2
Сентябрь
2015 г.
Нотная грамота.
2
Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ.
3
Сентябрь
2015 г.
Хоровое сольфеджио.
1
Интервал, интонирование, координация, мелодия.
Способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения.
4-9
Сентябрь - октябрь - ноябрь
2015 г.
Исполнение с сопровождением.
6
Разучивание и пение песен с сопровождением инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
10-16
Ноябрь - декабрь
2015 г.
Работа с фонограммой.
7
Пение под фонограмму. Понятия фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.
Творческая самореализация на занятии;
17-19
Декабрь 2015- январь
2016 г.
Работа с микрофоном.
3
Дикция, микрофон, утрирование.
Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
20-24
Январь - февраль
2016 г.
Сценическое движение и культура.
5
Понятия сцена, культура, певец, образ.
Умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.
25-34
Март - апрель - май
2016 г.
Работа над репертуаром.
10
Разучивание песен.
Творческая самореализация на занятии.
Итого 34 занятия.
Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
-
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990 Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
-
Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
-
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
-
Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
-
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
-
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
-
Детям о музыке - muz-urok.ru/
-
Искусство слышать - iskusstvo.my1.ru/
-
Классическая музыка - classic.ru
-
Музыка и я - musicandi.ru/
-
Технические средства обучения:
-
ноутбук
-
колонки для ноутбука
-
музыкальный центр
-
музыкальная аппаратура
-
микшер
-
микрофоны
-
флеш-карты
-
Учебно-практическое оборудование:
-
Фортепиано
-
баян