• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Формирование интереса к народному творчеству на уроках музыки в начальной школе

Статья Формирование интереса к народному творчеству на уроках музыки в начальной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование интереса к народному творчеству

на уроках музыки в начальной школе

«Человек должен родиться дважды, - писал Г.В. Гегель, - один раз естественно, а затем духовно… Духовность есть любовь по своему существу».

Духовная сфера, ее глубина, многообразие и богатство не поддаются точному измерению. Но может ли быть критерием, то, что нельзя замерить? Да, может и должно. Именно гуманизм явился истоком концепции музыкального воспитания, разработанной Д. Кабалевским, стал целью занятий музыкой и реально работает как ведущий критерий педагогического процесса.

Принципиально важным становится, реализует ли урок музыки основную функцию эстетического воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире. Ведь нас интересует ребенок не только как субъект музыкальной деятельности, а в первую очередь как личность, постоянно ищущая и обретающая смысл жизни на Земле.

В настоящее время нельзя не заметить растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками. Все музыканты, педагоги, родители - единодушны в том, что вековые традиции народа должны прийти в школу, к детям. Фольклор в наши дни не только не утратил своего значения, но и получил еще более широкое применение в самых различных сферах народной жизни. Одним из наиболее важных направлений в этом плане можно считать серьезное привлечение его в детское музыкальное образование и воспитание.

В наше время музыкальная информация необычно возросла. Ребенок ежедневно получает её в школе и в различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре и в кино, с концертной эстрады. Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Вот почему на уроках музыки в начальной школе фольклору отводится немаловажная роль.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне - величайшему музыкально-поэтическому созданию народного чтения. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости.

Как же учить детей традиционным песням? Не учили в старину специально народным песням детей. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы - и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен.

Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, и прервалась цепочка передачи традиционного песенного искусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва. Для этого учителям музыки предлагают свои системы многие педагоги - Н.С. Ширяева, А.И. Попов. Но они говорят о работе над народной песней с хором или фольклорным ансамблем. Я же считаю, что народная песня обязательно должна звучать на роках музыки в начальной школе.

Так как же работать над народной песней на уроках? Как будут сочетаться на уроке различные манеры пения? Действительно, народные песни, как правило, исполняются в особой манере. Однако, на мой взгляд, это не повод для культивирования на уроке какой-либо одной манеры пения как основной. Манера в любых видах исполнительской деятельности детей должна возникать естественно, как выражение индивидуального начала, личностного отношения к музыкальному произведению. Поэтому первичным становится искренность выраженного чувства. Она делает оправданной и художественной саму манеру исполнения. А желание выразить свое чувство адекватно определенному представлению, желание быть услышанным и понятым, ведет ребенка к освоению средств выражения, т.е. к формированию умений и навыков.

Прежде всего, надо осознать, что народная песня - это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. А предшествовать исполнению должна серьёзная работа по осмыслению этого опыта. Итак, подготовительная работа. Что сюда входит? Сбор и изучение различных вариантов напевов этой песни, многоголосия, поэтических текстов. После окончания подготовительной работы учитель должен сделать анализ этой песни, мысля её маленьким спектаклем со своими героями, сюжетом, кульминацией, развязкой.

Когда вы все это отчетливо представите и песня уже «звучит» в вас, вы можете начинать готовить к ее исполнению детей, и поэтому нужно подумать, как показать им песню ярко эмоционально.

Разучивание следует начинать с проговаривания поэтического текста. В его осмыслении, в прочувствовании его ритма, проживание состояния, в котором мог родиться этот текст, в исследовании подтекстов, которое даст потом богатство речевых интонаций, кроется секрет исполнения народной песни. Если в народе песня исполняется с определенными движениями, то нужно будет добиться естественного соединения слова и движения у ребят.

Следующий этап - работа над напевом. Здесь могут быть два пути. Сложный, когда, исследуя цепь речевых интонаций поэтического текста, выстраивается звуковысотная линия и как бы заново сочиняется уже известный напев. А ведь именно от слова рождалась народная песня. Или простой путь припевания, когда дети, повторяя за учителем, начинают напев. Но и в этом случае, нужно осознать содержание и выразительность поэтического текста песни.

Во время исполнения народной песни детьми, учитель должен следить за максимальным их раскрепощением и возможностью самовыражения. Это должно найти отражение в их естественной и выразительной мимике, жестикуляции, в свободном и артистичном общении с другими исполнителями. В основе народного пения лежит принцип подражания, когда специального обучения как бы не существует, песня не разучивается, а разыгрывается.

Такой изустный способ вхождения в искусство, основанный на игре, импровизации, вариативности, наиболее естественен, органичен, особенно в начальной школе, в том числе при разучивании не только фольклорных музыкальных произведений, но и при решении многих других творческих задач. Ведь певческое воспитание - процесс многообразный. Занятия с детьми должны строиться по принципу последовательного продвижения - от простого к сложному.

О фольклоре, о народной песне можно говорить очень много и долго. Я же в конце хочу привести слова известного академика Д.С. Лихачева: «Самое массовое из искусств - фольклор словесный, музыкальный, материальный (изделия народного ремесла) - почти лишено того, что мы могли бы назвать безвкусицей, подделкой под искусство». Почему? Я думаю, именно потому, что народное искусство (фольклор) создаются всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единое представление о красоте. Здесь нет разночтений. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы.


© 2010-2022