Методическая разработка урока музыки в 6 классе Светлая песнь веков

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе.

Тема: «Светлая песнь веков»

Цель: показать взаимосвязь иконописи, церковной архитектуры и музыки.

Музыкальный материал:

1.П.И. Чайковский. «В церкви».Из «Детского альбома».

2.П.И. Чайковский. «Отче наш».

3.П.Чесноков. «Ангел вопияше».

4.Колокольные звоны.

5.Н.А. Римский-Корсаков. «Вхождение в невидимый град». Из оперы « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 4 действие. Фрагмент.

Дополнительный материал:

1.Портрет П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова,

П. Чеснокова, Ф. Шаляпина.

2.Православные иконы.

3. Изображение храмов России.


Ход урока.

О, какое блаженство внимать

этой неземной музыке!

М.Ю. Лермонтов.

1.Работа по теме урока.

Слово учителя.

Более тысячи лет живет православие на Руси.

Святая Русь. В ее судьбе слились воедино прошлое, настоящее и будущее.

Святая Русь. Она поражает нас проникновенностью молитв и духовной возвышенностью песнопений, нетленной красотой икон и благородным величием храмов.

Православную Церковь приметишь сразу. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные колокола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.

Храм-это дом, посвященный Богу,

Храм-это общей молитвы зов.

Храм-это свечи, кресты, иконы…

Храм- это светлая песнь веков.

Архитектуру церквей часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Ученик 1:

Его я видел много раз,

Но близко та к- впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что храм поёт

Застывшей красотою.

(Татьяна Шорохова)

Учитель:

Каждый храм посвящён Богу и носит имя того или иного религиозного события или святого.

(показ храмов)

-Как вы считаете, почему архитектуру церквей называют «застывшей музыкой» или «музыкой в камне»?

Ученик 2:

Храм Божий на горе мелькнул

И детски- чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицания, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой».

(Н.А. Некрасов «Родной храм»)

Учитель:

Ребята, давайте тихо и благоговейно войдём в храм вместе с музыкальным произведением, которое называется «В церкви» из «Детского альбома» русского композитора П.И. Чайковского.

Слушание произведения П.И. Чайковского «В церкви».

(во время звучания показать детям внутреннее убранство церкви)

Учитель:

В храме всё устроено так, чтобы помогать людям молиться, пробуждать духовные, возвышенные чувства. В церкви любой человек прежде всего обращает свой взор к иконам: большие и малые, яркие и нарядные, новые и потемневшие от времени, они украшают приделы храма и иконостас.

(обратить внимание на стенд «Православные иконы»)

Сегодня нет человека, даже мальчишки и девчонки, которые никогда бы не видел иконы или хотя бы не слышал о ней. Как бесценные сокровища древней живописи хранятся сегодня лучшие их образцы в крупнейших музеях мира. По телевизору нам не раз показывали и рассказывали, как доблестные таможенники пресекали незаконную перевозку через границу старинных икон. Иконы нынче в моде. Они стали предметом купли-продажи.

А ведь любой верующий ценит икону не за её древность или цену. Она, занимающая почётный красный угол в доме, для него воплощение Бога или его учеников. А сколько жарких, из сердца идущих молитв слышат каждый день образа в любой церкви! Так что же такое «икона»?

В переводе с греческого «икона» означает «образ». Образ Иисуса Христа, Богоматери и святых. Не сам Бог, а его изображение. Поэтому люди молятся не иконе, а тому. Кто на ней изображён.

В древности иконы писались монахами. Прежде чем приступить к работе. Они долго постились, молились. Краски разводились на яичном желтке и святой воде. Многие вышедшие из-под кисти образа считались чудотворными. Они будто бы исцеляли людей от болезней, останавливали мор, в засуху призывали дождь на поля.

Ученик 3:

Одна из самых первых икон - икона спас нерукотворный в преданиях говорится, что сам спаситель оставил людям своё изображение. Умывшись, он отёр пречистым лик свой полотенцем, и чудесно отобразился на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим Нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей. Так появилась икона «Спас Нерукотворный».

(показать икону)

Учитель:

В его смиренном выраженье

Восторга нет, ни вдохновенья,

Но мысль глубока легла

На очерк дивного чела.

Ложась вкруг уст Его прекрасных,

Слегка раздвоена брада,

Таких очей благих и ясных

Никто не видел никогда.

(А. Толстой)

Во время различных служб в храме звучат молитвы на

церковнославянском языке.

Одна из главных молитв - «Отче наш». Молитва эта называется «Господнею», потому что дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам , когда они просили Его научить , как им молиться.

(иллюстрация)

«Он сказал им: когда молитесь, говорите:

(звучит запись молитвы «Отче наш» во время богослужения)

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твоё.

Да придет Царствие Твоё.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша , якоже и мы

Оставляем должникам нашим.

И не введи нас во искушение.

Но избавь нас от лукавого.

Яко твое есть Царство, и сила, и слава во веки.

Аминь.


Отец наш небесный! Да будут все прославлять и любить Тебя! Да наступит твое Царство, да будет воля Твоя исполняться на земле людьми так, как теперь она исполняется Ангелами на Небе! Дай необходимо нам для поддержания жизни! Прости нам, в чем мы виноваты перед Тобою, как и мы прощаем тех, кто виноват перед нами. Не дай нам впасть в грех и избави нас от лукавого (т.е. от злой силы, сатаны.)

Музыкальный характер этого песнопения всегда строг. В нем подчёркивается важность каждого слова молитвы. Многие композиторы писали хоровые произведения на текст молитвы<<Отче наш.>> Образец такой музыки - <<Отче наш>> П.Чайковского. При внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства. Это искренняя и страстная молитва, чистая и возвышенная.

Слушание П. Чайковский <<Отче наш >>

- Какие мысли и чувства вызывает у вас высокое искусство православного церковного пения?

Образ Святой Руси всегда связывался храмом, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами, с церковным песнопением, которое пришло на Русь вместе с христианством. Когда князь Владимир отправил своих послов в Византию для «испытания веры», их пленило цареградское богослужение, отмечавшееся великолепием и пышностью. Но больше всего им пришлось по душе пение. Они, по собственному их признанию, не знали, где находятся - на земле или на небесах.

В десятом-одиннадцатом веках в Киеве стали часто приезжать греческие певцы, появились церковные хоры. Заимствовав византийское осьмогласие ( восьмигласие )-мелодическую систему, служившую основой пения - наши предки стали переводить греческие тексты на русский язык. При переводе надо было менять и ритм мелодий -и пение принимало новый, наученных ,,певской премудрости" : монах Киево-Пичерской лавры Стефан, новогородец Кирик и владимирец Лука. ,,Степная книга"с гордостью отмечала, что в Русской земле существует ,,ангелоподобное пение изрядное"

В различных частях России, в разных княжествах существовали свои певческие школы.

С 15 века повсеместно распространялось, как тогда говорили, красное пение - старинный торжественный распев. В церквах его называли домественным пением , от греческого слова ,,доместик" - руководитель церковного хора , или как его еще называют, - регент

Ученик 4

В Москве в начале XVI в. Был создан первый придворный хор, состоявший из лучших мастеров певческого искусства . Певицы именовались государственными певческими дьяками. Они состояли в личном штате царя, участвовали в царских богослужениях. Пели на приемах и даже сопровождали государя в походах и парадных выездах. Во времена Ивана Грозного прославились крупнейшие собственные певческие школы, такие, как Федор Христианин и Иван Нос, создававший собственные певческие школы. А сам царь Иван Грозный написал несколько произведений для царского хора, которые исполняются поныне.

Ученик 5

В середине XVI в. священникам и дьякам было предписано брать детей всех сословий для обучения "грамоте, книжному письму и церковному пению псалтирному. В школах выучивали основной певческий репертуар, умели читать "по крюкам" - своеобразной нотной записи. Со временем "крюки" сменились современными нотами. А церковных хор как был, так и остался отлично школой для одаренных детей.

IV Слушание

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что не придет назад

(А.Блок)

Учитель:

Сейчас прозвучало музыкальное произведение П. Чеснокова "Ангел вопияше " в стихотворение А.Блока

В церковных хорах проявились таланты многих великих отечественных певцов, таких, как, например, Ф. Шаляпин, И. Козловский.

Ученик 6

Из воспоминаний Ф.Шаляпина:

"Кажется мне, однако, что если есть в церкви опиум, то это именно - песня, священная песня, а может быть, и не священная , потому что она, церковная песня, живет неразрывно с той простой равнинной песней , которая , подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни.

…Много горького и светлого в жизни человека, по искреннее воскресение - песня. А истинное вознесение - песнопение. Вот почему я так горд за мой певческий , может быть , и несуразный ., но певческий русский народ…"

В православной Руси с собой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Рядом с каждой церковью выситься колокольня или звонница. С давних времён колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. На Руси колокола появились в Х веке и стали неотъемлемой частью церковных обрядов.

Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Родилось искусство русских звонарей, которые от века к веку усовершенствовали своё мастерство.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

(А.К.Толстой)

А вы знаете, ребята, что существует несколько видов колокольного звона. Мы познакомимся с некоторыми.

(слайд «Виды колокольных звонов»)

Благовест- звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.

В Ростове Великом до наших дней сохранилась колокольная звонница Успенского Собора. Послушайте. Как гудит самый большой колокол, отлитый в 1688 году ростовским мастером Флором Терентьевым. У колокола даже есть своё имя - Сысой. Весит он 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

(Слушание звона)

Перезвон - был одним из самых древних и распространенных звонов. Звонари по очереди ударяли по несколько раз в каждый колокол от самого большого до самого маленького. В конце раздавался удар всех колоколов.

(Слушание звона)

Праздничный трезвон - звон во все колокола трижды. Он звучит в церковные праздники. Трезвонят в первый день Рождества, и на Пасху, и на храмовые праздники, и в воскресенье тоже трезвонят. Исполняют его несколько, порою до пяти звонарей.

(Слушание звона)

Будничный звон - резко контрастирует с праздничными звонами. В нем участвуют только средние колокола. А исполняет звон только один звонарь.

(Слушание звона)

Во время пожара, бедствия или другого происшествия раздавался звон одного наиболее звучного колокола. Такой звон назывался набатным или всполошным. В древности набатные колокола также называли вечевыми, т.к. ими созывали новгородцев и псковитян на вече - народного собрание.

А иной раз набатные колокола отправляли в ссылку. Так, Иоанном был вывезен набатный колокол из Новгорода, Борисом Годуновым был сослан из Углича в Тобольск колокол, возвестивший об убийстве царевича Дмитрия. Отправляли в ссылку не только сам колокол, но и его звонарей.

Набатные колокола связаны с исторической судьбой России.

(слушание набатного звона)

Вот такой богатый язык у колоколов! Гул минувших столетий доносят они, сохраняя величие духа народа и таланта мастеров-умельцев.

Есть в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» такие кадры: рыдает от счастья отрок Бориска, которому по наитию, силою таланта удалось создать великолепно звучащий колокол. Не только в те далёкие времена, но и поныне отливка колоколов - дело сложное, требующие не только огромного труда, но и знания секретов металлов и их сплавов.

Ученик 7:

В России уже в 15 веке появились собственные заводы по отливке колоколов, на которых создавались истинные гиганты. Так, самый большой, самый известный не только у нас в стране, но и во всем мире - это Царь-колокол, стоящий на каменном постаменте Московского Кремля.

Ему нет равных не только по размеру, но и по красоте художественного литья. Общий вес этого гиганта - 200 тонн, диаметр - 6 м 80 см.

Ученик 8:

Отлично это чудо русскими мастерами. Отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 гг.Материалом для него послужил его предшественник, тоже колокол- гигант. К 8 тысячам пудов полученного из него сплава Маторин добавил еще 5 тысяч пудов металла.

Однако судьба этого гиганта трагична. Царь - колокол ещё находился в литейной яме. Когда рядом с ним вспыхнул пожар. Когда деревянные леса загорелись, их начали заливать водой, от резкого перепада температуры раскаленный металл дал несколько трещин, а большой кусок весом 11.500 кг и вовсе откололся.

Учитель:

Колокольные звоны оказали огромное влияние на творчество русских композиторов - М. Мусорского, Н Римского-Корсакова, П. Чайковского и многих других.

Одно из таких произведений - опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ее основе лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар - погружение его под воды озера Светлояр. В музыке оперы слышны интонации церковных песнопений, молитв, слышен перезвон церковных колоколов. Один из ярких эпизодов оперы - «Вхождение в невидимый град»,в котором слышится звон колоколов церквей невидимого города, отраженного в озере.

Слушание: «Вхождение в невидимый град». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 4 действие. Фрагмент.

2.Беседа по вопросам.


  1. Какими музыкальными средствами создаётся образ невидимого града в опере Н. Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

  2. Иоанн Златоуст, один из столпов христианской веры, говорил:

«Ничто так не возвышает душу,

Ничто так не окрыляет её[…]

Как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».

Как вы считаете, о какой музыке идёт речь?

  1. Как вы можете объяснить возвышенный характер хорового церковного пения?

  2. Почему музыкальный характер песнопений «Отче наш» отличается подчёркнутый строгостью? Вспомни, что является главным в православном пении.

3. Итог урока.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души, тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чем - то неземном,

Преданье тёмное о том, что было ясным,

И упование того, что будет вновь;

Души, настроенной к созвучию с прекрасным,

Три вечные струны.

Молитва, песнь, любовь!

(Пётр Вяземский)

Прав был русский поэт М.Ю. Лермонтов, утверждавший:

«О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!»

.

11

© 2010-2022