Образовательная программа Мир музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


«Музыка - не простое развлечение и не

добавление, «гарнир» к жизни, которым

можно пользоваться по-своему усмотре-

нию, а важная часть самой жизни, жиз-

ни в целом и жизни каждого отдельно-

го человека, в том числе каждого шко-

льника.»

Д. Б. Кабалевский

Конец ХХ-го и начало XXI-го веков отмечены во всем мире усилением социальных конфликтов, межнациональными и религиозными войнами. Развитие цивилизации может быть перспективным лишь в том случае, если в центре внимания окажется человек с его духовно-нравственными и социальными потребностями, реализовавший свой творческий потенциал. Следовательно, задачей современной культуры и науки, в том числе и педагогической, является раскрытие способностей каждой личности. И здесь трудно переоценить важность эстетического, а в частности музыкального воспитания и образования, которое является одной из основных составляющих эстетического воспитания в целом и играет особую роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Известно, что музыка глубоко воздействует на эмоциональную сферу человека, особенно в детском возрасте.

Поскольку целью музыкального воспитания является воспитание человека музыкой, на первом месте должна стоять проблема становления личности ребёнка, обогащения его духовного мира. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.

Основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы, каждый человек должен овладеть с раннего возраста, так как музыка непосредственно влияет на личность, будучи эмоциональной, по своей сути, по образному содержанию. То, что упущено в детстве, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Человек, не любящий и не понимающий музыку - эмоционально не развитый: он не способен глубоко почувствовать, понять переживания другого. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека, ведь без музыкального воспитания невозможно и полноценное умственное развитие ребенка».

Занятия в музыкальной студии способствуют задачам самореализации ребёнка, повышают его уверенность в себе, делают его активным в жизни. Развивая свои музыкальные способности в нашем кружке «Мир музыки», изучая мир и людей (на примере музыкальных постановок), ребёнок ищет свое место в жизни, чтоб не потеряться в обществе и быть ему полезным.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческой личности ребёнка средствами музыкального искусства, способствующих развитию положительных личностных качеств.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Раскрытие индивидуальных способностей.

  2. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения).

  3. Развитие речевого аппарата, пластической выразительности движений.

  4. Воспитание чувства ответственности перед коллективом.

  5. Обогащение духовного мира.

  6. Приобщение к миру искусства.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы 1 года обучения - 119 часов (1 час 3 раза в неделю + 0,5 час и.р.).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Организационный период. Сентябрь 2014 г. диагностика интересов и потенциала, отбор, знакомство с правилами занятий, пробное исполнительство.

  2. Основной период. Сентябрь 2014г. - апрель 2015 г. реализация основных принципов и идей, включение детей и подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности, проведение тематических дней, игр, викторин, экскурсий.

  3. Итоговый период. Май 2015 г. Итоговая диагностика, творческий отчет.

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:

  1. Лекция.

  2. Беседа.

  3. Киноурок.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Практическая работа.

  6. Экскурсия.

  7. Дидактические игры.

  8. Устный опрос.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Первая группа: Учащиеся 6 класса в количестве 12 человек.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.

  2. Основная часть, посвященная теме занятия.

  3. Заключительная часть.


Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема занятия

Кол-во часов

теор.

прак.

всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

Краткие сведения по музыкальной грамоте.

7

8

15

3

Музыкальная радуга

4

4

8

4

Музыкальный словарь.

4

4

8

5

Музыкальные инструменты.

1

2

3

6

Постановка голоса, дыхания, музыкальной речи.

4

8

12

7

Развитие вокально-хоровых навыков детей через дидактические игры и упражнения

15

17

32

8

Детский альбом

10

10

20

9

Гимнастика для лица. Артикуляция

1

2

3

10

Точность интонирования мелодии

1

2

3

11

«Поговорим о дружбе»

1

2

3

12

Мои любимые песни

1

2

3

13

Творческий отчет

6

6

14

Чаепитие «За круглым столом»

1

Итого: 119 ч 46 73 119










Содержание курса 1 года обучения


Тема №1.

Вводное занятие (2 ч)

Цель: Познакомить детей с содержанием программы обучения, главными правилами и проведением занятий; с техникой безопасности.

Тема №2.

Краткие сведения по музыкальной грамоте (15ч).

Цель: Познакомить детей с музыкальной грамотой (нотный стан, гамма, ключи, правописание нот на нотном стане).

Тема № 3.

Музыкальная радуга (8ч)

Цель: Научить детей обозначать ноты цветами радуги.

Тема № 4.

Музыкальный словарь (8ч)

Цель: Основные понятия в музыке. Познакомить детей с основными музыкальными терминами.

Тема № 5.

Музыкальные инструменты (3ч)

Цель: Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их свойствами.

Тема № 6.

Постановка голоса, дыхания, музыкальной речи (12ч)

Данный модуль включает в себя прослушивание и распределение голосов на альтов и сопрано, а также дыхательные упражнения.

Тема № 7.

Развитие вокально-хоровых навыков детей через музыкально-дидактические игры и упражнения (32ч)

Этот модуль включает в себя: музыкально-ритмическую деятельность, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение.

Тема № 8.

Детский альбом (20ч)

Данный модуль включает в себя:

1.Краткое изучение биографии и творческого пути В. Шаинского.

2. Изучение его песенного материала.

Тема № 9.

Гимнастика для лица, артикуляция (3ч)

Цель: Научить детей делать специальную гимнастику для мышц лица, показать артикуляционные упражнения.

Тема № 10.

Точность интонирования мелодии (3ч)

Цель: Научить детей точно интонировать мелодию, уделить внимание специальным упражнениям для точности звучания.

Тема № 11.

«Поговорим о дружбе» (3ч)

Цель: Подготовка песенной программы к мероприятию «Поговорим о дружбе».

Тема № 12.

Мои любимые песни (3ч)

Цель: Разучивание и исполнение песен, которые нравятся детям. Проведение конкурса «Караоке».

Тема № 13.

Творческий отчет (6ч)

Данный модуль включает в себя: проведение заключительного концерта, закрепление и выделение главного в пройденном обучении.

Тема № 14.

Чаепитие «За круглым столом» (1ч)



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Оборудование: столы, стулья, шкаф для хранения материалов, дисков, нотных приложений, аудиокассет.

Инструменты: бумага, нотная тетрадь, ручки, простые и цветные карандаши.

Дополнительные пособия: нотные сборники, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, аудиоприложения.

Техническое оснащение: музыкальный центр, микрофон.










Литература


Для преподавателя:

  1. «Музыка» 5 класс (хрестоматия) 2001 г.

  2. Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники» М. П. 2002 г.

  3. Крылатов Е. «Прекрасное далёко» (песни для детей) М. «сов. ком» 1980 г.

  4. Чайковский П. И. «Времена года» М. «Музыка» 1982 г.

  5. Чайковский П. И. «детский альбом» М. «Музыка» 1982 г.

  6. «Камерные произведения композиторов Казахстана», Мелодия

  7. «Развитие муз. Способностей детей» М, А. Михайлова, Ярославль, Академия развития, 1997 г.

  8. «Музыкальное сопровождение школьных праздников» В. Фадин, Волгоград, 2000 г.

  9. «Хрестоматия русской народной песни для 1-7 классов», М., Музыка, 1991 г.

  10. Диск «Музыкальное наследие Казахстана»

Для обучающихся:

  1. «Сборник стихотворений о музыке», М., Советский композитор, 1986 г.

  2. «Музыкальные традиции каз. народа», Алматы 2001 г.

  3. «100 великих композиторов», М., Дрофа, 2001 г.

  4. «Краткий энциклопедический словарь», М., 1984 г.

  5. «Музыка» из серии «Я познаю мир», 2000 г.


© 2010-2022