• Преподавателю
  • Музыка
  • Учебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игры

Учебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игры

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал в помощь руководителю фольклорного коллектива. Хороводные игрыУчебно-методический материал


В помощь руководителю

фольклорного коллектива








Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель ОРНПИ

МАОУ ДОД ДМШ им. Р.М. Глиэра




г. Калининград


2015


Самым любимым жанром детей и подростков в традиционной музыкальной культуре является игровой хоровод. Разнообразие движений, включение элементов театрализации очень привлекают ребят. Тут есть место и для фантазии, и для импровизации, что особенно ценится в народном творчестве.

Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики. В традиционных русских семьях пели все, а хоровод был неотъемлемым элементом быта. Хоровое исполнение обрядовых песен и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей. Мы можем увидеть в хороводных играх и древние символы - раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая и др.

В хороводе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется. В хороводе также очень важна роль ведущего, который является образцом для подражания. Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.

Игровые хороводы исполнялись на протяжении всего календарного года. И даже в Великий Пост, когда взрослым запрещалось не только употреблять пищу животного происхождения, но и веселиться, петь песни, плясать, детям и подросткам разрешалось исполнять заклички, водить на улице игровые хороводы. Игровые песни, как правило, просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие.

Попробуем классифицировать игровые хороводы по типу движений:

  1. Первым, и самым любимым ребятами является сюжетно-ролевой хоровод.

В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Репка», «Летал, летал воробей» и многие другие). Как правило, он разыгрывается в кругу.


  1. Второй тип игровых хороводов - это круговые хороводы (рис.1).

Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг - это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Обычно это простой круг, реже в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница» и другие.

Рис. 1

  1. Третий тип игрового хоровода - «стенка на стенку» (рис.2).

Этот тип хоровода берет свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Ярким примером этого типа являются хоровод «Бояре, а мы к вам пришли».


Рис. 2,3


  1. «На четыре стороны».

В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура «на четыре стороны» (рис.3). Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать одинаковые движения, соответствующие тексту песни (например, «А мы просо сеяли», «А на горе мак»). Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые самым тесным образом связаны с текстом хороводной песни.


  1. Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс плетения, его иногда называют петлеобразным.

Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением новых узоров. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни - с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик», «Заплетися , плетень»).

Рис 4

На рисунке 4 изображены движение «петлёй» и «завивание капустки». На рисунке 5 - «столбы» и «змейка».

Рис.5

Приложения №1,2 содержат нотный материал с текстами, который предлагается использовать на уроках музыки и занятиях с детским фольклорным коллективом.


Список использованной литературы и Интернет-источников:


  1. Громыко М.М. Мир русской деревни - М., 1991.

  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.

  3. resobr.ru/materials/48/37781/

  4. rusprogram.ru/f54


© 2010-2022