• Преподавателю
  • Музыка
  • Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей музыки Россошанского района и г.Россоши



Практическое занятие на тему: «Роль метроритмического слуха в духовно-нравственном развитии личности ребёнка на уроках музыки».

Подготовила:

Леонова Л.Г.

учитель музыки, ВКК,

МКОУ Лицей № 4



г. Россошь

2015г.

Формирование и развитие разносторонней гармоничной личности достигается через творческое познание. Урок музыки - это урок творчества и искусства. Особую значимость приобретают различные виды импровизаций и творческих заданий, которые раскрепощают учащихся, помогают раскрыть их творческий потенциал, активизируют внимание и мышление.

Во всех видах деятельности с понятием ритм дети сталкиваются уже на первом уроке музыки. Поскольку восприятие музыкального ритма тесно связано с жизненным ритмом, первые ритмические сочетания состоят из четвертей и восьмых. Они легко ассоциируются у детей с привычными движениями шагом и бегом. Кроме того, в подавляющем большинстве песен для детей использованы преимущественно эти сочетания длительностей.

Пример:

Провожу упражнение-игру «Ритмическое эхо».

Даю ритмический рисунок, который дети, хлопая в ладоши, должны повторить. Примеры простейшие:

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Затем говорю: «Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, встречались короткие и долгие звуки? Чередование коротких и долгих звуков называется ритмом. Ритм - это сочетание коротких и долгих звуков, сильных и слабых долей.

Чтобы понимание ритма стало возможным и тем самым эмоциональнее исполнялось ребёнком, каждая длительность получает своё слоговое название, ассоциирующееся со звоном колокольчиков: маленького, большого и очень большого.

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Дон Ди-ли До-он

Ещё для знакомства с длительностями и долями использую следующие приёмы:

- «Яблоко»

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

- «Круг»

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

- или простой лист бумаги формат А4

«На сколько равных частей можно разделить этот лист?» (на две)

Складываем, разрываем.

«Сколько получилось половинок?» (две)

«А ещё на сколько частей можно разделить?» (каждую ещё на две)

«Сколько получилось долей?» (четыре)

Давайте их прохлопаем. (исполняют под музыку)

Затем исполняем по рядам: 1 ряд - только первую долю, 2 ряд - вторую и четвёртую, 3 ряд - третью и четвертую (считаем про себя).

Когда дети освоят исполнение ровных долей, знакомлю с длительностями.

«Вы обратили внимание, что хлопали ровные доли, но звуки то бы были разные: короткие и долгие? Потому что звуки по длительности разные».

Целый лист --- целая нота

Две половинки ----Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Четыре части ----Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

«Сколько частей в целой ноте?» (половинок - две, четвертей - четыре)

Даю название длительностей и счёт.

Можно провести игру «Мы - музыканты».

Составляется партитура ритмического сопровождения. Дети сами выбирают музыкальные инструменты, на которых хотят играть. Если это песня делю класс на две группы, одна - поёт песню, а другая - сопровождает пение ритмически. Или исполняют ритмическое сопровождение на вступлении и проигрышах.

Например: (песня «Песенка о солнышке, радуге и радости»)

Или сопровождают народные мелодии. Обязательно составляется исполнительский план.

Русская народная мелодия «Светит месяц»

Исполнительский план:

1 вариант

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

2 вариант

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)Практическое занятие Развитие метроритмического слуха на уроках музыки (1-2 классы)

Игра на музыкальных инструментах всегда вызывает у ребят восторг и удовольствие, огромное желание. Активизируется внимание, желание услышать музыку в собственном исполнении. В ритмическом сопровождении и игре на музыкальных инструментах осваиваются и закрепляются такие понятия как метрические доли, фразы, сильные и слабые доли и тд.

При слушании музыки можно тоже использовать ритмические упражнения. Например когда знакомимся с жанрами танец, марш или танцевальность, маршевость.

Например: «Шаги - доли»

  1. Слушаем музыку и сопровождаем её хлопками на каждую долю («Шутка» И.С. Бах, «Шествие гномов» Э. Григ).

Такой метроритмический аккомпанемент при прослушивании музыки помогает детям не только почувствовать характер музыки, но услышать, как меняется темп, динамика, звуковедение, форма музыки.

  1. После прослушивания «Марша деревянных солдатиков» музыка П.И. Чайковского, приходим к пониманию, что этот марш игрушечный. Предлагаю разучить слова на мотив этого марша.

В детском мы альбоме,

У игрушек в доме,

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

(сл. И.А. Агаповой)

Затем поём и прохлопываем в ладоши ритм марша

Как музыкально - ритмические движения, я использую следующие игры - упражнения:

  1. «Ритмическая эстафета»

Прохлопываю ритмический рисунок, затем 1 ряд повторяет, потом присоединяется 2 ряд, затем весь класс. Добиваюсь синхронного исполнения. Закончить эстафету можно так же - сначала перестаёт хлопать 1 ряд, потом второй и третий. Развивает умение слушать себя и всех остальных.



  1. «Эхо в лесу»

«Представьте себе, как дети, гуляющие в лесу, для того чтобы не заблудиться, время от времени громко хлопают в ладоши какой-либо ритм. (Набор карточек ритма). Ученик выбирает одну из ритмических карточек. Ритм, выписанный на ней, громко отхлопывает половина класса, а другая повторяет его уже тихо, как эхо. Игра может проводиться в более быстром темпе - показывать подряд сразу две карточки.



  1. «Считалочка»

Раз, два - острова,

Три, четыре - мы приплыли,

Пять, шесть - сходим здесь,

Семь, восемь - сколько сосен,

Девять, десять - мы в пути,

Досчитал до десяти!

© 2010-2022