Конспект урока по музыкальному искусству В стране сказочных образов балета

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: «В стране сказочных образов балета»

Цель: на примере балета С. Прокофьева «Золушка» расширить представления учащихся о роли либретто в музыкальном искусстве; углубить знания учащихся о творчестве С. Прокофьева; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма и навыки игры на элементарных музыкальных инструментах; воспитывать чувство красоты и добра.

Музыкальный материал: С. Прокофьев. Фрагменты из балета «Золушка» («Па-де-шаль», «Аморозо»); Н. Май. Песня «Родная школа».

Наглядные пособия: портрет С. Прокофьева, фотофрагменты из балета «Золушка».

Оборудование: музыкальный инструмент, магнитофон, Фонохрестоматия.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, обобщения и закрепления изученного материала.

Ход урока

І. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

ІІ. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний учеников.

Учитель. Дети, давайте вспомним, с каким жанром музыки мы познакомились на предыдущих уроках?

(Ответы учеников: это - опера).

Учитель. Что же такое опера?

(Ответы учеников).

Учитель. Итак, в опере главным является пение. А какие еще вокальные жанры есть в музыке?

(Ответы: песня, романс, гимн, дума…).

Учитель. Сегодня мы познакомимся с таким жанром, в котором литература присутствует бессловесно. Думаю, стихотворение поможет вам вспомнить этот жанр:

«Лебединое озеро» он и «Щелкунчик».
Люди любят его, он в этом везунчик.
(Балет)

Он в искусстве - принц прекрасный,

Танцуют его много лет.

Он и старинный и современный,

Классический танец … (балет)

Учитель. Балет - волшебное царство музыки и танца. Для создания балетного спектакля также необходимо либретто. Вспомним, что такое либретто?

(Ответы: краткое изложение содержания оперы, балета, фильма и т.д.).

Учитель. Итак, балет - это музыкально-драматическое произведение сценического действия, содержание которого воплощается с помощью танца (хореографии).

Вопрос: вспомните, музыку из некоторых балетов, которые мы с вами слушали в младших классах?

(Ответы: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Хачатуряна).

Учитель. Сегодня мы послушаем фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьева. Выдающийся российский композитор С.С. Прокофьев (1891-1953) родился в украинском селе Сонцовка в Донецкой области. С раннего детства он любил музыку и сказки. По сказочным сюжетом композитор создал много ярких музыкальных произведений: симфоническую сказку «Петя и Волк», «Любовь к трем апельсинам», фортепианные «Сказки старой бабушки», балет «Сказание о каменном цветке» и другие. Один из самых красивых произведений С. Прокофьева - балет «Золушка», созданный по сказке французского писателя Шарля Перро.

Вопрос: поднять руки тем, кто знает содержание этой сказки.

(Дети поднимают руки).

Учитель. Сегодня мы послушаем два контрастных по звучанию фрагмента из балета. 1-я сцена называется «Па-де-шаль». Действие происходит в доме отца Золушки. Сестры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Вдруг сестры начинают ссориться.

Задание: послушайте этот фрагмент и ответьте на вопрос: как меняется характер музыки, какие инструменты изображают этот характер?

(Ответы учащихся).

Учитель. А теперь послушаем 2-й фрагмент из балета - «Аморозо». Принц и Золушка - в ночном цветущем саду. Они счастливы и влюблены друг в друга.

Вопрос: как музыка изображает настроение героев? Средства музыкальной выразительности помогают раскрыть характер музыки?

(Ответы учащихся).

Вопрос: подумайте, что общего и отличного между этими двумя танцами?

(Ответы учащихся).

ІІІ. Вокально-хоровая работа и музыкальная грамота.

Учитель. Дети, сравните два песнопения (учитель два раза поет трезвучие, в первом случае делает остановку).

(Ответы учащихся).

Учитель. Так, в первом случае я сделала остановку. В музыке эта остановка называется - пауза. Таким образом, пауза - это перерыв в звучании, знак молчания.

Учитель. Сейчас я спою две песни - «Лужа» и «Песня о коньке».

Задание: сравните, одинаковые в этих песнях паузы по длине.

(Учитель поет и хлопает в ладони ритм песен, а во время паузы разводит руки).

(Ответы учащихся).

Учитель. Верно. В первой песни я широко разводила руки - пауза длинная. Во 2-й - коротко разводила руки - пауза короткая. В музыке длинная пауза называется - четвертная. А короткая называется - восьмая.

(На доске записана нотами попевки: «Дорогой мой Петрик»).

Учитель. Определить порядок песни, какая в ней использована пауза?

(Ответы учащихся).

Творческое задание 1 (ритмично вокальные импровизации): спеть песню дуэтами, хлопая ритм мелодии ладонями и разводя руки во время паузы.

Например:

1-й ученик (обращается ко второму): «Дорогой мой Петрик, как идут дела? (пауза).

2-й ученик (соответствует): «Очень хорошо жи (пауза) ву (пауза) я (пауза).

или

1-й ученик: «Дорогой мой Андрюша, дела как твои? (пауза).

2-й ученик: «Все у меня в хорошем (пауза) настроении (пауза).

(Ученики должны пропевать свои имена в правильном ритме. Вызвать несколько желающих учеников спеть в дуэте эти попевки).

Учитель. В попевке «Скок-скок» (она записана нотами на доске) определить использованную паузу и порядок песни.

(Ответы: восьмая пауза, мажорный лад).

Творческое задание 2: выполнить попевки «Скок-скок» с ритмичным сопровождением (где восьмая пауза - удар ручкой по парте, а мелодия песни - хлопки руками).

Придумать детям свои варианты ритмического сопровождения и выполнить их.

Разучивание новой песни.

Учитель. Дети, внимательно прослушайте песню и определите:

- О чем в ней поется?

- Какой она имеет характер?

- Как бы вы назвали эту песню?

Исполнение учителем песни «Родная школа».

(Ответы учащихся).

Учитель. Верно, песня о школе. Она мелодичная, красивая, написанная в минорном строе, но это светлый минор, потому что песня о дружбе, любовь к школе, в песне слышны джазовые интонации, придающие ей современность, четкую ритмизацию.

Задача класса: разучить по фразам первый куплет и припев, поработать над чистым интонированием мелодии, над дикцией. При повторном пении сделать импровизированный ритмический аккомпанемент песни с помощью шумовых музыкальных инструментов (барабаны, треугольник, кастаньеты, трещотка, колокольчики).

Разучить 2-й куплет песни, поработать над выразительным исполнением мелодии.

Спеть всю песню, придерживаясь вышеупомянутых советов.

IV. Итог урока.

Учитель. С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились? Чем он отличается от оперы?

(Ответы учащихся).

Учитель. Какой композитор написал балет «Золушка»?

(Ответы учащихся).

Домашнее задание: вспомнить музыкальные сказки, а также их авторов.



© 2010-2022