Дополнительная образовательная программа Вокальное пение

Содержание программы Основная форма  организации процесса обучения – хоровая репетиция. В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа). Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социал...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на Совете по качеству Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУ СОШ №5

Эксперт______________ ___________О.Н. Лобанова ___________Н. В. Корешкова

Протокол №___ «___» _____________ 20__ года

от «___» _____________ 20__ года Приказ № _______

от «___» ____________20__ года




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(художественно-эстетической направленности)

«Вокальное пение»



для обучающихся: 2-7х классов

на 2013-2014 учебный год

тип программы: компилятивная

автор (авторский коллектив) программы: Составлена на основе методик Д.Н. Зорина, А.Л. Маслова

срок реализации программы: 3 год

количество учебных часов по программе: 210 часов

руководитель объединения: Лебедкина Е.М.




г. Сургут


Введение

Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство.

Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении - от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни.

Один из ведущих русских педагогов музыки прошлого века С.В. Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение. Он утверждал, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились. Однако справиться с этой, на первый взгляд, простой, а по сути, своей сложной задачей непросто. Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение естественно и правдиво передать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний.

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Все школьные уставы предлагали местному «начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по-другому, «материальные возможности». В некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились. Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка рассматривалась в качестве важного элемента воспитания.

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки: четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

В 70-х годах 19 века появляется книга Сергея Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному действию

2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней.

Книга С. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы». По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:

1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение

2. Волю

3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки.

Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.

Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике» Александра Леонтьевича Маслова. Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом. Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение - это основной вид школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усиленного изучения нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в начальной школе, должна являться лишь вспомогательным средством при обучении. Главная ценность его методики - в стимулировании творческого потенциала детей.

В советский период развития нашего государства в общеобразовательных школах приобщение учащихся к музыкальному искусству проходило, в основном, посредством хорового пения как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоровых коллективов. Школа «пела», регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней. Учителя музыки успешно использовали хоровое музицирование как действенную форму воспитания музыкально-эстетических потребностей, вокально-хоровых умений и навыков. На занятиях школьного хора проходил активный процесс формирования тех сторон личности школьника, которые делают учащегося более активным и наблюдательным в жизни, вырабатывают способность анализировать себя, свои мысли и поступки с точки зрения любви к действительности.

В XXI веке актуальность преподавания хорового пения не ставится под сомнение, это доказывает активный выпуск в последние годы различных учебников и пособий для учителей по обучению хоровому пению. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (2003), Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. (2003).Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика (2003).

Хоровое пение - важный путь активизации ученика, раскрытие творческих сторон его личности: мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. В процессе пения развивается чувство ритма, воображение, слух, коллективизм и музыкальная память.

Разучивание песен имеет богатую и разнообразную методику. Прежде всего, оно основывается на формировании умения слушать музыку. Это ведет к возникновению потребности владения разными способами музыкальной деятельности, в частности, умения петь.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

К сожалению, в последнее десятилетие ситуация с вокально-хоровой работой в общеобразовательных школах России изменилась, и далеко не в лучшую сторону. Одной из причин такого положения дел является сложившаяся негативная социокультурная ситуация в стране, которая коснулась, в первую очередь, юного поколения школьников.

В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня - первоочередная задача.

Примечание: Так как данная программа является индивидуальной, то она рассчитана на отбор самых талантливых вокалистов из существующего хора, следовательно, является необходимым добавить некоторые разделы в программу касающегося вокального ансамбля и вокала в целом.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

Вокал - (ит. - воче) - голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.






Пояснительная записка


Направленность программы

Данная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Новизна

Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают мое стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Актуальность

Мною определено три круга проблем, разрешение которых открывает перспективу разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально-исполнительской деятельности.

Первый круг проблем - проблемы стратегического характера. В настоящее время современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился невообразимый поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на мой взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих хороший уровень исполнительских возможностей, и способных в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.

Второй круг проблем - это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей.

Третий круг проблем - методико-психологического порядка. В этой сфере я и попытаюсь реализовать свою модель обучения детей 7-10 лет ансамблево-хоровому пению.

Целесообразность, значимость

Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 100%)

- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, массовых мероприятиях.

Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приёмов пения и воспитания голоса методом направленного воздействия хоровой звучности на индивидуальное вокальное развитие, при котором закладываются основы следующих вокально-теоретических навыков:

1. Правильная певческая установка,

2. Высокая певческая позиция.

3. Певческое дыхание и опора звука.

4. Виды атак звука в пении.

5. Певческая артикуляция и дикция.

6. Способы звукоизвлечения (легато, стаккато).

Цель программы:

Развитие у детей 8-14 лет способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение и приобретение различных вокально - хоровых навыков:

1. Освоение навыков пения, сидя и стоя.

2. Овладением дыханием при пении.

3. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.

4. Устойчивое интонирование 1-2 голосных произведений с элементами 3-голосия с сопровождением на усмотрение хормейстера.

5. Развитие навыков a cappella.

6. Подготовка коллектива для концертных выступлений и профессиональных показов (открытые уроки, методические сообщения и т.д.)

Задачи обучения, воспитания и развития обучающихся:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей

1 год - приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность обучения - укрепить интерес к преодолению посильных трудностей. Я, как педагог, стремлюсь, чтобы дети убедились на практике, что достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному исполнению.

2 год - обучающая направленность образовательного процесса означает на деле освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив.

3 год - воспитывающая направленность обучения означает, что продукты своего труда мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью социально-значимый эффект.

Примечание:

В программе кружка вокального пения - индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она имеет дополнительные разделы, касающиеся вокального ансамбля и вокала в целом, а также органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства - Г.А.Струве, В.В.Емельянова, В.С.Попова и направлена на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа хора, средняя группа хора, старшая группа хора (в данном случае ансамбль хора).

Программа предназначена для обучающихся 2-7 классов (8-14 лет), младшей, средней и старшей группы хора (ансамбль хора)

Младшая детская группа - от младшего возраста детей с 7 до 9 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-3 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. На этом начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.

Средняя группа младшего хора с 10 до 11 лет. Предрасположение к грудному дыханию. Постепенно расширяется диапазон: до I октавы - ми, фа II октавы. Наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Разделение на сопрано (Диапазон: до I октавы - фа, соль II октавы) и альтов (Диапазон: ля малой октавы - ре, миb II октавы).

Учитывая особенности возраста детей в младших классах, дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации чередуются самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

Старшая группа хора (ансамбль хора) с 12 до 14 лет. В основной массе сформировавшиеся. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив - это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Примечание: Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение - процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, неспособных выдерживать перегрузки.

Занятия с детьми нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока.

Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости.

До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось, однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время с учетом щадящего режима возможны.

В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка не здоров или вызывает проблемы, руководитель хора обязан направить ребенка на консультацию к врачу.

Часто встречаются в практике хоровых коллективов выездные мероприятия - концертные выступления в других районах и городах, отдых в детских лагерях и прочее, где на руководителя хора ложится бремя ответственности за здоровье юных хоровых певцов. Хормейстер обязан правильно организовать репетиции и концерты, питание, отдых, а также заботиться о защите детей от простудных заболеваний.

Сроки реализации программы

Программой предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1, 2, 3 год - 6 часов в неделю, 210 часов в год (для одной группы)

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Формы и режим занятий

Учебный план предусматривает занятия с обучающимися со 2 по 7 класс во внеурочное время.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

2-3

6 ч.

210 ч.

4-5

6 ч.

210 ч.

6-7

6 ч.

210 ч.

Количество человек в младшей и средней группе хора примерно от 12 до 25. Количество человек в старшей группе хора примерно от 6 до 12. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа в день.

Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.

Формы занятий

  • Организационная часть.

  • Воспитательная часть, в которую входят планируемые темы бесед, экскурсии, совместный отдых, празднование дней рождений и т.д.

  • Учебная часть, состоящая из тем по изучению теории музыки, вокально-хоровая работа, слушание и анализ хоровой музыки, ритмика и прочее.

  • Репертуар, содержащий описание как готовых к исполнению произведений, так и находящихся в работе.

  • Планируемые концертные выступления.

Основным ресурсом, за счет которого я достигаю проектируемых результатов, является метод ассоциативно-игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ.

Я разрабатываю систему творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа. Дети видят цель создания образа и на время забывают об интонационной выразительности, приоритетным для них становится художественный образ. И это приносит свои плоды. Исподволь, косвенно ребенок осваивает требуемую интонацию. Эти игровые задания включены в методическую систему, заповедью которой является рациональное использование каждой минуты учебного занятия.

Для обеспечения образовательного процесса данной программы используется материально техническая база:

  • специально оборудованный кабинет;

  • фортепиано;

  • библиотечка вокалиста;

  • наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;

  • наличие микрофонов;

  • фонотека (ауди-кассеты, компакт-диски) с различными вокальными произведениями;

  • фонотека с качественными (что не маловажно) записями фонограмм;

  • по возможности - караоке

В процессе занятий используются следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, метод самоконтроля, словесные (рассказ, объяснение, беседа), практические (исполнение упражнений, песенного материала, участие в концерта и т.д.). На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к песенному репертуару, репертуарные сборники современных, зарубежных композиторов.
Для реализации программы необходимо наличие помещения с инструментом, аудиоаппаратурой. По программе могут работать специалисты, имеющие музыкальное образование, владеющие музыкальным инструментом, техникой дирижирования хором, вокальной подготовкой.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате изучения программы ученик должен овладеть следующими ЗУН:

1. Иметь навык правильной певческой постановки.

2. Уметь петь, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.

3. Знать элементы музыкальной грамоты.

4. Владеть навыком пения без сопровождения.

5. Исполнять свою партию в двухголосном или трехголосном произведении.

6. Знать все музыкальные произведения, изученные в классе.

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей;

  • Концерты, игровые праздники;

  • Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;

  • Объяснение;

  • Инструктаж;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;

  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;

  • Контроль;

  • Самоконтроль;

  • Оценка;

  • Самооценка;

  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность;

  • Благодарственное письмо родителям;

  • Устное одобрение.

Учёт и проверка ЗУН проводится в следующих формах:

1. Тематические и отчётные концерты, участие в школьных мероприятиях.

2. Участие в конкурсах.

Формы подведения итогов

Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:

  • открытые уроки

  • сольные выступления

  • хоровые конкурсы

Полугодовые и годовые отчетные концерты:

  1. Выступление учащихся на школьных концертах посвящённых:

«День учителя», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 Марта», «Последний звонок».

  1. Выступления на городских мероприятиях.

  2. Участия в городских, региональных конкурсах.

Проведение развлекательно-познавательных мероприятий внутри кружка, направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.


Содержание программы

Основная форма организации процесса обучения - хоровая репетиция.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.

Программа предусматривает три последовательно сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие трем годам обучения в ансамблево-хоровом коллективе.

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, я реализую следующие принципы:

  1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско - творческой деятельности.

  2. Контекстное изучение раздела «Музыкальная грамота».

3. Наличие хоровых ступеней. Хоровая ступень объединяет детей, обучающихся на одной параллели.

Наличие хоровых ступеней является не только способом реализации принципа последовательности, но и важнейшим условием развития ансамблево-хоровой студии, ее непрерывного творческого роста.


Учебно - тематический план

Первый год обучения:

Примечание: Первый год рассчитан на полгода обучения (108 ч.) в связи с принятием педагога на работу не сначала года.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • приобрести навыки коллективного пения;

  • привить любовь к пению;

  • развитие деловых качеств: ответственности, аккуратности;

  • привить навык самоконтроля за своим пением.

ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

Основные правила вокально-хорового пения.

15

5

10

1.1

Комплектование групп.

Вводный инструктаж.

В гости к музыке (советы желающим войти в мир музыки).

2

1

1

1.5

-

-

30мин.

1

1

2

Что такое петь хором? Тип, вид хора.

Разновидности хора.

4

1

3

2.1

Мы учимся петь. Развивающие игры с голосом.

7

5

2

3

Певческая установка.

10

5

5

3.1

Что такое певческая установка? И зачем она нужна. Основные правила.

5

4

1

3.2

Как петь сидя и стоя.

5

4

1

4

Дыхание.

26

20

6

4.1

Вдох и выдох в пении. Как правильно дышать при пении. Певческое дыхание и атака звука. Общехоровые упражнения дыхательной гимнастики.

10

8

2

4.2

Учусь дышать правильно. Основной комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой.

16

13

3

5

Дирижерский жест. Ансамбль.

10

7

3

5.1

Я хочу стать дирижером. Учимся понимать и дирижерские жесты. Кто такой дирижер.

7

6

1

5.2

Ансамбль. Разновидности ансамблей. Ритмические упражнения для ансамбля (хора) Н.А.Морозовой.

8

5

3

6

Вокальные упражнения - распевания.

38

30

8

6.1

Звукообразование. Звуки музыкальные и шумовые.

5

2

3

6.2

Звуки гласные и согласные в пении.

10

8

2

6.3

Артикуляция.

Артикуляционная гимнастика.

Речевая зарядка.

20

14

6

6.4

Высота звука и звуковысотный слух.

3

1

2

7

Дикция. Упражнения для дикции.

20

15

5

8

Скороговорки

15

13

2

9

Фразировка.

25

15

5

9.1

Что такое фраза?

5

3

2

9.2

Поиск выразительности фразы.

5

4

1

9.3

Понятие о мелодии.

5

1

4

9.4

Двухголосная мелодия.

10

8

2

10

Строй и ансамбль.

10

5

5

10.1

Что такое петь вместе.

3

1

2

10.2

Унисон.

5

4

1

10.3

Вместе весело петь.

2

2

-

11

Охрана детского голоса.

4

2

2

12

Подбор репертуара, разучивание вокально хоровых произведений, песен.

Выступления на школьных праздниках

и городских мероприятиях, конкурсах.

20

15

18

15

2

-

Всего:

210



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие, вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Теория. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.

Тема 2. Основные правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

Практика. Упражнения.

Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание

Тема 3. Певческая установка.

Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.

Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.

Тема 4. Дыхание.

Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.

Практика. Тренировочные упражнения.

Тема 5. Дирижерский жест.

Теория. Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.

Тема 6,7,8,9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка.

Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.

Практика. Вокально - хоровая работа над репертуаром.

Тема 10. Строй и ансамбль.

Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.

Практика. Упражнения, песенный материал.

Тема 11. Охрана детского голоса.

Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.

Практика. Упражнения.

ЗУН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Знание и навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);

  • отличие певческого дыхания и обиходного, навык нижнереберного диафрагмального дыхания;

  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; вместе вступать и заканчивать фразу.

Учебно - тематический план

Второй год обучения:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:


  • Научить управлять своим голосом во время коллективного пения;

  • формировать культуру поведения в социуме;

  • развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.

  • развитие певческого голоса;

  • формирование навыка двухголосного пения.


ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

-

1

2

Правила вокально-хорового пения.

20

10

10

3

Дыхание.

20

15

5

3.1

Отличие певческого и обиходного дыхания.

8

4

4

3.2

Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания.

8

5

3

3.3

«Цепное» дыхание.

4

3

1

4

Музыкальная грамота

40

30

10

4.1

Что такое нота? Ручные знаки.

5

4

1

4.2

Звукоряд. Скрипичный ключ.

5

4

1

4.3

Такт и тактовая черта. Пение по нотам.

10

8

2

4.4

Лады.

5

2

3

4.5

Длительности нот.

5

4

1

4.6

Гамма.

5

3

2

4.7

Сочиняем сами.

5

4

1

5

Развитие голоса.

50

35

15

5.1

Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных.

3

2

1

5.2

Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ.

5

3

2

5.3

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

20

15

5

5.4

Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова.

20

15

5

5.5

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2

1

1

6

Двухголосное пение.

35

30

5

6.1

Ритмическое двухголосие.

10

8

2

6.2

Канон в народной песне.

5

3

2

6.3

Двухголосная мелодия.

20

18

2

7

Исполнительские задачи хора.

44

25

19

7.1

Концентрация на исполнительских задачах.

10

5

5

7.2

Устранение сценического волнения

10

5

5

7.3

Психологические тренинги для снятия стресса перед выступлениями

13

8

5

7.4.

Психологические тренинги для приобретения навыков самообладания на основе музыкальной грамоты

11

5

6

Всего:

210


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.

Тема 2. Правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.

Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.

Тема 3. Дыхание.

Теория. Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.

Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.

Тема 4. Музыкальная грамота.

Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия.

Практика. Сочинение попевок самостоятельно.

Тема 5. Развитие голоса.

Теория. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.

Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.

Тема 6. Двухголосное пение.

Теория. Особенности пения на два голоса. Народные песни и двухголосие.

Практика. Разделение детей по голосам. Освоение навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, затем двухголосных мелодий.

Тема 7. Исполнительские задачи хора.

Теория. Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением.

Практика. Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания.

ЗУН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  • Навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);

  • основы музыкальной грамоты;

  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;

  • исполнять свою партию в двухголосном произведении

  • умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.

Учебно - тематический план

Третий год обучения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


  • Учить управлять своим голосом во время коллективного пения;

  • формировать культуру поведения в социуме, на сцене;

  • развитие певческого голоса;

  • формирование навыка двухголосного пения;

  • развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.

  • развитие творческих способностей обучающихся.

ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

Правила поведения на уроках пения.

1

1

-

1

1

2

Правила вокально-хорового пения.

10

5

5

3

Тембр и резонаторы

30

15

15

4

Развитие голоса

50

35

15

4.1

Артикуляционная гимнастика В.Емельянова.

10

8

2

4.2

Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова.

10

8

2

4.3

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

4

3

1

4.4

Тренировка нефальцетного регистра

4

2

2

4.5

Переход из грудного регистра в фальцетный.

6

3

3

4.6

Тренировка фальцетного регистра

6

4

2

4.7

Певческое вибрато - развитие механическим путем.

10

7

3

5

Двухголосие в современной песне.

35

30

5

5.1

Разучивание партий.

10

8

2

5.2

Пение гармонических аккордов и интервалов

5

4

1

5.3

Двухголосие.

20

18

2

6

Музыкальная грамота

30

20

10

6.1

Ритм и ритмический слух

5

3

2

6.2

Ручные знаки и звуковысотный слух.

10

5

5

6.3

Мажор и минор.

10

3

7

6.4

Самостоятельное музицирование.

5

5

-

7

Охрана и гигиена детского голоса. Заболевания голосового аппарата.

20

5

15

8

Музыкально-образовательные беседы с примерами музыкальных вокальных произведений.

33

20

13

8.1

Мужские голоса.

13

10

3

8.2

Женские голоса

20

10

10

Всего:

210


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.

Тема 2. Правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.

Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.

Тема 3. Тембр и резонаторы.

Теория. Рассмотреть разницу между певческими голосами по тембрам.

Тема 4. Развитие голоса.

Теория. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.

Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.

Тема 5. Двухголосие в современной песне.

Практика. Закрепление навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, исполнение гармонических комбинаций - аккордов, интервалов, затем двухголосных мелодий.

Тема 6. Музыкальная грамота.

Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия, закрепить полученные ранее знания.

Практика. Сочинение попевок самостоятельно.

Тема 7. Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата.

Теория. Советы по защите своего голоса. Беседа о возможных нарушениях голосового аппарата в результате перенапряжения.

Тема 8. Музыкально-образовательные беседы.

Теория. Информирование учащихся о различиях певческих голосов.

Практика. Слушание примеров оперных голосов.

Тема 10. Итоговое занятие.

Практика. Проведение теста по результатам обучения 1-3 год

ЗУН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- Навыки вокально-хорового пения;

- основы музыкальной грамоты;

- умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;

- исполнять свою партию в двухголосном произведении

- умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.

- исполнение современных песен под минусовую фонограмму - одно- и двухголосно.

Примечание: Данный дополнительный раздел рассчитан и обобщен для трех лет обучения в студии вокального и хорового пения «Веселые нотки». Рассматривается как дополнение к основной работе с хором по желанию педагога, но и может, учитываться в каждом занятии, как необходимый пункт плана.

Все вокальные навыки, приобретаемые в хоре и вокальном ансамбле, находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца - усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале

1. Певческая установка.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.

2. Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.

Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками "цепного дыхания" (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).

3. Работа над звуком.

В меру открытый рост, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака. ровное звуковедение Протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных.

Пение различными штрихами: legato, staccato, non legato. Изучение различных нюансов, постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы - фа, соль второй октавы.

4. Работа над дикцией.

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

5. Вокальные упражнения.

Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время наилучшему усвоению репертуара. Например:

- нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в нисходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.

- смена гласных на повторяющемся звуке;

- гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);

- трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;

- небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые попевки).

Перечисленные упражнения и другие (по усмотрению хормейстера) необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке, при условии хорошей подготовленности детей.

Методическое обеспечение программы.

В работе используются фонограммы изучаемых песен, дидактический материал для распевок, караоке.

Оснащение современной звукозаписывающей аппаратурой: микрофоны, звукозаписывающие программы, компьютер, позволяет производить запись фонограмм всех исполняемых нашими учениками песен, своих концертов.

Наглядный материал:

  • Таблицы;

  • Портреты композиторов;

  • Нотный стан;

  • Музыкальные произведения в CD записи.

Список литературы:

1.Школяр Л.В.Теория и методика музыкального образования детей-М.: Наука, 1999.

2.Ж.Музыкальное воспитание в школе. Вып.16,сост.Апраксина О.П.-М.:Музыка,1985.

3. Спутник учителя музыки сост. Челышева Т.В.-М.:Просвещение,1993.

4.Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.

5.Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора «Аврора». Екатеринбург 2000.

6.Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос.2003.

7. Г.А. Струве. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981.

8. Г.П. Стулова. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос.2002.

Руководитель детского хора Е.М. Лебедкина

© 2010-2022