- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыкальному искусству В стране сказочных образов балета
Конспект урока по музыкальному искусству В стране сказочных образов балета
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Марунич М.Ю. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «В стране сказочных образов балета»
Цель: на примере балета С. Прокофьева «Золушка» расширить представления учащихся о роли либретто в музыкальном искусстве; углубить знания учащихся о творчестве С. Прокофьева; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма и навыки игры на элементарных музыкальных инструментах; воспитывать чувство красоты и добра.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Фрагменты из балета «Золушка» («Па-де-шаль», «Аморозо»); Н. Май. Песня «Родная школа».
Наглядные пособия: портрет С. Прокофьева, фотофрагменты из балета «Золушка».
Оборудование: музыкальный инструмент, магнитофон, Фонохрестоматия.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, обобщения и закрепления изученного материала.
Ход урока
І. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
ІІ. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний учеников.
Учитель. Дети, давайте вспомним, с каким жанром музыки мы познакомились на предыдущих уроках?
(Ответы учеников: это - опера).
Учитель. Что же такое опера?
(Ответы учеников).
Учитель. Итак, в опере главным является пение. А какие еще вокальные жанры есть в музыке?
(Ответы: песня, романс, гимн, дума…).
Учитель. Сегодня мы познакомимся с таким жанром, в котором литература присутствует бессловесно. Думаю, стихотворение поможет вам вспомнить этот жанр:
«Лебединое озеро» он и «Щелкунчик».
Люди любят его, он в этом везунчик.
(Балет)
Он в искусстве - принц прекрасный,
Танцуют его много лет.
Он и старинный и современный,
Классический танец … (балет)
Учитель. Балет - волшебное царство музыки и танца. Для создания балетного спектакля также необходимо либретто. Вспомним, что такое либретто?
(Ответы: краткое изложение содержания оперы, балета, фильма и т.д.).
Учитель. Итак, балет - это музыкально-драматическое произведение сценического действия, содержание которого воплощается с помощью танца (хореографии).
Вопрос: вспомните, музыку из некоторых балетов, которые мы с вами слушали в младших классах?
(Ответы: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Хачатуряна).
Учитель. Сегодня мы послушаем фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьева. Выдающийся российский композитор С.С. Прокофьев (1891-1953) родился в украинском селе Сонцовка в Донецкой области. С раннего детства он любил музыку и сказки. По сказочным сюжетом композитор создал много ярких музыкальных произведений: симфоническую сказку «Петя и Волк», «Любовь к трем апельсинам», фортепианные «Сказки старой бабушки», балет «Сказание о каменном цветке» и другие. Один из самых красивых произведений С. Прокофьева - балет «Золушка», созданный по сказке французского писателя Шарля Перро.
Вопрос: поднять руки тем, кто знает содержание этой сказки.
(Дети поднимают руки).
Учитель. Сегодня мы послушаем два контрастных по звучанию фрагмента из балета. 1-я сцена называется «Па-де-шаль». Действие происходит в доме отца Золушки. Сестры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Вдруг сестры начинают ссориться.
Задание: послушайте этот фрагмент и ответьте на вопрос: как меняется характер музыки, какие инструменты изображают этот характер?
(Ответы учащихся).
Учитель. А теперь послушаем 2-й фрагмент из балета - «Аморозо». Принц и Золушка - в ночном цветущем саду. Они счастливы и влюблены друг в друга.
Вопрос: как музыка изображает настроение героев? Средства музыкальной выразительности помогают раскрыть характер музыки?
(Ответы учащихся).
Вопрос: подумайте, что общего и отличного между этими двумя танцами?
(Ответы учащихся).
ІІІ. Вокально-хоровая работа и музыкальная грамота.
Учитель. Дети, сравните два песнопения (учитель два раза поет трезвучие, в первом случае делает остановку).
(Ответы учащихся).
Учитель. Так, в первом случае я сделала остановку. В музыке эта остановка называется - пауза. Таким образом, пауза - это перерыв в звучании, знак молчания.
Учитель. Сейчас я спою две песни - «Лужа» и «Песня о коньке».
Задание: сравните, одинаковые в этих песнях паузы по длине.
(Учитель поет и хлопает в ладони ритм песен, а во время паузы разводит руки).
(Ответы учащихся).
Учитель. Верно. В первой песни я широко разводила руки - пауза длинная. Во 2-й - коротко разводила руки - пауза короткая. В музыке длинная пауза называется - четвертная. А короткая называется - восьмая.
(На доске записана нотами попевки: «Дорогой мой Петрик»).
Учитель. Определить порядок песни, какая в ней использована пауза?
(Ответы учащихся).
Творческое задание 1 (ритмично вокальные импровизации): спеть песню дуэтами, хлопая ритм мелодии ладонями и разводя руки во время паузы.
Например:
1-й ученик (обращается ко второму): «Дорогой мой Петрик, как идут дела? (пауза).
2-й ученик (соответствует): «Очень хорошо жи (пауза) ву (пауза) я (пауза).
или
1-й ученик: «Дорогой мой Андрюша, дела как твои? (пауза).
2-й ученик: «Все у меня в хорошем (пауза) настроении (пауза).
(Ученики должны пропевать свои имена в правильном ритме. Вызвать несколько желающих учеников спеть в дуэте эти попевки).
Учитель. В попевке «Скок-скок» (она записана нотами на доске) определить использованную паузу и порядок песни.
(Ответы: восьмая пауза, мажорный лад).
Творческое задание 2: выполнить попевки «Скок-скок» с ритмичным сопровождением (где восьмая пауза - удар ручкой по парте, а мелодия песни - хлопки руками).
Придумать детям свои варианты ритмического сопровождения и выполнить их.
Разучивание новой песни.
Учитель. Дети, внимательно прослушайте песню и определите:
- О чем в ней поется?
- Какой она имеет характер?
- Как бы вы назвали эту песню?
Исполнение учителем песни «Родная школа».
(Ответы учащихся).
Учитель. Верно, песня о школе. Она мелодичная, красивая, написанная в минорном строе, но это светлый минор, потому что песня о дружбе, любовь к школе, в песне слышны джазовые интонации, придающие ей современность, четкую ритмизацию.
Задача класса: разучить по фразам первый куплет и припев, поработать над чистым интонированием мелодии, над дикцией. При повторном пении сделать импровизированный ритмический аккомпанемент песни с помощью шумовых музыкальных инструментов (барабаны, треугольник, кастаньеты, трещотка, колокольчики).
Разучить 2-й куплет песни, поработать над выразительным исполнением мелодии.
Спеть всю песню, придерживаясь вышеупомянутых советов.
IV. Итог урока.
Учитель. С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились? Чем он отличается от оперы?
(Ответы учащихся).
Учитель. Какой композитор написал балет «Золушка»?
(Ответы учащихся).
Домашнее задание: вспомнить музыкальные сказки, а также их авторов.