- Преподавателю
- Музыка
- Образовательная программа Мир музыки
Образовательная программа Мир музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тюрина К.С. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
«Музыка - не простое развлечение и не
добавление, «гарнир» к жизни, которым
можно пользоваться по-своему усмотре-
нию, а важная часть самой жизни, жиз-
ни в целом и жизни каждого отдельно-
го человека, в том числе каждого шко-
льника.»
Д. Б. Кабалевский
Конец ХХ-го и начало XXI-го веков отмечены во всем мире усилением социальных конфликтов, межнациональными и религиозными войнами. Развитие цивилизации может быть перспективным лишь в том случае, если в центре внимания окажется человек с его духовно-нравственными и социальными потребностями, реализовавший свой творческий потенциал. Следовательно, задачей современной культуры и науки, в том числе и педагогической, является раскрытие способностей каждой личности. И здесь трудно переоценить важность эстетического, а в частности музыкального воспитания и образования, которое является одной из основных составляющих эстетического воспитания в целом и играет особую роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Известно, что музыка глубоко воздействует на эмоциональную сферу человека, особенно в детском возрасте.
Поскольку целью музыкального воспитания является воспитание человека музыкой, на первом месте должна стоять проблема становления личности ребёнка, обогащения его духовного мира. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы, каждый человек должен овладеть с раннего возраста, так как музыка непосредственно влияет на личность, будучи эмоциональной, по своей сути, по образному содержанию. То, что упущено в детстве, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Человек, не любящий и не понимающий музыку - эмоционально не развитый: он не способен глубоко почувствовать, понять переживания другого. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека, ведь без музыкального воспитания невозможно и полноценное умственное развитие ребенка».
Занятия в музыкальной студии способствуют задачам самореализации ребёнка, повышают его уверенность в себе, делают его активным в жизни. Развивая свои музыкальные способности в нашем кружке «Мир музыки», изучая мир и людей (на примере музыкальных постановок), ребёнок ищет свое место в жизни, чтоб не потеряться в обществе и быть ему полезным.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческой личности ребёнка средствами музыкального искусства, способствующих развитию положительных личностных качеств.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Раскрытие индивидуальных способностей.
-
Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения).
-
Развитие речевого аппарата, пластической выразительности движений.
-
Воспитание чувства ответственности перед коллективом.
-
Обогащение духовного мира.
-
Приобщение к миру искусства.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы 1 года обучения - 119 часов (1 час 3 раза в неделю + 0,5 час и.р.).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Организационный период. Сентябрь 2014 г. диагностика интересов и потенциала, отбор, знакомство с правилами занятий, пробное исполнительство.
-
Основной период. Сентябрь 2014г. - апрель 2015 г. реализация основных принципов и идей, включение детей и подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности, проведение тематических дней, игр, викторин, экскурсий.
-
Итоговый период. Май 2015 г. Итоговая диагностика, творческий отчет.
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
-
Лекция.
-
Беседа.
-
Киноурок.
-
Самостоятельная работа.
-
Практическая работа.
-
Экскурсия.
-
Дидактические игры.
-
Устный опрос.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:
Первая группа: Учащиеся 6 класса в количестве 12 человек.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
-
Приветствие.
-
Основная часть, посвященная теме занятия.
-
Заключительная часть.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Тема занятия
Кол-во часов
теор.
прак.
всего
1
Вводное занятие.
2
2
2
Краткие сведения по музыкальной грамоте.
7
8
15
3
Музыкальная радуга
4
4
8
4
Музыкальный словарь.
4
4
8
5
Музыкальные инструменты.
1
2
3
6
Постановка голоса, дыхания, музыкальной речи.
4
8
12
7
Развитие вокально-хоровых навыков детей через дидактические игры и упражнения
15
17
32
8
Детский альбом
10
10
20
9
Гимнастика для лица. Артикуляция
1
2
3
10
Точность интонирования мелодии
1
2
3
11
«Поговорим о дружбе»
1
2
3
12
Мои любимые песни
1
2
3
13
Творческий отчет
6
6
14
Чаепитие «За круглым столом»
1
Итого: 119 ч 46 73 119
Содержание курса 1 года обучения
Тема №1.
Вводное занятие (2 ч)
Цель: Познакомить детей с содержанием программы обучения, главными правилами и проведением занятий; с техникой безопасности.
Тема №2.
Краткие сведения по музыкальной грамоте (15ч).
Цель: Познакомить детей с музыкальной грамотой (нотный стан, гамма, ключи, правописание нот на нотном стане).
Тема № 3.
Музыкальная радуга (8ч)
Цель: Научить детей обозначать ноты цветами радуги.
Тема № 4.
Музыкальный словарь (8ч)
Цель: Основные понятия в музыке. Познакомить детей с основными музыкальными терминами.
Тема № 5.
Музыкальные инструменты (3ч)
Цель: Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их свойствами.
Тема № 6.
Постановка голоса, дыхания, музыкальной речи (12ч)
Данный модуль включает в себя прослушивание и распределение голосов на альтов и сопрано, а также дыхательные упражнения.
Тема № 7.
Развитие вокально-хоровых навыков детей через музыкально-дидактические игры и упражнения (32ч)
Этот модуль включает в себя: музыкально-ритмическую деятельность, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение.
Тема № 8.
Детский альбом (20ч)
Данный модуль включает в себя:
1.Краткое изучение биографии и творческого пути В. Шаинского.
2. Изучение его песенного материала.
Тема № 9.
Гимнастика для лица, артикуляция (3ч)
Цель: Научить детей делать специальную гимнастику для мышц лица, показать артикуляционные упражнения.
Тема № 10.
Точность интонирования мелодии (3ч)
Цель: Научить детей точно интонировать мелодию, уделить внимание специальным упражнениям для точности звучания.
Тема № 11.
«Поговорим о дружбе» (3ч)
Цель: Подготовка песенной программы к мероприятию «Поговорим о дружбе».
Тема № 12.
Мои любимые песни (3ч)
Цель: Разучивание и исполнение песен, которые нравятся детям. Проведение конкурса «Караоке».
Тема № 13.
Творческий отчет (6ч)
Данный модуль включает в себя: проведение заключительного концерта, закрепление и выделение главного в пройденном обучении.
Тема № 14.
Чаепитие «За круглым столом» (1ч)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Оборудование: столы, стулья, шкаф для хранения материалов, дисков, нотных приложений, аудиокассет.
Инструменты: бумага, нотная тетрадь, ручки, простые и цветные карандаши.
Дополнительные пособия: нотные сборники, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, аудиоприложения.
Техническое оснащение: музыкальный центр, микрофон.
Литература
Для преподавателя:
-
«Музыка» 5 класс (хрестоматия) 2001 г.
-
Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники» М. П. 2002 г.
-
Крылатов Е. «Прекрасное далёко» (песни для детей) М. «сов. ком» 1980 г.
-
Чайковский П. И. «Времена года» М. «Музыка» 1982 г.
-
Чайковский П. И. «детский альбом» М. «Музыка» 1982 г.
-
«Камерные произведения композиторов Казахстана», Мелодия
-
«Развитие муз. Способностей детей» М, А. Михайлова, Ярославль, Академия развития, 1997 г.
-
«Музыкальное сопровождение школьных праздников» В. Фадин, Волгоград, 2000 г.
-
«Хрестоматия русской народной песни для 1-7 классов», М., Музыка, 1991 г.
-
Диск «Музыкальное наследие Казахстана»
Для обучающихся:
-
«Сборник стихотворений о музыке», М., Советский композитор, 1986 г.
-
«Музыкальные традиции каз. народа», Алматы 2001 г.
-
«100 великих композиторов», М., Дрофа, 2001 г.
-
«Краткий энциклопедический словарь», М., 1984 г.
-
«Музыка» из серии «Я познаю мир», 2000 г.