- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке Юмор в музыке 7 класс
Конспект урока по музыке Юмор в музыке 7 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мазинова К.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока по теме «Юмор в музыке» 7 класс.
Тема: «Композиторы шутят».
Подготовила: учитель музыки Мазинова Карина Неждетовна МБОУ «Гимназия» г. Бахчисарай Республика Крым.
Цель: Связь музыки и образа, роль средств музыкальной выразительности, совершенствовать музыкальное восприятие детей.
Задачи: Воспитательная - воспитывать умение слушать и слышать музыку; воспитание слушательской культуры.
Образовательная - Значение выразительных средств музыки в раскрытии образа, интересные моменты жизни композиторов.
Развивающая - развивать умение рассуждать о музыке, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальные знания, умения и навыки, развивать умение передавать в движении характер музыки.
Тип урока: Введение в тему.
Форма урока: урок путешествие.
План урока: 1. Музыкальное начало.
2. Беседа.
3. Слушание:1. Бах «Шутка»
2. Бах «Кофейная кантата» - отрывки.
3. Гайдн «Детская симфония» 1,3 часть
4. Россини «Кошачий дуэт»
4. Рефлексия
5.Слушание и разучивание: Зацепин «Волшебник-недоучка»
7. Итог урока, домашнее задание.
Ход урока:
Музыкальное приветствие:
Учитель «Здравствуйте ребята».
Давайте посмеемся
Удаче улыбнемся,
И встретим неудачу
Без скорби и без слез.
Тема нашего урока «Композиторы шутят», а добрая шутка, юмор-это улыбка, звонкий смех, хорошее настроение.
\ звучит «Шутка» И.С Баха \
Какая чудесная музыка сейчас прозвучала. Это произведение называется «Шутка». Она покоряет своим изяществом и остроумием. Музыка словно говорит, что в жизни бывает много шутливого, а если вдруг не повезет, то не надо расстраиваться, надо просто послушать хорошую музыку, и настроение улучшится. Вот и пьеса, открывшая наш урок, привела нас в хорошее приподнятое настроение. Иоганн Себастьян Бах. Кофейная кантата.
История создания
С 1729 года Бах, уже шесть лет служивший в Лейпциге кантором церкви Святого Фомы, но по праву считавший себя генералмузикдиректором города, руководит оркестром с певцами-солистами, созданным из студентов Лейпцигского университета в 1702 году. Концерты обычно проходят раз в неделю в просторных залах городских кофеен, особенно часто - в кофейне Циммермана. Для этих концертов Бах написал несколько светских кантат. В их числе - непритязательную, чисто развлекательную «Кофейную кантату».
Еще в 1727 году поэт Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици, 1700-1764), с которым Бах часто сотрудничал, написал новеллу, в которой подшучивал над повсеместно распространившейся страстью к кофе. Король Франции, рассказывал поэт, запретил употребление кофе в своей столице. После этого женщины стали умирать массами, словно пораженные моровой язвой. Бедствие прекратилось только тогда, когда запрет был отменен. Эта новелла (точнее - поэма) была напечатана в «Серьезно-шуточных и сатирических стихотворениях Пикандера» в 1732 году. Тогда же Бах избрал ее в качестве либретто. Сюжет ее несложен: старый Шлендриан (по-немецки Schlendrian - рутина, старый обычай) хочет отучить свою дочь Лизхен от кофе, к которому она не в меру пристрастилась. Напрасно Лизхен умоляет отца не быть столь строгим: она зачахнет без любимого напитка. Никакие уговоры отца не помогают. Лизхен ради кофе отказывается от прогулок, нарядов, развлечений. Лишь когда отец посулил ей мужа, строптивица соглашается не пить кофе, но с условием, что муж будет найден сегодня же. Шлендриан отправляется на его поиски, а Лизхен дает себе обещание не иметь дела с женихом, пока он не подпишет брачный контракт с условием разрешить жене пить кофе, когда она этого пожелает.
Кофейная кантата впервые исполнена была, по всей видимости, зимой 1732 года в лейпцигской кофейне Циммермана под управлением автора.
Музыка
«Кофейная кантата» в какой-то степени является зародышем немецкой национальной комической оперы - зингшпиля, благодаря несложному сюжету, использованию народно-песенных интонаций и куплетных форм. В ней 10 номеров, арии строго чередуются с речитативами-secco, а в последнем завершающем кантату номере три солиста объединяются, причем Бах указывает в скобках, что его может исполнять и хор.
Ария Шлендриана «От детей одни заботы. Я покой утратил свой» (№2) носит комический характер. Ария Лизхен «Кофе ни с чем не сравню я» (№4) с простой напевной мелодией имеет пародийный оттенок. Ария Шлендриана «Если дочь крутого нрава» (№6) пародирует арию ламенто с ее типичной интонацией вздоха и распеванием виртуозных пассажей. Ария Лизхен (№8), «Ах, отец, ах, отец, вы найдите мужа мне», выдержана в характере сицилианы. Терцет Лизхен, Шлендриана и тенора с большим инструментальным вступлением весело завершает кантату.
Слушаем «Кофейную кантату» Баха.
А сейчас мы познакомимся с произведением австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732 - 1809). Йозеф Гайдн родился в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С 8 лет пел в хоре капеллы св. Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире, скрипке. И только в 21 год он начал заниматься композицией, учиться правильно сочинять музыку. Главная особенность творчества Гайдна - оптимизм, отражение действительности. Во многих его произведениях просматривается склонность к юмористическим эффектам. С именем Гайдна связано завершение формирования состава симфонического оркестра. Его считают величайшим мастером симфоний, за свою жизнь он сочинил 104 симфонии, а еще его называют «отцом» симфонии.
Жанр симфонии - это сложная область музыкального искусства. Слово «симфония» в переводе с греческого означает - созвучие. Симфония - это многочастное произведение для симфонического оркестра.
Мастерство Гайдна очень ярко видно в его «Детской симфонии» (1788 г.), где он очень тонко, изящно и с юмором соединил звучание инструментов симфонического оркестра и обыкновенные детские шумовые инструменты, на которых вы сами с удовольствием играете. Послушайте фрагмент 1 части «Детской симфонии» и постарайтесь определить, какие детские инструменты звучат в этой части?
Гайдн «Детская симфония» 1 часть (фр.)
Дети: - Трещетка, свистульки, бубен, треугольник, тарелочки.
Учитель: ребята, подумайте с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор добился выражения радости, юмора, веселья?
Учитель: Используя детские инструменты в составе «взрослого» симфонического оркестра, Гайдн показывает нам шутливость своего произведения.
О творчестве Гайдна сам Моцарт говорил: «Никто не в состоянии делать все и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».
Пьесы шутливого характера обычно только кажутся легкими для исполнения. А на самом деле, для того чтобы их сыграть, требуется высокое мастерство.
Сегодня мы послушаем одно очень интересное, шутливое произведение итальянского композитора, дирижера, пианиста, скрипача, виолончелиста Джоаккино Россини (1792 - 1868)мы послушаем на уроке. О нем даже современники говорили: он вечно смеется, он слывет весельчаком, он насмешник - тонкий, язвительный, умный. Д.Россини начал заниматься музыкой с детства, но его семья часто переезжала с места на место, поскольку отец был оркестровым музыкантом, а мать оперной певицей. Поэтому мальчик занимался у разных педагогов и нерегулярно.
Его музыка отличается необычайным темпераментом, выдающейся мелодической изобретательностью, легкостью, блестящим использованием всех оттенков инструментов и исполнительских голосов, богатым аккомпанементом, умелой характеристикой сценических ситуаций.
И называется это произведение «Кошачий дуэт».
Дуэт - (в переводе с франц.)означает совместное согласованное исполнение двух исполнителей. Этот дуэт исполняли многие оперные певцы. Каждый из них считал за честь исполнить этот дуэт. Сегодня «Кошачий дуэт вы послушаете в исполнении эстрадной певицы Полины Гагариной и оперной певицы Валерии Зайцевой.
\ Д.Россини «Кошачий дуэт» \
О большом чувстве юмора Д.Россини говорит такая жизненная ситуация: на родине Россини, в Пезаро было решено воздвигнуть ему памятник стоимостью в 2 милл.лир, композитор не согласился, возразив: «Дайте мне эти деньги, и я ежедневно в течение 2-х лет буду стоять по 2 часа на цоколе в любой позе».
Сегодня мы с вами увидели и услышали, что композиторы - классики тоже любят пошутить.
Давайте и мы с вами разучим шуточную песню «Волшебник - недоучка»
(Презентация. Ответы на вопросы)
Итог урока.
Домашнее задание: найдите классические произведения шуточного характера.
Всем спасибо!