- Преподавателю
- Музыка
- Музыкотерапия и ее роль в развитии коммуникативных способностей
Музыкотерапия и ее роль в развитии коммуникативных способностей
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Могирева Л.Ю. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Музыкотерапия и ее роль в развитии коммуникативных способностей.
В коррекционной школе важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное вспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.
Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и учащимся, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием.
В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений.
Во втором - достигается катарсис (очищение).
В третьем - снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.
Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Основные направления в музыкотерапии - это слушание музыки и исполнительство.
К слушанию музыки относятся
беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
упражнения на внутреннее слышание.
На успешность проведения уроков, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность педагога , а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
использовать на уроках другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции.
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.
Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке.