Статья Вместе к успеху - педагогика сотрудничества

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Вместе к успеху - педагогика сотрудничества»

Иващенко Т.Н.

Преподаватель ДМШ№1 г.Костанай

Материал этой статьи основан на личном опыте работы в музыкальной школе. Как известно, для успешной педагогической деятельности учителя необходимо соблюдать несколько принципов: быть последовательным в своих действиях, стремиться к конкретной цели, то есть, выполнять программные требования по инструменту и по классу сольфеджио и музыкальной литературы, соблюдать методику преподавания, учитывать возрастные, психологические особенности мышления, уровень музыкальных способностей и возможностей учащихся - то есть, направлять свои усилия и усилия ребенка на развитие, творческий рост. Важную роль в этом процессе играет принцип сотрудничества, совместных действий с учеником, направленных на достижение цели - успешное выступление на академических концертах, технических зачетах, контрольных уроках по сольфеджио, тестировании и викторине на уроках музыкальной литературы, выполнении практических заданий на уроках теории музыки.

Многое зависит и от знаний, умений педагога, и от уровня владения методикой преподавания предмета, и от психологического стиля общения с учениками, от педагогического такта педагога, от мудрого и доброго подхода к конкретной ситуации на уроке. Наш труд многогранен. Одна из составляющих успешного решения дела, особенно в творческой атмосфере музыкальной школы, - это умение создать ситуацию успеха - индивидуальное переживание человеком личностных достижений в контексте его жизни.

Первое обязательное условие для создания ситуации успеха - это атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Это достигается улыбкой, добрым взглядом, вниманием друг к другу, взаимным интересом, приветливостью, мягкими жестами, интонацией. Эту готовность принять и сотрудничать с ним учащийся должен почувствовать с первой минуты, как переступил порог класса. Позитивный настрой даст свои результаты и принесет плоды в достижении цели. Это условие позволит вызвать обстановку доверия , душевной открытости и усилит желание работать на уроке.

Второе условие для создания ситуации успеха - это снятие страха неудачи. Для успешного ответа на уроке, удачного концертного выступления на сцене, необходимо позитивное авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Это укрепит уверенность ребенка в себе, повысит активность и его свободу. Важно сказать в эту минуту ему доброе слово поддержки, дать понять , что педагог с учеником - единое целое, что учитель на равных переживает за исполнение и верит в лучший вариант. Так, на уроках сольфеджио важно поддерживать учеников, которые не точно интонируют , например, занижают интонацию. Нужно сказать, что у него всегда лучше получается достать высокие звуки, когда он слушает себя, поет, чуть улыбаясь, поднимая голову выше. Стоит сказать, что сегодняшний ответ был лучше, чем предыдущий, то есть, подчеркнуть рост ученика, вселить в него уверенность, что его усилия не напрасны.

Один из приёмов снятия страха перед ответом или выступлением - прием персональной исключительности. Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника (четкость мышления, артистизм, музыкальность, умение собраться, хорошая память, находчивость, оригинальность восприятия). Например, важно подчеркнуть, что исполнение произведения у данного ученика всегда бывает более интересным, выразительным, если он думает о музыке, а не о тексте или о своих переживаниях,- «это возможно, потому что ты умеешь собраться, следишь за интонацией мелодии».

При выполнении заданий на уроках сольфеджио - например, игры аккордовых последовательностей в тональности или вне лада важно, чтобы ученик знал интервальный состав аккордов или ладовую функцию и строение аккордов в тональности. В этом случае, надо настроить ученика на контроль за своим мышлением за инструментом , подчеркнуть, что , когда он думает об этом, - у него все получается отлично, уверенно и точно. И тогда не будет фальшивых звуков, диссонирующих, «незапланированных» созвучий, и все будет следовать по плану, выстроено логично и звучать красиво. И это уже третий ключевой момент ситуации успеха - высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив - сильнейший механизм. И в качестве мотива может выступать и похвала, поощрение учителя, признание его творческого роста от урока к уроку, от экзамена к экзамену. Это позитивный толчок к дальнейшему совершенствованию ученика, допинг к последующей работе и творческим целям. Если ребенок - лидер по натуре или человек с обостренном чувством личностного «Я» - для него это признание - как воздух, нужно ему, чтобы идти дальше. Большую роль в ситуации успеха играет и похвала родителей, друзей, одноклассников - их восхищение, поддержка, положительная реакция будет способствовать дальнейшему развитию и работе ученика над собой. Мотивацией может служить личное удовлетворение от исполнения произведения, осознание того, что все задуманное с педагогом, получилось, что произведение прозвучало в нужном характере, темпе, с грамотной педалью, ритмично, интересно по звуку, в соответствии со стилем композитора. (в старших классах). Умение педагога мотивировать выступление учащихся - достойная поддержка в учебном процессе.

Важное значение в создании ситуации успеха на уроке играет четвертое условие - реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая или явная инструкция деятельности, посылаемая ученику для создания и активации мыслительного образа предстоящей работы и показа пути ее выполнения. Так, например, на уроке сольфеджио, при выполнении творческих заданий по подбору аккомпанемента к мелодии, при затруднении педагог помогает логически выстроить последовательность действий учащихся : для успешного выполнения заданий необходимо: а) определить тональный план мелодии, если есть отклонения или модуляция - отметить их в тексте; б) Построить главные аккорды тех тональностей, в которых идет развитие мелодий; в) руководствуясь своим слухом, найти аккорды аккомпанемента к мелодии, сравнивая и выбирая лучшие. Нужно продумать и отработать фактурные варианты сопровождения. Помощь педагога имеет большое значение.

Причем, скрытая поддержка, когда ученик сам приходит к определенному выводу и лучшему варианту - более ценна. Важно мудро подвести ученика к тому или иному решению. Положительно оценить и поддержать ученика, закрепить его победу над трудностями в его сознании.

Наверняка, каждый из педагогов для создания ситуации успеха применял в своей работе прием краткого экспрессивного воздействия - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: за дело! Приступаем! Постараемся! Давай добьемся вместе! Этот эмоциональный настрой сыграет положительную роль в достижении цели: он помогает сконцентрировать внимание ученика, настроиться на деловую волну, работать целеустремленно, направленно и подтверждает принцип сотрудничества ученика с педагогом.

Важное условие на пути продвижения к успеху на уроке играет педагогическая поддержка в процессе выполнения работы: мимические жесты и краткие реплики: например, при трудностях в интонировании на уроках сольфеджио, с детьми, у которых ограничен голосовой диапазон точного интонирования - уместны фразы поддержки: «Постарайся еще раз», «Вспомни тонику», «Дотянись», «Слушай себя», «Вот уже лучше, молодец!». Такие фразы-помощники вселяют уверенность, что все обязательно получится. Такие фразы мотивируют к труду. Другой случай - работа с двухголосием. Начиная с третьего класса, дети должны освоить новый вид деятельности - пение двухголосия с фортепиано, когда один голос поется с дирижированием, а другой голос играется на инструменте. При этом следует работать над координацией движений, следить за жестом руки в дирижировании, за интонацией голоса и ансамблем с фортепиано. Очень ответственное задание, но и эффективное для развития гармонического и ладотонального слуха. И если уж ученик добился результата в этом задании - следует поощрить его похвалой и поддержать (Здорово, красиво звучит», «молодец, что удерживаешь партию верхнего голоса, играя нижний», и т.д.). Выполнить этот вид работы над двухголосием - это победа для ученика и учителя тоже , это успех - и его надо закрепить, как итог работы, как цель дальнейшего роста ученика. Умение слышать два-три голоса и удерживать один из них ярче - это прямой мостик к работе над полифонией на уроках специальности.

И седьмое условие создания ситуации успеха на уроке - оценивание результата, не просто формальное одобрение, а комментарий деталей выполненной работы с расставлением акцентов и анализом. В целом, все эти условия создания ситуации успеха на уроке или в концертном выступлении сослужат добрую службу педагогу и в учебном, и в воспитательном процессе сотрудничества, сотворчества с учеником и приведет к маленьким и большим творческим победам.

© 2010-2022