Конспект урока музыки на тему Тайны симфонического оркестра

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА



Класс: 4 класс

Предмет: Музыка

Цель урока:

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемое оборудование:

· Презентация;

· Карточки-раскраски (для дом. задания);

· Тексты песен;

· Буклет-подарок «Симфоническое братство муз. инструментов»;

· Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

План урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

Муз. приветствие: «Колокольчик».

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

Исполнение песни «Наш дом приглашает друзей».

Объяснение нового материала.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Сообщение учеников:

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

(Слайд № 2)

У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

(Слайд № 3)

У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)

У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.

(Слайд №9)

У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. -Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. - Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. - Это ударные инструменты.

У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)

1. Струнно-смычковые инструменты:

(Слайд № 10)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2. Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 11)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3. Медные духовые инструменты:

(Слайд № 12)

труба, тромбон, валторна, туба.

4. Ударные инструменты:

(Слайд № 13)

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5. Клавишные и одиночные инструменты:

(Слайд № 14)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У. - Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

(Слайд № 15)

У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:

(Слайд № 16)

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)

У. - Гобой играет ноту "ля" и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от "до" до "си".

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:

(Слайд № 17)

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

ДИРИЖЕР

(Слайд № 18)

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

(Слайд № 19)

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение - взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он "включает" музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.

У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

У. - Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20)

- Евгений Светланов (1928-2002) -

выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);

- Вероника Дударова (1916-2009)-

ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

(Слайд № 21)

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: "А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?" Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. -(дают свой ответ)

У.- Оркестр - это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

Игра «Поиграем в оркестр».

(Слайд №22)

Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет "оркестром" "дирижер".)

У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты - мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

У. - Как вы думаете почему?

Д. - (Учащиеся дают свои ответы.)

У. - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.

(Слайд № 23)

(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)

Но об одном из них хочется сказать отдельно.

Сегодня - 18 марта - исполняется 165 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

(Слайд № 24)

У. - А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

«Третий лишний».

(Слайд № 25)

У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта

  • Литавры, арфа, тарелки

  • Скрипка, контрабас, саксофон

  • Гобой, труба, кларнет

  • Барабан, альт, тарелки

  • Тромбон, фагот, валторна

«Жанры симфонических произведений».

(Слайд № 26)

У. - На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:


  • Концерт;

  • Вокализ;

  • Песня;

  • Симфония;

  • Соната;

  • Пьеса;

  • Сюита;

  • Кантата;

  • Романс;

  • Музыка к опере;

  • Былина;

  • Музыка к балету;

  • Симфоническая сказка;

  • Увертюра

  • Музыка к кинофильму.

Домашнее задание:

(Слайд № 27)

Найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

Подведение итогов:

У. - Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов».

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

(Слайд № 28)

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».


© 2010-2022