Статья на тему: Интеграция исскуств

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»В. А. СухомлинскийПриобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Уроки музыки требуют рациональной организации учебного процесса.Концепция модернизации российского образования поставила задачу – более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формировани...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыкальное воспитание - это не
воспитание музыканта, а прежде
всего воспитание человека»
В. А. Сухомлинский

Приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Уроки музыки требуют рациональной организации учебного процесса.
Концепция модернизации российского образования поставила задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создания условий по возрождению русской культуры, существенно изменив качество образования.
Принятая вслед за Концепцией модернизации образования, Концепция художественного образования в Российской Федерации наметила стратегические направления государственной политики в сфере художественного, в том числе музыкального образования в школе. Данный документ указывает на то, что воспитательное значение искусства сегодня, как никогда,актуально и вытеснение эстетических потребностей, эстетических ценностей на последнее место в основных содержательных аспектах общего образования недопустимо.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, эстетическое воспитание, образовательная область «Искусство» должны стать приоритетным направлением общего образования в школе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится возрождение русской культуры, нравственности, духовности.
Особая роль отводится формированию и развитию личности не по
чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования в условиях работы по возрождению русской культуры - это среда, в которой происходит становление и развитие нравственного облика учащегося.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума.
Психология и педагогика утверждают, что личность человека формируется и развивается в деятельности и общении, влияют на формирование творческой личности воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Социальная среда имеет преимущественное значение, так как характер общественных отношений определяет мировоззрение людей. Сами по себе задатки ещё не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания, обучения, усвоения знаний и умений формируются способности.
Актуальность направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинте­ресованность современного общества в возрождении духовно­сти, русской культуры, нравственности. Обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информа­ционном пространстве. Отражает воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
Школа призвана создать все условия для проявления задатков и роста способности каждого учащегося. Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения - актуальная проблема, которая требует сегодня от учителя музыки поиска оптимальных и эффективных путей решения.
Одним из ключевых вопросов современного музыкального образования является отношение к уроку музыки, как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.
Ведущая педагогическая идея опыта - увлечь детей, заинтересовать их музыкой, научить любить и понимать её во всём богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитывать музыкальную культуру учащихся как часть всей их духовной жизни.
Моя задача - наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика с помощью интегрированных уроков. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее вызвать у учащихся стремление к познанию, раскрытию своих возможностей.
Диапазон применения опыта по данной теме очень широк. Я применяю его в отдельных педагогических ситуациях, на уроках, во внеклассной, воспитательной работе.
Теоретической базой опыта является программа по музыке, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского. Её потенциал очень велик. Она отвечает целям разностороннего развития личности учащихся, обеспечивает усиление эмоционально - нравственного, воспитательного воздействия музыки. Это воспитание музыкальной культуры школьников как части всей их духовной культуры и творческое начало на уроке - непременное условие этого воспитания.
Важнейшей особенностью программы является её тематическое построение.
Новизна опыта - в применении методов и приёмов других педагогов в комплексе с традиционными методами программы Д. Б. Кабалевского, использование прогрессивных технологий на основе работы по возрождению русской культуры, способствующих творческому развитию детей; в обновлении музыкального материала; в связи содержания уроков с событиями современной жизни, в свободном комбинировании элементов разных уроков, если это необходимо для поддержания интереса, проявления творческой активности учащихся.
Технология опыта.
Цель моей педагогической деятельности - развитие эмоциональной и чувственной сферы ребёнка, его способности образного, ассоциативного мышления, развитие творческих способностей, формирование художественно - эстетического вкуса.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
- формирование осознанного, эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия, пробуждения у школьников желания слушать и исполнять музыку;
- усвоение ключевых и частных знаний, приобретение умений и навыков в процессе музыкально - творческой деятельности;
- развитие у учащихся творческого начала не только на уроках искусства, но и творческого отношения к жизни в разных её проявлениях;
- формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников.

Работая много лет по программе Д. Б. Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все виды искусства, не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека.
Изучение музыки с помощью интеграции в условиях работы по возрождению русской культуры, нравственности, духовности является важной частью того фундамента, на котором строится поурочное содержание программы по музыке в первых - восьмых классах
Начиная с первого класса, одной из специальных задач музыкальных занятий я ставлю, расширение не только собственно музыкального, но и в целом художественного кругозора учащихся. В свою очередь это обогащает восприятие, познание музыки, главное, создаёт основу для более глубокого воспитательного воздействия уроков музыки
Главным направлением, сверхзадачей уроков музыки - постижение школьниками взаимосвязей музыки и жизни - получает дальнейшее развитие благодаря сопоставлению с другими видами искусства, рассмотрение связей музыки с жизнью становится более углубленным и широким; обогащается представление учащихся о специфике музыкально - образного отражения мира, о закономерностях музыки.
В процессе занятия музыкой учащиеся постоянно сталкиваются с примерами, раскрывающими общую жизненную почву разных видов искусства.
Жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждое по своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека и т. д.


На уроках музыки я планомерно развиваю у учащихся эстетический вкус, чувства прекрасного, способность испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства.

Урок музыки имеет свою особую специфику: творческое начало проявляется в общении с музыкой в любых видах деятельности на уроке. Я считаю, музыкальная творческая деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков, и поэтому не выделяется как самостоятельный элемент обучения. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику. Оно ценно тем, что ребята сами открывают что-то новое, ранее неизвестное в мире музыки. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, логикой, интуицией, воображением, активностью. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, умениями оперировать уже известными им музыкально - слуховыми представлениями, знаниями, навыками. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Во вступительной статье к программе по музыке Д. Б. Кабалевский писал: «Всемерно развивая различные формы приобщения к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности» учащихся… активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев».

Восприятие музыки как пробуждение внутренних творческих духовных сил - вот главное, к чему я стремлюсь на уроке. Большое внимание я уделяю выбору музыкального материала. Приношу детям то, что считаю просто необходимым, в чём заинтересована сама, чем очень хочу поделиться, потому, что это пережито, прочувствовано мной. Каждое такое произведение (для слушания, исполнения, музицирования) подбираю с точки зрения художественной ценности, увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Стараюсь знакомить детей с наиболее яркими произведениями, так как процесс восприятия музыки - это творческий процесс. Если произведение по- настоящему взволнует ребёнка, затронет его чувства, восприятие станет работой души, неким сотворчеством с композитором и исполнителем. Слушатель обладает той же творческой природой, что и композитор, только на другом уровне. В художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство.
Для себя определила, что главное - это художественно-педагогическая идея, помогающая выстроить урок как единое целое. Чтобы урок музыки был уроком творчества, уроком искусства, применяю метод «эмоциональной драматургии». Занятие - это композиция, создаваемая в результате совместной деятельности учителя и учеников: в ней есть завязка проблемы, развитие, кульминация - точка наивысшего эмоционального напряжения, развязка, где подводятся итоги.
Взаимосвязь отдельных этапов урока, логичный переход от произведения к произведению через интеграцию различными видами искусства, через проблемные вопросы, ведущие к созданию поисковых ситуаций.
Органичное сочетание знакомого материала с новым, постоянная ретроспектива, опора на неё и движение вперёд.
Обобщение темы урока не как точка, а как многоточие, предполагающее рост, бесконечное движение к познанию, раскрытию, раскрепощению.
Методическая система «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека» в некоторых своих аспектах может быть применима и на уроке музыки. В частности я использую его метод преподавания предмета как искусства:
- урок - это не просто работа, а общение; это искусство, а не только учебное занятие; это жизнь, а не часы в расписании.
- Не аргументы и факты, а открытия.
- Совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
В уроке нет мелочей, важны все детали. Моя задача - координация всех возможностей - кого-то спросить сразу, пока не затихло желание, кого-то пока оставить, не навязывая жёсткого требования, кого-то «подтолкнуть», подбодрить, показать, что все мнения важны, все интересны. Снимаю комплекс «неправильного ответа». «Неправильный ответ» - это выход на проблемную ситуацию, в разрешении которой участвуют все.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала занятий музыкой.
Приём организованного входа и выхода в класс под музыку позволяет мне сразу мобилизовать ребят на восприятие, организовать начало урока, а также использовать музыкальный материал для учебных целей.
Другой чрезвычайно важный приём - формирование внимательного и сосредоточенного отношения, уважения к звучащей музыке. Уже на первом уроке в первом классе мы с детьми принимаем «Закон концертного зала»: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. Ребята должны продумать услышанное, прочувствовать и лишь спустя некоторое время поднимать руки.
Слушание музыки - напряжение душевных сил, внутреннее, личностное внимание. Я стараюсь развивать в детях механизм активного творческого восприятия. Это трудно, и не всегда удаётся. По разным причинам - важно даже то, как прошёл у детей предыдущий по расписанию урок. Очень эффективным считаю метод педагога В. В. Михайлова - опережение, предслышание, предвосхищение в сознании слушателя следующего звука музыки. Такое внутренне восприятие произведения - по-настоящему творческий процесс. Это пробуждение в ребёнке его природы, которая талантливее, чище, современнее, чем у взрослого.
Я придаю особое значение подготовке слушателей к восприятию музыки. Это может быть вступительное слово учителя. В одном случае - рассказ о композиторе, исполнителе. В другом - интересные факты из истории создания произведения. Для меня важно возбудить у ребят любопытство, увлечь их. Тогда музыка находит более горячий отклик.
Творческое восприятие детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребёнок слышит не только то, что содержится, заложено в ней композитором, но и то, что под её влиянием рождается в его душе, в сознании, то ест то, что создаёт его собственное творческое воображение. Так прослушанное произведение рождает в них сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя.
В целях стимулирования творческой активности учащихся при повторном слушании музыкальных произведений, их анализе я использую самые различные методы и приёмы:
Метод сравнения. Он очень привлекает ребят, редко кого оставляет равнодушным. Часто применяю этот метод на уроках и в младших, и в старших классах. Это сравнение жанров, форм, характеров музыки, приёмов исполнения, сравнение различных трактовок, аранжировок одного произведения, стилей композиторов и т. д.
Примеры:
- сравнение разных типов маршей во втором классе;
- сравнение композиторской и народной музыки);
- сравнение разных музыкальных образов;
Как же на моих уроках рассматривается интегративная связь музыки и литературы?


  1. Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет.


  2. «Вторая жизнь» песни в инструментальных сочинениях.


  3. Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных сочинениях.


  4. Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы .

В начале школьники рассматривают одну из граней темы - взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре.
Песня - наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства.
Само название музыкального жанра «Поэма» пришло в музыку из литературы.

В ходе последующих занятий ребята знакомятся с операми и балетами, которые созданы на либретто по литературным произведениям. Только воспринимая и осознавая музыку как искусство, воплощающее разнообразные чувства и мысли, настроения, школьники могут понять, какую роль играет музыка, описание её звучания в том, или ином литературном произведении, как музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуаций, в которые они попадают, помогает пережить их душевное состояние, глубже постичь замысел автора.
Есть примеры, когда одно и тоже литературное произведение легло в основу двух музыкальных сочинений и тем самым как бы получило вторую жизнь. Это стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» - романс А. Варламова и дуэт А. Рубинштейна. Разные композиторы в основном сходно прочли прекрасные поэтические строки, интонационно осмыслили их и передали настроение стихов, усилив выразительность поэтической интонацией музыкальной.
Уроки построены таким образом, что повторение старого материала и новые примеры подчёркивают то одну, то другую грани взаимосвязи и взаимовлияния музыки и литературы.
В целях развития творческого восприятия музыки я использую на уроках связи с другими предметами школьного цикла: с физикой, медициной - воздействие вибрации музыкальных звуков на всё живое, лечебное свойство музыки.
С историей - страницы прошлого отображены в искусстве. Осмыслить современность невозможно без обращения к историческому опыту народа, так как в этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни народа.
Нерасторжимая связь с жизнью народа, с его историей помогла русскому искусству, в частности классической музыке XIX и XX веков, обрести высокую значимость.
На уроках музыки учащиеся знакомятся и анализируют лучшие произведения русских композиторов, в которых отразилась наша многовековая история, её наиболее значительные страницы. Героические подвиги народа и отдельных его представителей отражены в монументальных произведениях - таких, как оперы: «Иван Сусанин» М.Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Война и мир» С. Прокофьева, оратории: «Александр Невский», «На поле Куликовом», песни о гражданской войне.
Уроки музыки раскрывают не только красоту, но и правду жизни, являясь источником духовного богатства
Большую работу я провожу на уроках по возрождению русской культуры на примере песен.
«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен - писал Гоголь, - под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни… пеленается, женится и хоронится русский человек». И борется - хочется добавить. Ибо вся многовековая история русского народа - это борьба: упорная, доблестная борьба, в которой приходилось отстаивать и своё достоинство и свободу.
Потому так многочисленны песни, в которых отражена героическая история России. Они могут рассказать о жизни народа больше, чем самые точные, самые подробные исторические исследования. Народная песня вошла в творчество многих русских композиторов, которые изучаются на уроках. Русские оперы, оратории, кантаты, симфонии, хоровые поэмы отличаются героической приподнятостью и опорой для интонации народной речи и песни. И в каждой из рассмотренных произведений на уроках музыки, есть своя ударная точка, которая наиболее ярко раскрывает идею объединения народа в едином патриотическом порыве.
Помимо этого я обязательно касаюсь, творчества зарубежных композиторов эпохи Возрождения, потому что русские композиторы опирались на музыку этих авторов.
Творческое воображение у учащихся я развиваю с помощью взаимодействия музыки и изобразительного искусства (приложение №2). Я стараюсь, чтобы ребята почувствовали, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.
На уроках в пятых - шестых классах я использую репродукции произведений художников, скульпторов, графиков в качестве вспомогательного материала при изучении тех или иных музыкальных произведений.
Сопоставляя музыку и живопись, я стремлюсь вскрыть их внутреннюю жизненную связь, опираюсь на глубину и силу воздействия на каждого человека.
Учащиеся изучают элементарные средства выразительности рисунка, знакомятся с отличительными признаками видов и жанров изобразительного искусства. Учатся всматриваться в живую природу, оценивать её красоту, любить её. Так, на уроках во втором классе учащиеся не раз отмечают в инструментальной программной музыке изобразительность, прежде всего связанную с картинами русской природы. Это: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского. Восприятие у школьников обогащается благодаря возникающим у них образно - живописным, зрительным ассоциациям.
Развитие восприятия музыкальности русского пейзажа на уроке музыки перекликается с задачами программы по изобразительному искусству.
В связи с образами русской природы можно привлечь и строки из стихотворения Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…», которое ребята учат наизусть на уроках литературы:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми, светлыми красками - создают ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.
Хоровое пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки. Я стараюсь, чтобы дети осваивали способы выражения своей индивидуальности в пении, накапливая и «проживая» разнообразные эмоциональные состояния. Это даёт новое качество развития их как творческой, культурной и духовной личности.
Среди заданий в вокально-хоровом музицировании я практикую следующие:
- выразительное прочтение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы её рождение;
- сравнение поэтической интонации с мелодическим строем;
- сопоставление отдельных музыкальных фраз.

Уместен здесь метод режиссирования, когда учащиеся расставляют штрихи, динамические оттенки, отмечают кульминацию сообразно собственному видению музыкального образа песни.
По мере накопления опыта музыкально-образных представлений у учащихся возрастает способность аргументировано выражать словами личностное отношение к музыке, размышлять о ней.
В ходе устного анализа музыкальных произведений я намеренно чередую вопросы, дифференцированно задавая сложные и простые, чтобы не подорвать веру детей в собственные силы. Пусть на некоторые вопросы смогут легко ответить все. Считаю это важным условием увлечённости, заинтересованности.
Учёба должна способствовать развитию самостоятельного и творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности. « Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок подражающий актам других» (Б. В. Асафьев)
Считаю, что смысл урока музыки не только о владении культурой, а точнее искусством восприятия и анализа музыкального произведения, а в пробуждении в детях эстетических и нравственных чувств, рождённых художественным творением, в «слышании» и «видении» образов и понимании их жизненной основы, в развитии постоянной потребности общения с искусством в повседневной жизни.
Как сказал Б. В. Асафьев: «Музыка - это искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».


Результативность
Моделирование творческого процесса, способствующего росту культуры, нравственности, духовности, содействует более глубокому освоению материала. Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлечён в процесс поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера, способствует развитию познавательного интереса.
Музыкальное искусство становиться понятнее, доступнее для восприятия детей, расширяются возможности интенсивного развития творческих способностей. Более эффективным стал процесс содействия развитию нравственности учащихся с помощью интеграции.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует поднятию культуры и нравственности.
Успеваемость на уроках музыки всегда - 100%, из года в год учащиеся показывают стабильно высокий процент качества знаний -100%.
Создание на занятиях комфортной атмосферы, условий и среды для творчества способствует эмоциональному контакту, раскованности, активной обратной связи с учениками.
Ежегодно проводимые психологом тесты среди учащихся выявили существенный рост интереса детей к уроку музыки. Если в 2006 году 85% школьников назвали урок любимым предметом, то в 2009 году - 96%.
Сама направленность уроков музыки, их содержание и структура, несомненно, способствуют превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю их потребность, содействуют максимально полной реализации познавательной активности.
В последние годы заметно оживилась культурная жизнь в школе. Всё больше детей проявляют активность в подготовке внеклассных мероприятий, смотре художественной самодеятельности.

© 2010-2022