• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по музыке Формирование толерантных качеств школьника на уроках предмета Искусство (Музыка и ИЗО)

Статья по музыке Формирование толерантных качеств школьника на уроках предмета Искусство (Музыка и ИЗО)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1»

Вахитовского района г. Казани



ФОРИМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО (Музыка и ИЗО)»





























Гайнуллина Г.П., учитель музыки

В условиях 21 века проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры особенно стала актуальной.

Сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили такие человеческие качества, как недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. К сожалению, просматривается тенденция проникновения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма через средства массовой информации как в семью, так и в школу. Поэтому перед педагогами образовательного учреждения ставится задача: активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других. (CoolReferat.com›, 2011)

В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования и воспитания. В нашем регионе обучаются дети разных национальностей: татары, русские, украинцы, узбеки и др. Именно поэтому школа должна стать фундаментом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение не только к своей культуре, но и культурам других народов.

Основными целями художественного образования и эстетического воспитания в основной школе являются:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно - творческих способностей учащихся;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Необходимо отметить ряд задач, реализующих цели художественного образования и эстетического воспитания:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством и культурой разных народов;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально-этетической компетентности;

  • формирование гражданственности и патриотизма на основе изучения различных жанров русской культуры;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям и культуре разных народов мира;

Музыкальное и художественное образование в общеобразовательных школах представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

  1. Любите и уважайте свой язык, свою культуру, свой народ.

  2. Уважайте представителей других национальностей и их культуру.

  3. Стремитесь познать жизнь в ее культурном многообразии, интересуйтесь культурной жизнью страны и мирового пространства.

В связи с этим, большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Как писал американский актер У.Хейнс «Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой культуры». (gublibrary.ru›lib/ped/stichi_rodina…ros.htm)

Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Песни: «Наш край», Кабалевского, «Песня о России», Струве, «С чего начинается Родина», Баснера, «Россия» Тухманова, «Здравствуй, Родина моя!» Чичкова, Гимн Российской Федерации - все они являются неотъемлемой частью воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств.

Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов, исполнителей позволяют понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.

Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Особенно ценной, в этом отношении является предсмертная ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы Глинки «Иван Сусанин», которая неотразимо действует на душу ребят. Они осмысливают красоту подвига во имя Родины и героизм русского крестьянина. Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах» из оперы Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбе своей страны, спасении Москвы. В конце арии Кутузов произносит слова: «Отечеству мы вернем спокойствие, и мир другим народам»

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма и толерантных качеств детей и подростков. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

Разделы программы по музыке 2-4 классов «Россия - Родина моя», «О России петь - что стремиться в храм», "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Дети знакомятся с характерными особенностями русской музыки, учатся любить народную музыку, чувствовать красоту родной земли, и уважать ее историю.

Большое значение в процессе работы отводится интернациональному воспитанию учащихся. Целью уроков является формирование первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Очень показательны для интернационального воспитания тема урока в 1 классе «Хоровод муз» и урок в 7 классе «Музыка народов мира», где происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира. Учащиеся слушают музыку русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры, грузинской лезгинки, белорусской лявонихи, негритянские спиричуэлы и др. и учатся распознавать характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Здесь решаются главные задачи интернационального воспитания: воспитание уважения к культуре другого народа и помочь детям почувствовать и понять самобытную красоту музыки других народов. (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2011).

Таким образом, усвоение знаний даёт возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.

Ежегодно в нашей гимназии, совместно с музыкальной школой №8, проводятся календарные праздники: проводы масленицы, святки, осенины, татарский праздник «Сабантуй» и «Навруз Байрам» где дети приобщаются к народному фольклору, учатся понимать и любить народное искусство.

Уроки эстетического цикла, музыка в частности, имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение, формируют эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, повышению общей культуры. Задача учителей состоит в том, чтобы при помощи предметов таких как музыка, изобразительное искусство, повлиять на моральные убеждения ребенка, расширить кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного, толерантное и интолерантного.

Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под влиянием учителя, но и самостоятельно при чтении детьми художественной литературы, при просмотре различных художественных произведений, прослушивании музыки, ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно, учителя выступают лишь в роли направляющего. (art-education.ru›project/seminar-2010)



© 2010-2022