ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5-7 КЛАССЫ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 9»

М.И. Макаров _____________

Приказ № _____ от _________




Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»

5-7 класс













Мегион, 2015


Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.










Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» (рекомендована Министерством образования и науки РФ) в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа предназначена для изучения курса музыки в 5-7 классах средней общеобразовательной школы, что должно обеспечить высокую музыкальную культуру.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Содержание данной учебной программы реализует принципы и задачи «Программы воспитания и социализации обучающихся», «Программы коррекционной работы» основного общего образования, которые являются структурным компонентом ООП ООО МАОУ «СОШ № 9».

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, на постижение произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыкального искусства направлено на развитие:

- эмоционально-нравственной сферы школьников;

- способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

- способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений;

- образного мышления и творческой индивидуальности;

- освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

- воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Актуальность и важность курса «Музыка» в том, что в настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен звуками. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон. Данная программа учить ребенка воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность. Этому способствует внедрение в инструментальную учебную деятельность обучения игре на блокфлейте. Эта деятельность активна в пятых и шестых классах, что поддерживает связь с начальной школой. В седьмых классах обучение проходит по желанию детей. Такое направление значительно расширяет как музыкальные, так и познавательные возможности обучающихся. Занятия на уроках подкрепляются обучением во внеурочное время инструментальным коллективным музицированием.

Изучение предмета «Музыка», в части формирования у обучающихся музыкального мировоззрения, освоение музыкальных знаний, практических применений основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Литература», «География», «Русский язык», «Мировая художественная культура».

Материально-техническое обеспечение описано в настоящей программе, его изменение фиксируется в паспорте учебного кабинета. Информационно-методические условия также отражены в программе.

Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется приложением к данной программе. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы.

Данная программа реализуется на период действия учебно-методического комплекса, который указан в ней.

Оценивание результатов освоения данной учебной программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО МАОУ "СОШ №9".

Общая характеристика учебного предмета

Учебное содержание курса музыки логически развивает идею начальной школы - формирование основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» в основной школе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства.

Приоритетные задачи и направления обучения музыки:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пения, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Содержание учебного предмета может реализовываться в различных формах, в т.ч. нетрадиционных: экскурсии, общешкольные мероприятия, лекции и другое.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета определяется своей последовательностью и пропорциональностью на весь период обучения для получения основного общего образования. Определяется учебным планом, который представлен в основной образовательной программе основного общего образования.

Предмет «Музыка» реализуется с 5 класса и представлен в учебном плане своей частью:


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

Музыка

34 часа

35 часов

35 часов

35 часов

35 часов

174 часа

Данная структура поддерживается учебно-методическим комплексом, о котором сказано в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (5-7 классы)

Личностные результаты:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

  • Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  • Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей.

  • Признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  • Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения планированных результатов.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

  • Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

  • Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

  • Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа.

  • Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.).

  • Эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

  • Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

  • Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии.

  • Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Содержание учебного предмета

Основное содержание образования в данной программе представлено следующими содержательными линиями:

Музыка как вид искусства.

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

5 класс

В соответствии с предложенной программой тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Содержание образовательной программы раскрывается в 2-х крупных разделах:

  1. Музыка и литература.

  2. Музыка и изобразительное искусство.

Данные разделы предусматривают изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает». Это единство с «жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами». Кроме того, они призваны научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы на этом этапе является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

  • слушание музыки,

  • выполнение проблемно-творческих заданий,

  • хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

  • литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г. Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

  • изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

  • историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

  • мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Музыка и литература.

Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Опера. Балет. Превращение песен в симфонические мелодии.

Музыкальный материал: В. Локтев «Песня о России», А. Пахмутова «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», С.В. Рахманинов «Вокализ мелодия из концерта №3», П.И. Чайковский «Грустная песенка», П.И. Глинка «Жаворонок» (романс), М. Балакирев «Жаворонок» (пьеса-фантазия), Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (кантата), Н.А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), К. Хачатурян «Чипполино».

Дополнительный материал: портреты С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, А.М. Горький «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Б. Пастернак «Музыка» (стихотворение).

Разучивание музыкальных произведений: В. Локтев «Песня о России», А. Пахмутова «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Г. Свиридов «Поет зима аукает», Н.А. Римский-Корсаков «Песня про татарский полон».

Музыка - главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе есть у всех народов мира? Музыка - главный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант». Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах.

Музыкальный материал: Д.Б. Кабалевский «У лукоморья», Н.И. Аладов «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», А.П. Бородин «Квартет №2» (фрагмент из 3 части), В.А. Моцарт «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Э. Григ «Концерт с оркестром» (1 часть), М. Таривердиев «Маленький принц», А. Варламов «Горные вершины», М.И. Глинка «Жаворонок», В. Галь «Конь», Г. Свиридов «Тройка», Р. Роджерс «Звуки музыки», Е. Крылатов «Колокола».

Дополнительный материал: И.А. Крылов «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), И.С. Тургенев «Певцы» (отрывок из рассказа), А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма), К.Г. Паустовский «Старый повар» (отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), А. Гайдар «Судьба барабанщика» (повесть).

Разучивание музыкальных произведений: Д.Б. Кабалевский «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», М. Таривердиев «Маленький принц», В. Галь «Конь», Р. Роджерс «Звуки музыки».

Музыка и изобразительное искусство.

Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку?

Музыкальный материал: В. Белый «Орленок», Н.А. Римский корсаков «Три чуда», К. Листов «Песня о тачанке», Е. Крылатов «Крылатые качели», А.П. Бородин «Богатырская симфония» (фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Л. Бетховен «Кориолан» (увертюра), С.С. Прокофьев «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), С. Никитин «Песня о маленьком трубаче», М.П. Мусоргский «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Рассвет на Москва-реке» (из оперы «Хованщина»), Г. Струве «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы «Война и мир»), М.И. Глинка «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), «Рондо Фарлафа» (из оперы «Руслан и Людмила»), Э. Григ «Утро», В. Баснер «С чего начинается Родина».

Дополнительный материал: М. Врубель «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Л.М. Головницкий «Орленок» (скульптура), М.Б. Греков «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), В.М. Васнецов «Три богатыря» (репродукция картины), И. Глазунов «Два князя» (репродукция картины), П. Корин «Александр Невский» (репродукция картины), И. Репин «Протодьякон» (репродукция картины), В.Е. Перов «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), В. Гартман «Часы с кукушкой», И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин), Л.Н. Толстой «Война и мир», В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины).

Разучивание музыкальных произведений: Е. Крылатов «Крылатые качели», С. Никитин «Песня о маленьком трубаче», Г. Струве «Музыка», С.С. Прокофьев «Ария Кутузова».

Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства.

Музыкальный материал: С.В. Рахманинов «Прелюдия соль диез минор и соль мажор», «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся», Д. Покрасс «Марш Буденного», М. Равель «Хабанера», Я. Френкель «Погоня», К. Дебюсси «Ноктюрн» (пьеса), «Празднества», «Лунный свет», А. Журбин «Планета детства», русская народная песня «Вечерний звон», И. Стравинский «Петрушка» (фрагменты балета), Ф. Шуберт «Аве Мария».

Дополнительный материал: Э. Грабарь «Февральская лазурь», Степанов «Цугом» (репродукции картин), А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (отрывки), М. Греков «Трубачи Первой Конной» (репродукция картины), К. Коровин «Бульвар Капуцинов», К. Моне, К. Коро (репродукции картин), И. Левитан «Вечерний звон» (репродукция картины), Б. Кустодиев «Масленица» (репродукция картины), Рафаэль «Сикстинская мадонна» (репродукция картины), «Покров Богородицы» (репродукция иконы).

Разучивание музыкальных произведений: В. Баснер «С чего начинается Родина?», Я. Френкель «Погоня», А. Журбин «Планета детства».

6 класс

Программа этой ступени обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в программе для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

В соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах:

  1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

  2. Мир образов камерной и симфонической музыки.

Школьники постепенно проникаются сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. Происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

В чем сила музыки? Наш вечный спутник. Музыка - душа времени. Какой бывает музыка? Проблема добра и зла. Устремление музыки - только ввысь, только к свету. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Единство музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм - основа музыки.

Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. опера «Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский».

Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины).

Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки».

Мир образов камерной и симфонической музыки.

О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия - душа музыки. Звук, который выражает слово. Мелодии, звучавшие много веков назад. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Содержание полифонии. Виды полифонии. Единство содержания и формы. Фактура - способ изложения музыкального материала. Недаром помнит вся Россия. Музыкальные тембры. Чудесное в сфере музыки. Творческий путь Р. Корсакова. В чем сила музыки?

Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным-давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор-французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

Дополнительный материал: Портреты композиторов. Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.

Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я - фронт», Мигуля В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным-давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев-Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня - сказ о Мамаевом кургане».

7 класс

В соответствии с предложенной программой на данном этапе раскрывается содержание в двух крупных разделах:

  1. Особенности драматургии сценической музыки.

  2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

В разделе «Особенности драматургии сценической музыки» с первых уроков школьники постепенно проникаются сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. Таким образом, все тесно связывая в музыкальную драматургию, которая может быть представлена сценической музыкой, которая выражает образы, их взаимодействия. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению). Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некое магическое единство художественного замысла и его воплощения. Выявляется сущность определения «форма драматургии в музыке».

Раздел «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» обращен к воплощению проблемы вечной связи времён. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность, путем сравнения, устанавливать, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Особенности драматургии сценической музыки.

Музыкальный образ. Образное богатство в музыке. Образ света и истины, битвы за жизнь на земле против войны. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости, Образы боевого духа, гнева и борьбы. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Музыка отражает жизнь. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти. Проявление музыкального в музыке. Образное богатство.

Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира» Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс».

Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке.

Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве».

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета и оперы. Столкновение двух образов - основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений.

Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский-Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка», Чайковский П.И. увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа», Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака».

Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, портреты композиторов, иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы.

Разучивание произведений: Дубравин Я. «Песни наших отцов», «Сочинение о весне», Высоцкий В. «Звезда», «Песня про татарский полон», Дубравин Я. «Сочинение о весне», Тухманов Д. «День победы», Егоров В. «Облака».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

  • Артемова Н.И.: методическое пособие выпуск №1 «Мегионские свирельки».-М.:ООО «ПолиграфИнвест-сервис»

  • Артемова Н.И.: методическое пособие выпуск №2 «Мегионские свирельки».-М.:ООО «ПолиграфИнвест-сервис»

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П.., Кашекова И.Э.: сборник рабочих программ «Музыка искусство».-М.. Просвещение

  • Музыка. 1-7 класс .Комплекс уроков по музыке для учителя: учебно-методическое пособие .-М.. Просвещение (Критская Е.Д., Сергеева Г.П.., 2012г.CD - дисках )

Дополнительная литература:


  • Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

  • Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

  • Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

.

Наглядные пособия:

№ п/п

Наименование, описание, маркировка

Кол-во

1

Портреты композиторов

20

2

Картины инструментов

13

3

Колокольчики звуковысотные

24

4

Колокольчики простые

20

5

Бубенчики маленькие

10

6

Бубны

4

7

Молоточки большие

3

8

Молоточки маленькие

23

9

Дождь

1

10

Маракасы

10

11

Погремушки

12

12

Санквылтап

3

13

Тариг-сип-ив

2

14

Маракасы

20

15

Шумовые яички

12

16

Ложки

50

17

Свирели

26

18

Блок флейты

30

19

Трещотки

6

20

Металлофон

4

21

Треугольники

4

22

Джеме

1

23

Детская перкуссионная установка

1

24

Большой набор перкуссии

1

25

Детские стаканы

25

26

Палочки

20

27

Бинг

1

28

Детское пианино

2

29

Фортепиано

1

30

Баян

1

Информационно-коммуникативные средства:

  • Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий». ООО «Уральский электронный завод».

  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо».

  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС».

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо».

  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт».

Технические средства обучения:

  • Проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Школьная меловая доска.

  • Магнитная доска.

  • Принтер.

  • Персональный компьютер.

  • Звуковые колонки.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

5 класс

По окончанию 5 класса школьники научаться:

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

  • Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

  • Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;

  • Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении. Свободном дирижировании.

  • Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки всех видов искусства.

  • Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения.

  • Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

  • Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

  • Определять характерные признаки музыки и литературы

  • Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

  • Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

  • Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

  • Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

  • Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действиях.

  • Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

  • Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

  • Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях ит. П. со сверстниками и родителями.

  • Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

  • Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

6 класс

По окончанию 6 класса учащиеся научатся:

  • Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

  • Характеризовать музыкальные произведения( фрагменты)

  • Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров

  • Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образцы.

  • Наблюдать за развитием музыкальных образов.

  • Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

  • Владеть навыками музицирования: исполнения песен(народных, классических, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

  • Разыгрывать народные песни

  • Участвовать в коллективных играх-драматизациях.

  • Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

  • Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

  • Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

  • Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Включая музыкальные коллективы и др.

  • Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

  • Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

  • Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства

  • Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере)

  • Приводить примеры преобразующего влияния музыки

  • Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений(инструментальных, вокальных, театральных).

  • Исполнять музыку, передавая её художественный смысл

  • Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность

  • Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона

  • Ориентироваться в джазовой музыке. Называть её оотдельных выдающихся исполнителей и композиторов

  • Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

  • Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за её пределами

  • Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе.

  • Выполнять задания в своей тетради

  • Защищать творческие исследовательские проекты( вне сетки часов)

7 класс

По окончанию 7 класса школьники научатся:

  • Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству

  • Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств. Различать их особенности

  • Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

  • Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, и стилей, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке

  • Понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности

  • Осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

  • Проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей)

  • Разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения(театры, оперы и балеты, концертные залы и музеи)

  • Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки разных эпох

  • Применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


___________________________________________________________________________________________________________Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9»

Рабочая программа учебного предмета «Музыка», 5-7 класс 17

© 2010-2022