• Преподавателю
  • Музыка
  • «Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»

«Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»

Открытый урок в музыкальной школе на тему: Выразительные свойства тональности ре бемоль мажор. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности. Цель урока:закреплять в практических упражнениях теоретические знания и слуховые навыки, повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.Задачи:умение владеть навыками одноголосного и двухголосного пения.Добиваться осознанного и точного интонирования.Использовать различные приёмы ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район





Разработка урока по сольфеджио в 5 классе

семилетнего обучения


преподавателя теоретических и хоровых дисциплин

Воробьевой Анастасии Сергеевны


Тема: «Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»





2014 год, город Крымск

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: Закреплять в практических упражнениях теоретические знания и слуховые навыки; повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. умение владеть навыками 2 и 3-голосного пения

  2. добиваться осознанного и точного интонирования

  3. использовать разные приемы над развитием гармонического слуха

Развивающие:

  1. развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах и аккордах, умение их анализировать

  2. использовать элементы музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде музыкальных примеров, аккордовой последовательности, музыкального диктанта

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение

  2. развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки

  3. показать выразительные свойства тональности Des dur на музыкальных примерах

Методы обучения: Проблемный, дифференцированный, личностно-ориентированного обучения.

Ход урока:

  1. Вводный раздел - 5 минут

  2. Разминка - 5 минут

  3. Основной раздел - 27 минут

  4. Заключительный раздел - 3 минуты

Описание урока:

Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональность Des dur. Ее выразительные свойства. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Des dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых, возвышенных; тональность, в которой написаны многие темы о любви. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр. Я предлагаю послушать 2 фрагмента из произведений, написанных в тональности Des dur.» Звучат фрагменты: 1. Ф. Лист «Утешение №3» в исполнении педагога.

2. П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта».

Побочная тема. Аудиозапись.

Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по квинтовому кругу сколько знаков в тональности Des dur.» Дети по квинтовому кругу называют тональности, знаки: С dur, F dur, B dur, Es dur, As dur, Des dur. Знаки: си , ми , ля , ре , соль . Пять знаков.

Педагог: «Настроимся, споем Т3/5, гамму Des dur натурального вида, теперь гамму от III ступени, теперь - гамму двухголосно от I и III ступеней. Тоже самое споем в гармоническом виде мажора.» Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.

Педагог: «А сейчас, ребята, обратите внимание - на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме». Дети поют. Слайд №1.

Педагог: «Хорошо. А сейчас скажите, что написано на доске?»

Дети: «Секвенция двухголосная». Слайд № 2.

Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»

Дети: «Восходящая».

Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»

Дети: «1 такт».

Педагог: «Поем верхний голос». Дети поют.

Педагог: «Поем нижний голос». Дети поют.

Педагог: «А теперь поем двухголосно». Дети поют секвенцию двухголосно.

Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону». Дети поют интервалы по цепочке: от ре ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.

Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:

I III II IV IV III II II I

ч5 м3 ч5 б3 ув4 м6 м7 б6 ч8 Слайд №3

Дети строят интервалы письменно, поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде 2-х голосно.

После этого дети поют главные трезвучия с обращениями по столбице по выбору педагога Слайд №4

Далее - слуховой гармонический анализ. Последовательность:

Т6 - S3/5 - D6/4 - T6 - S6/4 - S6/4г - T3/5 - S6 -T6/4

После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.

Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности Des dur. Давайте мы ее проверим» Слайд №5

Далее дети поют гармоническую последовательность:

1 раз поют все аккорды в мелодическом виде

2 раз - 3 голосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса

3 раз - 3 голосно в ритме

4 раз - 3 голосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Ж. Бизе «Кармен»Слайд №6

Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас приготовьтесь к диктанту. Это будет 2 голосный, устный диктант». Дается настройка. Звучит диктант (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовской «2 голосные диктанты для III - VIII классов ДМШ» №54, транспонированный в тональность Des dur.

Педагог: «Какой размер в диктанте?»

Дети: «4/4, начинается с затакта, в затакте ♫

Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»

Дети: «Повторного»

Прослушивают 2 раз.

Педагог: «Какое движение голосов?»

Дети: «Параллельными терциями. Начинается с терции фа - ля . Есть паузы.»

Дети прослушивают 3 раз. Поют верхний голос. Прослушивают 4 раз, поют нижний голос. Затем делятся на 2 группы. Поют 2 голосно.

Педагог: «Хорошо, ребята, молодцы. На этом закончилась основная часть нашего урока. А закончить сегодняшний урок мне хочется еще одним замечательным произведением П.И.Чайковского - I концертом для фортепиано с оркестром. В ту пору Чайковский жил в Москве. Он недавно блестяще закончил Петербургскую консерваторию, по приглашению Н. Рубинштейна переехал в Москву. После холодного, неприветливого Петербурга Москва показалась ему более радушной, гостеприимной, как он говорил: «более русской». Он полюбил этот город. В его жизни это был самый счастливый период. Так вот, это произведение - одно из самых светлых, радостных, ликующих в его творчестве. Здесь столько радости, счастья, ликования, любви к жизни. Итак, слушаем» Звучит музыка.

Педагог: «На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность Des dur, прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы». Дается домашнее задание, выставляются оценки.


© 2010-2022