Урок - путешествие Тайна скрипки

Урок-путешествие «Тайна скрипки»     Задачи: познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях, закрепить слуховое восприятие тембра инструмента, акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов.      Музыкальный материал:  Н.Паганини «Каприс №24», С.Рахманинов «Вокализ» для скрипки и ф-но, С.Рахманинов «Фантазия на тему Паганини» для ф-но с оркестром. Для того, чтобы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, которая ок...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие «Тайна скрипки»

Задачи: познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях, закрепить слуховое восприятие тембра инструмента, акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов.

Музыкальный материал: Н.Паганини «Каприс №24», С.Рахманинов «Вокализ» для скрипки и ф-но, С.Рахманинов «Фантазия на тему Паганини» для ф-но с оркестром.

Изобразительный ряд: скрипка в раскрытом футляре, симфонический оркестр.

Литература: Е.Сазонова «Вдова Паганини», С.Газарян «В мире музыкальных инструментов».

Интернет страницы: krugosvet.ru; beat.com.ua; animaton.ru.

Ход урока

(Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)

- Здравствуйте, ребята. Вы, конечно же, обратили внимание на музыку, которая звучала в начале урока. Какой инструмент вёл мелодию? (Скрипка.)

- Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.

Для того, чтобы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, которая окружает этот инструмент, нам придется многое узнать и услышать, а также попутешествовать по временам и странам.

Можно смело сказать, что скрипка - один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы , музыкальные мастера, музыканты. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень хрупкая, изящная.

Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента. Посмотрите, её, как маленькую, обязательно закутывают в пелёнку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащенное место.

Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты прощают этой неженке все капризы из-за её чарующего голоса.

- Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? (Группа струнно-смычковых инструментов.)

- Верно. А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)

- Молодцы. Обратите внимание, на смычок натянут конский волос. А для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, то есть в футляре. Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите её. (Инструмент небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя и нижняя части соединяются узким ободком, есть крепления для струн.)

- Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)

- Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте - отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя «определить на глаз», где какая нота находится. Поэтому главные помощники исполнителя - слух и мышечная память.

Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке (сначала опробовать каждой рукой, а потом - одновременно).

- Получилось, но с трудом, правда? А это одно из простейших упражнений на координацию.

Обучение скрипачей начинается очень рано - с трёх лет. Поэтому сначала малышу дают не большую скрипку, а так называемую «восьмушку» - это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и, наконец, получает в руки «полную», взрослую скрипку.

- А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка? ( У кузнечика или сверчка).

- Правильно. Давайте разучим песню «Мальчик и сверчок» и попытаемся исполнить её плавным, мягким звуком. Представьте себе, что этот звук рождается от нежного , лёгкого прикосновения смычка и длится долго-долго («Мальчик и сверчок» сл. Аспазии, муз. Р,Паулса).

- Как вы думаете, можно ли различать скрипку по голосу или они все одинаковые? (Наверное можно)

- Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем ярче он и богаче - тем выше ценится инструмент. Самые ценные - это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомни их. (Страдивари).

- А также Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, ещё по тембру.

Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.

Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения - начальные века нашей эры.

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течении столетий они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы - виолам и скрипкам.

Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по-разному - между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече - она-то и послужила прообразом скрипки.

С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная.

На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? (Гладкий).

- Сколько струн у скрипки? (Четыре).

- У виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.

Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушённый и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виолы были инструментами аристократическими, салонными, а скрипка ещё долго бытовала только в народе, да и сейчас остаётся народной тоже, например, у молдаван, румын, венгров.

Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно - это конец пятнадцатого - начало шестнадцатого веков. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Бреши, а потом и в Кремоне появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.

- Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. (Плавность разговора, умение петь звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение).

- Вы ещё забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, тёплым со множеством оттенков, а характер звучания - гибким, способным как угодно изменяться от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.

Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что произведение скрипка не поёт?

(Звучит фрагмент «Вокализа»)

- Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце).

- Всё верно. Кроме звучания, кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна красота этого инструмента.

И всё же поначалу путь скрипки был очень нелёгким. Её считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли ещё оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её.

- Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум? (Николо Паганини).

- Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Например: мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости лишь бы досадить объекту зависти.

Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!

К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам…

… из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомлённый, без сил. В двери постучались, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать её, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему чёрный футляр. Он бормотал извинения и благодарности.

Но француз строго отвёл его руку.

- Оставьте её себе,- сказал он,- и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас.

Паганини тогда было семнадцать лет.

С этого времени он не расставался со скрипкой.

…Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.

Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.

Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.

Через неделю зашёл он к Вильому. Мастер протянул ему скрипку. Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.

- Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну - исцелившему моё тело, другую - исцелившему мою скрипку…

…Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая , он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини».

Может быть , этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не достоверен, потому что имя Николо Паганини ещё при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес - так прекрасен и многообразен голос инструмента.

Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки - соло, ещё раз подчеркивают удивительные возможности скрипки.

(Звучит фрагмент «Каприс №24».)

- А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении оркестра.

(Звучит фрагмент «Фантазии на тему Паганини».)

- Легко узнаётся тема? Почему? (Узнаётся легко, потому что сначала звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной музыке.)

- Как вы думаете, остались ли ещё скрипки старых мастеров? (Остались, но, наверное, их очень мало.)

- Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немного, но они достаются не только единицам избранных музыкантов. Бывает, что и начинающие исполнители получают драгоценный инструмент. Например, получил скрипку работы Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского, проходившего в Польше. Вадику только-только пошёл двенадцатый год.

Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируется температура, влажность и ещё много параметров. И, конечно, нужны талантливые музыканты. Только с их помощью мы наслаждаемся удивительным звуком прекрасных инструментов.

Посмотрите, какой временной мостик у нас получился. Удивительно, не правда ли, что скрипки, которым больше двух веков, до сих пор радуют нас своими чарующими голосами.

И помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.

© 2010-2022