- Преподавателю
- Музыка
- Учебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игры
Учебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игры
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остапцова Т.Н. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Учебно-методический материал
В помощь руководителю фольклорного коллектива
|
|
|
|
Остапцова Татьяна Николаевна
преподаватель ОРНПИ
МАОУ ДОД ДМШ им. Р.М. Глиэра
г. Калининград
2015
Самым любимым жанром детей и подростков в традиционной музыкальной культуре является игровой хоровод. Разнообразие движений, включение элементов театрализации очень привлекают ребят. Тут есть место и для фантазии, и для импровизации, что особенно ценится в народном творчестве.
Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики. В традиционных русских семьях пели все, а хоровод был неотъемлемым элементом быта. Хоровое исполнение обрядовых песен и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей. Мы можем увидеть в хороводных играх и древние символы - раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая и др.
В хороводе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется. В хороводе также очень важна роль ведущего, который является образцом для подражания. Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.
Игровые хороводы исполнялись на протяжении всего календарного года. И даже в Великий Пост, когда взрослым запрещалось не только употреблять пищу животного происхождения, но и веселиться, петь песни, плясать, детям и подросткам разрешалось исполнять заклички, водить на улице игровые хороводы. Игровые песни, как правило, просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие.
Попробуем классифицировать игровые хороводы по типу движений:
-
Первым, и самым любимым ребятами является сюжетно-ролевой хоровод.
В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Репка», «Летал, летал воробей» и многие другие). Как правило, он разыгрывается в кругу.
-
Второй тип игровых хороводов - это круговые хороводы (рис.1).
Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг - это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Обычно это простой круг, реже в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница» и другие.
Рис. 1
-
Третий тип игрового хоровода - «стенка на стенку» (рис.2).
Этот тип хоровода берет свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Ярким примером этого типа являются хоровод «Бояре, а мы к вам пришли».
Рис. 2,3
-
«На четыре стороны».
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура «на четыре стороны» (рис.3). Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать одинаковые движения, соответствующие тексту песни (например, «А мы просо сеяли», «А на горе мак»). Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые самым тесным образом связаны с текстом хороводной песни.
-
Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс плетения, его иногда называют петлеобразным.
Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением новых узоров. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни - с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик», «Заплетися , плетень»).
Рис 4
На рисунке 4 изображены движение «петлёй» и «завивание капустки». На рисунке 5 - «столбы» и «змейка».
Рис.5
Приложения №1,2 содержат нотный материал с текстами, который предлагается использовать на уроках музыки и занятиях с детским фольклорным коллективом.
Список использованной литературы и Интернет-источников:
-
Громыко М.М. Мир русской деревни - М., 1991.
-
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.
-
resobr.ru/materials/48/37781/
-
rusprogram.ru/f54