УРОК УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРВЕГИЮ

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Егорьевская средняя общеобразовательная школа»

МУЗЫКА - 4 класс (№16)

Праздничный урок-путешествие в Норвегию. Знакомство с норвежской музыкой и сказками, с композитором Э.Григом

Подготовила и провела:

учитель музыки Аманова А.З.

2009год

Цель урока: Углубить понятие о развитии: интонационном, темповом, тембровом, динамическом, ладовом, вариационном. Вспомнить норвежского композитора Эдварда Грига, познакомиться с его произведением - сюитой «Пер Гюнт» («Утро» и «В пещере горного короля»).

Задачи:

  1. Образовательные: Вспомнить понятие «зерно интонации», найти его в произведениях «Утро» и «В пещере горного короля». Поговорить о содержании сюиты «Пер Гюнт», о развитии интонации: динамики, темпа, тембра, лада, исполнения, вариации.

  2. Развивающие: Развивать умственные способности, речь, мышление, память, самостоятельность и активность, навык хорового пения и в группах, чистоту интонирования мелодии песен.

  3. Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, культуру слушания и исполнения музыкальных произведений и песен.

Оборудование: фонохрестоматия музыкальных произведений (комплект пластинок за 2 класс), проигрыватель, портрет норвежского композитора Э. Грига, картины или слайды картин с изображением «утра» и «вечера» (А.И. Куинджи «Берёзовая роща» и «Вечер на Украине»), компьютер (запись музыкальных произведений и песен) - Приложение.

План урока:

  1. Вход «Марш» Э. Грига «Свадебный день в Трольхаугене».

  2. Музыкальное приветствие, беседа.

  3. «Со вьюном я хожу» - слушание (3.04), исполнение. (Развитие - темповое, тембровое, динамическое, вариационное, исполнительское, интонационное).

  4. «Утро» Э. Григ - слушание, беседа (2.12).

  5. «В пещере горного короля» Э. Григ - слушание, беседа (2.48).
    Обобщение: В этой четверти мы с вами говорили о развитии музыки, и убедились, что без развития музыка становится неинтересной.
    Развитие бывает: темповое, тембровое, динамическое, ладовое, интонационное, вариационное, исполнительское.

  6. «Песенка о смешном человечке» муз. А. Пахмутовой - показ, разучивание 1-го куплета. (3.08)

  7. «Мамина песенка» муз. Парцхаладзе - исполнение (вокальная группа, хор).

  8. 8. «Песня про папу» муз. В. Шаинского - исполнение (хор) (2.09)

  9. 9. «Бабушка» - исполнение (хор) - 2.23.

  10. Домашнее задание: Рисунок к музыке Эдварда Грига «Утро» или «В пещере горного короля».

  11. Выход «Марш» Т. Хренникова.

Ход урока

1. Вход в класс.

2. Музыкальное приветствие.

Представление гостей: учителей школы и города.

Обращаю внимание на доску, называю тему четверти и тему урока.

Учитель: - Сегодня у нас праздничный урок-путешествие в Норвегию, знакомство с норвежскими сказками и музыкой. Встреча с композитором Эдвардом Григом. А пока мы готовимся к путешествию, давайте вспомним, о чём мы говорили на наших уроках в 3-й четверти:

- Почему нужно исполнять каждую песню, продумывая план исполнения её? Ответы ребят.

- Что ещё влияет на развитие музыки? (Дети перечисляют, записываю на доске). Ответы ребят.

3. «Со вьюном я хожу»

- предлагаю послушать русскую народную песню-хоровод в исполнении знаменитого хора имени Пятницкого

- Понравилась вам песня в их исполнении? Ответы ребят.

- Чем она понравилась? Ответы ребят.

- Какое развитие они сделали? Ответы ребят: (исполнительское, темповое, тембровое, динамическое, интонационное, вариационное)

- Давайте теперь сами попробуем исполнить: одноголосно и каноном.

- Вспомним слова, которые мы учили на прошлом уроке (3 куплета).

- Вспомним мелодию песни, играю мелодию на фортепиано.

Затем предлагаю спеть а капелла (без сопровождения). Обращаю внимание на первые 4-е звука, которые являются «зерном интонации», из которых вырастает песня, и это интонационное развитие.

Класс поёт первую партию, я - вторую, одна партия немного отстает (канон).

- На прошлом уроке мы слушали другое исполнение песни детским хором: 1-й куплет - одноголосно, 2-й куплет - каноном, 3-й - с подголоском, две партии. Это - вариационное развитие.

4. Показ двух картин, изображающих «Утро»

- Архип Куинджи «Берёзовая роща» и «Вечер»

- А. Куинджи «Вечер на Украине».

- На которой из них изображён восход солнца? И на какой заход (закат)?

Ответы ребят: (На 1-й - восход, на 2-й - закат).

Учитель: - Художник может изобразить либо утро, либо закат. Может изобразить смеющегося человека или плачущегося. Но на этой картине развитие чувств изобразить невозможно. А композитор наоборот может выразить развитие чувств человека - переход от одного настроения к другому в одном произведении. В музыке можно изобразить движение, создать ощущение приближения чего-то, например конницы, полет шмеля.

- Какие вы можете вспомнить произведения движения? С цокотом копыт?

Ответы ребят.

Учитель: - Теперь отправляемся в путешествие в Норвегию, где жил замечательный композитор Эдвард Григ. Полетим на самолёте! Летим и слушаем музыку Э. Грига (звучит «Утро»).

- Знакома вам эта музыка?

Ответы ребят: - Да, попевка:

Солнышко всходит,
И небо светлеет.
Природа проснулась,
И утро пришло.

- Определяем интонацию, и её развитие (интонация 4-х звуков)?

- Она получает развитие?

- При помощи чего? Каких средств? Ответы ребят.

Учитель: - Видите из маленького зерна интонации выросла целая картина утра. Эта музыка входит в состав произведения Э. Грига «Пер Гюнт»: это сюита.

Сюита - это когда в нескольких произведениях участвует один герой. Таким героем является Пер Гюнт. Он попадает в пустыню и видит восходящее солнце, видит свою Родину.

Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышат, что солнышко взошло - поднять руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? - (скрипки)

Учитель: - Вот эта одна история, которая произошла с Пером. Вот другая: Горный король заколдовал Пера, и он попадает к нему в пещеру. Он заколдовал его так, что всё красивое ему казалось ужасным, а ужасное - красивым. Пер попадает к нему в пещеру и видит чудовищ, которые пришли к нему на пир. Но он не видит их уродства, потому что сердце у него превратилось в ледышку, как у Кая из «Снежной королевы».

5. «В пещере горного короля»

- слушаем музыку и представляем, что показывает нам композитор в ней.

- Что изображает музыка? Ответы ребят.

- Шаг чудовищ, композитор рисует их приближение. Они спешат на пир, а потом какой-то дикий танец.

- Интонация получила развитие? Ответы ребят.

- При помощи чего композитор это сделал? - темпа, динамики, тембра, исполнения.

- Здесь было и вариационное развитие - многократное проведение темы без изменений мелодии, но она каждый раз появлялась в окружении всё большего количества голосов и инструментов.

Учитель: - В тронном зале дворца короля собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с пером. Приглушённо, как будто издалека доносится странный, причудливый марш. Начавшись в низком регистре, у контрабасов и фаготов, тема постепенно завоёвывает весь оркестр, в какой-то безумный вихрь…

Но Перу удаётся избавиться от чар короля, он вовремя увидел, что за ним гонятся страшные чудища… Приказ короля - «Не выходить из пещеры!» - спасает Пэра Гюнта.

- Понравилось вам путешествие в Норвегию и музыка Эдварда Грига? Эти два фрагмента из сюиты «Пер Гюнт»? Ответы ребят.

Обобщение: В этой четверти мы с вами говорили о развитии музыки, и убедились что без развития музыка становится неинтересной. Развитие бывает: темповое, тембровое, динамическое, ладовое, интонационное, вариационное, исполнительское.

- Пора возвращаться к себе домой, на наш урок музыки. Сядем теперь в поезд и, чтоб не скучать, будем петь и играть!

6. «Песенка о смешном человечке»

А. Пахмутовой - слушаем и выполняем движения: (физминутка)

1-й куплет и припев - слушаем.

- припев 2 -й раз: наклоны головы в стороны, вперёд и назад.

2-й куплет - слушаем.

- припев 1-й раз: руки к плечам - вверх, руки к плечам - вперёд.

- припев 2-й раз: руки на пояс - повороты вправо - влево.

3-й куплет - слушаем.

- припев 1-й раз - встаём на носочки;

- припев 2-й раз - приседание, руки на пояс.

4-й куплет - маршируем.

- припев 1-й раз - хлопки на сильную долю;

- припев 2-й раз - хлопки на каждую долю.

Учитель: На вокзале нас встречает наша семья: мама, папа, бабушка… А мы приготовили им песни.

7. Предлагаю спеть песню о маме:

- «Мамина песенка» музыка М. Парцхаладзе - исполняем (солисты, хор).

8. Затем поём песню о папе:

- «Песня про папу» В. Шаинского - исполняем (хор).

9. И заканчиваем наш урок любимой песней:

- «Бабушка» - исполняем (хор). Автор: неизвестен. Караоке: Л. Шенкман.

10. Домашнее задание:

Рисунок музыке Эдварда Грига «Утро» и «В пещере горного короля».

- На этом наш урок окончен, благодарю вас за работу, всего вам доброго!

11. Выход: Марш на темы Т. Хренникова


© 2010-2022