- Преподавателю
- Музыка
- УРОК УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРВЕГИЮ
УРОК УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРВЕГИЮ
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | АМАНОВА А.З. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Егорьевская средняя общеобразовательная школа»
МУЗЫКА - 4 класс (№16)
Праздничный урок-путешествие в Норвегию. Знакомство с норвежской музыкой и сказками, с композитором Э.Григом
Подготовила и провела:
учитель музыки Аманова А.З.
2009год
Цель урока: Углубить понятие о развитии: интонационном, темповом, тембровом, динамическом, ладовом, вариационном. Вспомнить норвежского композитора Эдварда Грига, познакомиться с его произведением - сюитой «Пер Гюнт» («Утро» и «В пещере горного короля»).
Задачи:
-
Образовательные: Вспомнить понятие «зерно интонации», найти его в произведениях «Утро» и «В пещере горного короля». Поговорить о содержании сюиты «Пер Гюнт», о развитии интонации: динамики, темпа, тембра, лада, исполнения, вариации.
-
Развивающие: Развивать умственные способности, речь, мышление, память, самостоятельность и активность, навык хорового пения и в группах, чистоту интонирования мелодии песен.
-
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, культуру слушания и исполнения музыкальных произведений и песен.
Оборудование: фонохрестоматия музыкальных произведений (комплект пластинок за 2 класс), проигрыватель, портрет норвежского композитора Э. Грига, картины или слайды картин с изображением «утра» и «вечера» (А.И. Куинджи «Берёзовая роща» и «Вечер на Украине»), компьютер (запись музыкальных произведений и песен) - Приложение.
План урока:
-
Вход «Марш» Э. Грига «Свадебный день в Трольхаугене».
-
Музыкальное приветствие, беседа.
-
«Со вьюном я хожу» - слушание (3.04), исполнение. (Развитие - темповое, тембровое, динамическое, вариационное, исполнительское, интонационное).
-
«Утро» Э. Григ - слушание, беседа (2.12).
-
«В пещере горного короля» Э. Григ - слушание, беседа (2.48).
Обобщение: В этой четверти мы с вами говорили о развитии музыки, и убедились, что без развития музыка становится неинтересной.
Развитие бывает: темповое, тембровое, динамическое, ладовое, интонационное, вариационное, исполнительское. -
«Песенка о смешном человечке» муз. А. Пахмутовой - показ, разучивание 1-го куплета. (3.08)
-
«Мамина песенка» муз. Парцхаладзе - исполнение (вокальная группа, хор).
-
8. «Песня про папу» муз. В. Шаинского - исполнение (хор) (2.09)
-
9. «Бабушка» - исполнение (хор) - 2.23.
-
Домашнее задание: Рисунок к музыке Эдварда Грига «Утро» или «В пещере горного короля».
-
Выход «Марш» Т. Хренникова.
Ход урока
1. Вход в класс.
2. Музыкальное приветствие.
Представление гостей: учителей школы и города.
Обращаю внимание на доску, называю тему четверти и тему урока.
Учитель: - Сегодня у нас праздничный урок-путешествие в Норвегию, знакомство с норвежскими сказками и музыкой. Встреча с композитором Эдвардом Григом. А пока мы готовимся к путешествию, давайте вспомним, о чём мы говорили на наших уроках в 3-й четверти:
- Почему нужно исполнять каждую песню, продумывая план исполнения её? Ответы ребят.
- Что ещё влияет на развитие музыки? (Дети перечисляют, записываю на доске). Ответы ребят.
3. «Со вьюном я хожу»
- предлагаю послушать русскую народную песню-хоровод в исполнении знаменитого хора имени Пятницкого
- Понравилась вам песня в их исполнении? Ответы ребят.
- Чем она понравилась? Ответы ребят.
- Какое развитие они сделали? Ответы ребят: (исполнительское, темповое, тембровое, динамическое, интонационное, вариационное)
- Давайте теперь сами попробуем исполнить: одноголосно и каноном.
- Вспомним слова, которые мы учили на прошлом уроке (3 куплета).
- Вспомним мелодию песни, играю мелодию на фортепиано.
Затем предлагаю спеть а капелла (без сопровождения). Обращаю внимание на первые 4-е звука, которые являются «зерном интонации», из которых вырастает песня, и это интонационное развитие.
Класс поёт первую партию, я - вторую, одна партия немного отстает (канон).
- На прошлом уроке мы слушали другое исполнение песни детским хором: 1-й куплет - одноголосно, 2-й куплет - каноном, 3-й - с подголоском, две партии. Это - вариационное развитие.
4. Показ двух картин, изображающих «Утро»
- Архип Куинджи «Берёзовая роща» и «Вечер»
- А. Куинджи «Вечер на Украине».
- На которой из них изображён восход солнца? И на какой заход (закат)?
Ответы ребят: (На 1-й - восход, на 2-й - закат).
Учитель: - Художник может изобразить либо утро, либо закат. Может изобразить смеющегося человека или плачущегося. Но на этой картине развитие чувств изобразить невозможно. А композитор наоборот может выразить развитие чувств человека - переход от одного настроения к другому в одном произведении. В музыке можно изобразить движение, создать ощущение приближения чего-то, например конницы, полет шмеля.
- Какие вы можете вспомнить произведения движения? С цокотом копыт?
Ответы ребят.
Учитель: - Теперь отправляемся в путешествие в Норвегию, где жил замечательный композитор Эдвард Григ. Полетим на самолёте! Летим и слушаем музыку Э. Грига (звучит «Утро»).
- Знакома вам эта музыка?
Ответы ребят: - Да, попевка:
Солнышко всходит,
И небо светлеет.
Природа проснулась,
И утро пришло.
- Определяем интонацию, и её развитие (интонация 4-х звуков)?
- Она получает развитие?
- При помощи чего? Каких средств? Ответы ребят.
Учитель: - Видите из маленького зерна интонации выросла целая картина утра. Эта музыка входит в состав произведения Э. Грига «Пер Гюнт»: это сюита.
Сюита - это когда в нескольких произведениях участвует один герой. Таким героем является Пер Гюнт. Он попадает в пустыню и видит восходящее солнце, видит свою Родину.
Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышат, что солнышко взошло - поднять руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? - (скрипки)
Учитель: - Вот эта одна история, которая произошла с Пером. Вот другая: Горный король заколдовал Пера, и он попадает к нему в пещеру. Он заколдовал его так, что всё красивое ему казалось ужасным, а ужасное - красивым. Пер попадает к нему в пещеру и видит чудовищ, которые пришли к нему на пир. Но он не видит их уродства, потому что сердце у него превратилось в ледышку, как у Кая из «Снежной королевы».
5. «В пещере горного короля»
- слушаем музыку и представляем, что показывает нам композитор в ней.
- Что изображает музыка? Ответы ребят.
- Шаг чудовищ, композитор рисует их приближение. Они спешат на пир, а потом какой-то дикий танец.
- Интонация получила развитие? Ответы ребят.
- При помощи чего композитор это сделал? - темпа, динамики, тембра, исполнения.
- Здесь было и вариационное развитие - многократное проведение темы без изменений мелодии, но она каждый раз появлялась в окружении всё большего количества голосов и инструментов.
Учитель: - В тронном зале дворца короля собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с пером. Приглушённо, как будто издалека доносится странный, причудливый марш. Начавшись в низком регистре, у контрабасов и фаготов, тема постепенно завоёвывает весь оркестр, в какой-то безумный вихрь…
Но Перу удаётся избавиться от чар короля, он вовремя увидел, что за ним гонятся страшные чудища… Приказ короля - «Не выходить из пещеры!» - спасает Пэра Гюнта.
- Понравилось вам путешествие в Норвегию и музыка Эдварда Грига? Эти два фрагмента из сюиты «Пер Гюнт»? Ответы ребят.
Обобщение: В этой четверти мы с вами говорили о развитии музыки, и убедились что без развития музыка становится неинтересной. Развитие бывает: темповое, тембровое, динамическое, ладовое, интонационное, вариационное, исполнительское.
- Пора возвращаться к себе домой, на наш урок музыки. Сядем теперь в поезд и, чтоб не скучать, будем петь и играть!
6. «Песенка о смешном человечке»
А. Пахмутовой - слушаем и выполняем движения: (физминутка)
1-й куплет и припев - слушаем.
- припев 2 -й раз: наклоны головы в стороны, вперёд и назад.
2-й куплет - слушаем.
- припев 1-й раз: руки к плечам - вверх, руки к плечам - вперёд.
- припев 2-й раз: руки на пояс - повороты вправо - влево.
3-й куплет - слушаем.
- припев 1-й раз - встаём на носочки;
- припев 2-й раз - приседание, руки на пояс.
4-й куплет - маршируем.
- припев 1-й раз - хлопки на сильную долю;
- припев 2-й раз - хлопки на каждую долю.
Учитель: На вокзале нас встречает наша семья: мама, папа, бабушка… А мы приготовили им песни.
7. Предлагаю спеть песню о маме:
- «Мамина песенка» музыка М. Парцхаладзе - исполняем (солисты, хор).
8. Затем поём песню о папе:
- «Песня про папу» В. Шаинского - исполняем (хор).
9. И заканчиваем наш урок любимой песней:
- «Бабушка» - исполняем (хор). Автор: неизвестен. Караоке: Л. Шенкман.
10. Домашнее задание:
Рисунок музыке Эдварда Грига «Утро» и «В пещере горного короля».
- На этом наш урок окончен, благодарю вас за работу, всего вам доброго!
11. Выход: Марш на темы Т. Хренникова