Мастерская человеческих возможностей

Предлагаю вниманию педагогов-музыкантов, классных руководителей, педагогов-организаторов материал для интересного и необычного занятия с детьми среденей и старшей школы. Данный материал раскрывает тему возможностей человеческого голоса:           - для чего человеку голос           - важность голоса в жизни каждого            - целительная сила звуков и звукосочетаний            - голососберегающие технологии            - упражнения для развития, разогрева и улучшения речевого голоса            ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерская человеческих возможностей.

Для чего человеку нужен голос?

Для чего человеку нужен голос? Скажите, осознаете ли Вы важность своего ГОЛОСА? И если да, то уделяете ли ему достаточное ВНИМАНИЕ? Голос - это природный инструмент для самооздоровления, снятия стрессов и напряжений. И если глаза - это зеркало души, то голос - это наша Душа и есть, в виде ЗВУКА! :)

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии (в частности - т.н. мантры) и в Китае.

  • звук [и] прочищает нос, лечит глаза

  • звук [и] укрепляет горло и голосовые связки

  • звуки [в], [н], [м], [э] улучшают работу головного мозга

  • звуки [ц], [к], [щ], [и] лечат уши

  • звуки [у], [ы], [х], [ч] улучшают дыхание

  • звуки [о], [а], [с], [м], [и] лечат заболевания сердца

Голос необходим каждому человеку, так как голос является своего рода визитной карточкой человека. 80% информации от человека идет через голос, а не речь.

Голос великий дар человечеству. Недаром восточная мудрость гласит: «человек без голоса, что птица без крыльев».

Голос - это ваше второе лицо. От того, какая энергетика исходит от вашего голоса, зависит восприятие вас людьми. Насколько ваша речь будет заразительна и увлекательна для собеседника зависят дальнейшие результаты общения.

Уже не секрет, что голос это величайший инструмент взаимодействия людей, который может сделать его умелого обладателя харизматичным лидером или интригующим рассказчиком!

ГОЛОС для женщины - не менее сильное оружие, чем ее внешний вид. К примеру, слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее волшебным голосом. Когда эта царица хотела потрясти воображение какого-нибудь впервые прибывшего к ней мужчины, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос Клеопатры при этом сводил слушателя с ума и создавал царице особую ауру необыкновенно привлекательной женщины.

Что же такое здоровый голос?

Это:

  • свободный, яркий, сильный, выразительный, льющийся голос;

  • возможность говорить и петь часами без физической усталости и осиплости голоса;

  • виртуозное владение голосом и интонацией;

  • умение общаться и располагать к себе собеседников и партнеров;

  • хороший уровень энергетики и общего здоровья.

Есть две причины, по которым голос плохо звучит и не слушается:

  1. «Грязные» резонаторы. Это полости, в которых наш голос обретает тембр (внешнюю красоту) и силу.

У младенцев - эти полости чистые. Поэтому голос сильный и звонкий. Но далее - грязь от выхлопных газов, сигаретного дыма, пыль, смог - все это откладывается на наших резонаторах. И, если их не чистить регулярно - всё это накапливается в процессе жизни и приводит к тому, что голос вообще перестает звучать. Представьте себе рояль, дека которого вся в пыли, грязи, струны не подтягивали лет 20. Будет ли он издавать чистый звук? Вряд ли. Скорее всего, он будет фонить, скрипеть и звучать фальшиво. Также и с голосом. Стоит Вам прочистить свои резонаторы - мгновенно улучшается тембр и сила Вашего голоса.

2. Зажимы в горле. Это вторая причина.

Бывало у Вас так, что Вы хотите что-то сказать или спеть, а голос не слушается Вас и звучит фальшиво? Это как раз те самые зажимы. Они нарабатываются тоже с детства, когда ребенку говорят «ТИШЕ, ЗАМОЛЧИ» и т.д. Горло зажимается, сужается, и не пропускает Ваш голос, искажает его, зажим гортани возникает вследствие следующих факторов: неуверенности, суеты, страха. Неуверенность в себе, суета в делах, страх - основные причины зажимов гортани.









Упражнения для развития голоса,

для разогрева и улучшения речевого голоса.

  • Прямо сейчас сядьте ровно! Ноги на полу, не перекрещивать! Выпрямите и приподнимите грудь! Опустите плечи! Втяните живот! Ваша задача - озвучивать процесс выдоха. То есть, Вы вдыхаете воздух как обычно, через нос! А выдыхаете тоже как обычно, но, издаете при этом любой свободный звук, без каких-либо усилий! Челюсть у Вас при этом чуть приоткрыта и максимально расслаблена. Звук, который у Вас получается - скорее всего будет напоминать стон! Дело в том, что именно стон - это природный способ исцеления и расслабления! Вспомните, когда у человека что-то сильно заболит - так, что невозможно терпеть! Что делает человек в таких случаях?

Стонет!

Выполнять упражнение можно 3-4 минуты в день - для профилактики, и заодно, для расслабления зажимов гортани (если они есть). Во время выполнения упражнения - продолжительность, высота и окраска звука не имеет значения. Главное - чтобы он выходил из Вас легко, без усилий, максимально естественно. В этом случае, Ваш голос с каждым днем будет звучать все лучше и лучше!

  • Для того, чтобы улучшить звучание нашего голоса, нужно добавить низкие обертоны, которые появляются у нас в груди. В трахее. Поэтому при выполнении этого упражнения особенное внимание следует обратить на грудь. Упражнение выполняется очень просто:

Прежде всего - сядьте ровно! Помните про осанку? Грудь приподнята, плечи расправлены! Издаем сигнал, напоминающий согласие - закрытым ртом. Негромко и максимально свободно - в удобном Вам темпе. Голос идет максимально вниз, задействуя при этом всю трахею, а потом, чуть-чуть вверх. Только без усилий и напряжений. Все должно быть естественно. Обращайте внимание на то, как у Вас звучит грудь.











УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗОГРЕВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА.

Вам предстоит деловая встреча, выступление или просто хочется быстро привести свой голос в полную «боеготовность»? Для этих целей хочу предложить Вам упражнение, которое использовал в свое время еще Федор Шаляпин, который любил всех животных, в том числе, и собак. Каждое утро он начинал с того, что становился на колени перед своим любимым бульдогом Булькой и начинал на него РЫЧАТЬ! А Булька на него рычит. Порычав минут 5, Шаляпин начинал ЛАЯТЬ! А Булька на него! Булька в данном случае служила идеальным камертоном природного голоса. Ведь у всех животных и птиц, также как и у всех без исключения людей до трех лет - природные голоса. Первым делом - выпрямите спину и расправьте плечи! Осанка - Великая штука! Грудь приподнята, живот втянут и расслаблен! Начинается упражнение примерно как природный тон. То есть, свободным естественным звуком. После этого, не прерывая звучание (на одном выдохе) - Вы театрально смеетесь 3 раза! Ярко и уверенно! Примерно так - «ХА-ХА-ХА». Голос при этом идет глубоко из груди. Таким образом - идеально прозвучивается вся трахея, которая как раз дает глубину, силу и мягкость звучания голоса. Достаточно выполнить это упражнение 4 раза, чтобы Ваш голос моментально зазвучал лучше. Попробуйте.

Для прочистки грудного резонатора (особенно важен для разговорной речи) - хорошо использовать звук «Гх» (украинское мягкое Г). Например, произносите или пропевайте на разный манер имя «Гхаля».

Для прочистки лицевого резонатора (особенно важен для чистого пения) - хорошо использовать звук «Иии», а также, звук «Ннн» (особенно, в английском произношении как в словах "spring", "morning"). Тоже можно импровизированно звучать на этих звуках.

















Интонация

Всякая речь обращена к другому человеку и рассчитана на то, чтобы повлиять на него, изменить ход его мысли, умственно обогатить его, направить его поведение в определенную сторону. Целью воздействия на человека во многом определяется отбор слов, предложений и особенно интонация речи. Одно и то же слово, например «встаньте», приобретает в разных ситуациях разную интонацию: оно может быть понято и как просьба, и как требование, как совет, как предупреждение, как приказание.

Интонации - имеют наибольший вес и силу воздействия. Сила интонации - напрямую зависит от развития личности человека. Чем больше человек впитал в себя различных эмоций, чувств, состояний, знаний и умений - тем богаче его палитра интонаций. В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей. Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом: ...В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, - наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов (диезы, бемоли, синкопы, динамические оттенки и т. п.).

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу. Лексические и грамматические средства языка не определяют характера речевого воздействия. Одни и те же слова («советую», «прошу», «требую», «умоляю») могут употребляться в разных речевых воздействиях. Вместе с тем в интонации обнаруживается и состояние говорящего: утомление, общая возбужденность, уверенность или неуверенность в себе и т. п. Все это отражается на интонации речи, которая немало влияет на возможность добиться той цели воздействия, к которой стремится говорящий. На интонацию речи поэтому должно быть обращено особенное внимание учителя, когда он стремится воздействовать на учащихся, побудить их к тем или иным действиям.

Ниже приводится стихотворение-упражнение для выработки различных интонаций. Стихотворение необходимо прочитать с теми эмоциями, которые указаны в тексте. Необходимо придерживаться высказывания известного музыковеда и музыкального критика Б.В. Асафьева:

«Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость - словом, всю гамму чувствований»

Мастерская человеческих возможностей



© 2010-2022