МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Восприятие музыки через стилевой анализ»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему:


«Восприятие музыки через стилевой анализ»




Выполнена: преподавателем фортепиано, Почётным работником среднего профессионального образования РФ

Стахановой Ниной Петровной







Тул



Введение………………………………………………………………………….

3

1.

Т Теоретические аспекты активизации восприятия музыки

в педагогической деятельности……………………………………………

4

2.

Этапы формирования понятия «стиль» в искусстве …………………....

6

3.

Метод стилевого анализа в процессе активизации восприятия музыки школьниками ………………………………………………………………

8

Список литературы ……………………………………………………………...

11

































Введение


Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и остается неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современное состояние преподавания музыки в массовой школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании личности. Сегодня по-прежнему актуальны вопросы: как сделать, чтобы искусство было не отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках искусства преобладали активно-творческие методы, вытекающие из природы искусства.

Активизация восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников. Решением этой задачи занимались многие ученые, философы и педагоги в нашей стране с начала прошлого века. Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский в своих трудах ставили задачи развития у детей творческого восприятия, освоения ими закономерностей музыкального языка. Решением тех же вопросов занимались В.Н. и С.Т.Шацкие, формируя в детях умение переживать музыку, понимать значение её выразительных средств. Б.М.Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» понятие «музыкальность» рассматривал как способность к дифференцированному слышанию музыкального звучания и сопереживанию содержанию музыки. Н.Л.Гродзенская рассматривала анализ, разбор произведения как его последующее осмысление, углубляющее воздействие музыки на слушателей. И сегодня как никогда остро стоит проблема активизации восприятия музыки школьниками. В.В.Медушевский указывает на необходимость развития у детей интонационного мышления, погружения в интонационную субъективность произведения.

Над проблемами активизации восприятия музыки работают теоретики-практики: Т.В.Челышева, Ю.А.Алиев, Л.В.Школяр, В.О.Усачева, Е.Д.Критская стремясь внедрить в обучение наряду с методом содержательного анализа музыки метод стилевого анализа как мощное средство активизации восприятия. Стилевое постижение музыки ориентировано на личностную интерпретацию музыкальной речи и предполагает целенаправленный отбор произведений различных индивидуальных, национальных или эпохальных стилей.

Цель данной итоговой работы - рассмотреть аспекты активизации восприятия с использованием метода стилевого анализа.

Основная часть

  1. Теоретические аспекты активизации восприятия музыки

в педагогической деятельности


С психологической точки зрения восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие является чувственным отображением объективной реальности, вследствие воздействия её на органы чувств. В основе классификации восприятия лежат различия в анализаторах. Различают зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и слуховые восприятия [9,с.30]. Так как музыкальное восприятие - это, прежде всего слушание и слышание музыки, то естественно, что слух играет тут главную роль.

Музыкальный слух - это не только акустический слух, но и выразительный. Музыкальный слух в широком смысле слова направлен на выявление образности развертывания музыкального содержания во времени и пространстве - он направлен на вскрытие в звуковой материи многообразных связей музыки и жизни. Это способность услышать инструментальную музыку образно и содержательно.

Непосредственно музыкальное восприятие - это процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыку, как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения, пытаясь осмыслить его идею [7, с.77].

Правильно организованное слушание музыки способствует развитию интересов и вкусов школьников, формированию их музыкальных потребностей. Педагог должен создать все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Прежде всего - это средства активизации восприятия, благодаря которым школьники более внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на неё, лучше понимают.

Одно из таких средств - слушание знакомых пьес в новом звучании (исполнении оркестра, известных пианистов и певцов и т.д.), сравнение этих различных звучаний. Но особенно яркое воздействие на учащихся производит «живое» исполнение произведений учителем.

Так же немаловажную роль играет вступительное слово учителя, которое содержит в себе сведения о композиторе, историю создания произведения, образные сравнения, эмоциональное преподнесение материала в соответствии с содержанием произведения и т.д.

Другой прием активиза6ции - использование произведений других видов искусства (отрывки из литературных произведений, поэзия, использование произведений живописи, различных видеофильмов и т.д.).

Большая роль отводится вокализации тем инструментальных сочинений (когда ребята поют отрывки из произведений, которые им предстоит услышать).

Средством активизации восприятия является понимание детьми того, что музыка существует и развивается во времени и требует особого повышения внимания, чтобы ее услышать и запомнить.

Очень важно развивать у детей понимание единства формы и содержания (т.е. осмысливание комплекса выразительных средств), которые так же активизируют восприятие. Дети должны понять ту взаимосвязь, которая существует между различными выразительными средствами.

Большое значение приобретает музыкальный опыт слушателя, который так же относится к средствам активизации восприятия. В это понятие входят не только знания о музыке, но прежде всего знания самой музыки. Это - приемы накопления прослушанной музыки, а также знания элементарной терминологии.

Важным средством активизации процесса слушания-восприятия являются знания о задачах искусства, обобщающие эстетические знания.

Все эти приемы и методы должны использоваться учителем, чтобы учащиеся правильно осмыслили и прочувствовали музыкальное произведение. В целом, результаты работы ощутимы, когда учитель создает все условия для развития творческого восприятия произведений, и каждый ребенок вносит что-то свое в процесс общения с искусством.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, сделаем вывод, что восприятие музыки действительно является одним из главных средств проявления эмоциональной отзывчивости, развития художественной деятельности детей и формирования их музыкального вкуса в целом. Развитие и преобразование слушания-восприятия как самостоятельного вида деятельности на уроках музыки актуально и в наши дни. В предмет «Музыка» в общеобразовательной школе вводятся новые педагогические технологии и разрабатываются новые методы и приемы активизации восприятия. Одним из них является метод стилевого анализа музыки.



  1. Этапы формирования понятия «стиль» искусстве

Основой метода стилевого анализа музыки является погружение слушателей в индивидуальный стиль композитора, его эпоху и музыкальный язык.

Стиль - это одна из важнейших категорий искусствознания. Он затрагивает все социальные функции музыкального искусства: создание музыки (творчество), её воспроизведение (исполнение) и восприятие. Последнее, надо сказать, является наиболее важным, так как подход к музыкально-эстетическим явлениям осознается здесь в музыкознании и знании художественного творчества композитора в целом.

Поэтому стиль рассматривается, как один из существенных факторов музыкально-творческого мышления и психологии восприятия музыки.

Стиль - это своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов.

Поэтому говорят о стиле историческом (эпохальном), национальном и индивидуальном [2, с.108].

Приметы стиля присутствуют решительно во всех проявлениях музыки - в фактуре, ритме, мелодике, гармонии и др.

Понятие «стиль» появилось и стало использоваться очень давно. Причем в разные эпохи оно носило разное назначение. Проследим историческое развитие понятия «стиль».

Самые ранние свидетельства существования этого понятия относят к античной Греции. Сначала «стиль» соотносился с областью ораторского искусства, затем с поэзией. В дальнейшем - с архитектурой. Представление о стиле подразумевало здесь определенные закономерности, которые приобретали значение обязательных. Наряду с этим стиль начинает развиваться и в древнегреческом музыкально-поэтическом искусстве.

Понимание стиля в искусстве как совокупности особенностей, отличающих одни художественные явления от других, окончательно утверждается, начиная с эпохи Возрождения. В это время термин «стиль» применяется преимущественно по отношению к изобразительному искусству, главным образом к живописи.

В эпоху Возрождения возрастает внимание к индивидуальности выдающихся творцов (то есть появляется понятие индивидуального стиля), и выдвигается понятие творческого «гения». Но особенно важно в это время формирование понятия стиля именно в музыке. Это понятие становится общераспространенным, однако имеет уже множество значений, которые сопутствуют ему и в дальнейшем, вплоть до наших дней. Здесь «стиль» приобретает огромную актуальность, правда подразумевает в себе характеристику жанра и национальных школ. А в ряде случаев слово «стиль» употребляется даже как синоним творческой манеры, особенно по отношению к деятельности отдельных композиторов.

Многие ученые пытались объяснить понятия «стиль», давали различные формулировки и определения. Этим вопросом занимались: С.Броссар, Ж.-Ж.Руссо, Д.Шубарт, Д.Дидро, И.В.Гете. Надо сказать, что определение Гете считается высшим критерием оценки этого понятия. По его мнению, стиль - «не просто подражание природе…здесь проявляется свойственный художнику и вместе с тем ограниченный его индивидуальностью способ видения действительности» [6, с.28].

В XIX веке возрастает роль творческой личности в эпоху романтизма, а так же мощное национальное движение, которое привело к возникновению национальных художественных школ. Таким образом, в этот период особое внимание уделяется проблеме индивидуального и национального стиля.

В ХХ веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора о музыкальном стиле говорили и по отношению к периоду творчества того или иного автора, а также применительно к отдельным произведениям.

Проблемой понятия стиля начали заниматься и в нашей стране в советское время. Это были два крупнейших деятеля - Б.Л.Яворский и Б.В.Асафьев. Они оба понимали стиль, как проявление и выражение музыкального мышления. Но имели место и существенные индивидуальные различия понимания ими этого определения.

Стиль у Яворского мыслился, прежде всего, в историко-эпохальном значении. В его представлении стиль вмещает все проявления духовной культуры, объединяет различные формы искусства и неразрывно связан с историей.

Иначе сформировалось видение проблемы у Асафьева. Он неразрывно связывает стиль в музыке с понятием интонации. С его точки зрения стиль - это свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведения разных исторических периодов.

Между тем, дав эти определения, советские педагоги и ученые в области музыкального образования пришли к выводу, что рассмотрение стиля - как индивидуального, так и эпохального - более глубоко активизирует внимание, а в частности восприятие детьми инструментальной музыки, помогает им лучше понять её.

При восприятии музыки дети применяют накопленные знания, умения и навыки (З.У.Н.) в области музыкального языка, особенностях музыкальной речи. И на этой базе, в более старшем возрасте дети получают знания в области стилевых особенностей. Благодаря им, они легко ориентируются в музыке различных направлений и в произведениях разных композиторов.

  1. Метод стилевого анализа в процессе активизации восприятия музыки школьниками.

В программе средства активизации восприятия основывались Кабалевским на методе содержательного анализа инструментальных сочинений.

С научной точки зрения содержательный анализ входит в музыкально-теоретические дисциплины, изучающие строение музыкального произведения как особую художественную систему [13, с.30].

В программе же Кабалевского метод содержательного анализа родился как практическое воплощение принципа моделирования художественно-творческого процесса, в частности, того его положения, которое обязывает ставить учащихся в позицию композитора, исполнителя, слушателя.

Метод содержательного анализа преследует цель понять, в связи с чем возникли у композитора именно эти эмоции, что он хотел внушить слушателю, создавая именно это музыкальное произведение. Посредством этого метода дети разбирают музыкальное произведение в целом, с его помощью им легче понять всю глубину его содержания, замысел композитора.

Опираясь на содержательный анализ, они прослеживают развитие философско-художественного смысла произведения (то есть музыкальную драматургию), какими средствами это передается в музыке (то есть музыкальный язык), что хотел сказать композитор в этом произведении (это вступительное слово учителя о композиторе, история создания произведения). Но этот метод мало анализирует музыку с точки зрения индивидуальных особенностей различных композиторов, их музыкального языка, который проявляется и непосредственно связывает все его сочинения. Кабалевский предусматривал использование метода погружения и концентрации, но за все годы существования его программы, к сожалению, на практике это отразилось не в должной степени.

Существующие противоречия между направленностью музыкально-педагогической концепции на решение основных задач музыкального восприятия и её реализацией в педагогической практике связаны, прежде всего, с недооценкой формирования и развития музыкально-слухового опыта школьников, в частности опыта индивидуально-стилевого анализа музыки.

Работа начинается с реализации целенаправленного отбора учителем художественных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений различных эпохальных, национальных, индивидуальных стилей.

Вслушивание-вживание в музыкальную речь того или иного композитора формирует потребность в знаниях. Стиль обращен к слуху в широком и узком значении, к музыкальности как способности переживать музыку.

В центре внимания стилевого анализа в качестве основного объекта исследования находится некоторое множество произведений. Это, в отличие от содержательного анализа, где объектом является отдельное произведение, помогает детям путем сравнения лучше усвоить стилистические особенности разных композиторов.

Главной задачей такого анализа является раскрытие общего, присущего множеству отдельных музыкальных произведений. Это поможет детям лучше понять музыкальный язык, научит разбираться в музыкальной речи.

Основной направленностью стилевого анализа является выявление общего в индивидуальном путем сопоставления между собой некоторого множества музыкально-художественных объектов. Всякое отдельное произведение рассматривается как сочетающее в себе общие типические индивидуальные черты с их индивидуализированным вариантным претворением.

Поскольку стиль понимается как объективная сторона искусства, независимая от эстетической ценности отдельных его образцов, стилевой анализ предполагает равную обоснованность привлечения в качестве материала анализа, наряду с художественно-ценными и популярными образцами, так же образцов не значительных по своему содержанию. Таким образом, можно предположить, что в дальнейшем дети безошибочно будут узнавать композитора, слушая даже незнакомые им произведения.

Приведем вариант преломления метода интонационно-стилевого анализа, показывающий возможную последовательность совместных действий учителя и учащихся при знакомстве с тем или иным музыкальным произведением:

-постановка вопроса-задания учителем;

-прослушивание одного или нескольких сочинений в их сопоставлении (возможно 2-3-х фрагментов, музыкальных тем, их зерна - интонации) и интонирование музыки, способствующее проживанию - переживанию собственного состояния. При этом способ

-вербализация своего ощущения-чувства музыки и повторное исполнение-интерпретация;

  • интуитивно-образное определение стиля в самом общем плане (старинная или современная музыка, национальная принадлежность, народная или принадлежащая перу композитора) с тем, что бы точнее, рельефнее воплотить в своем исполнении музыкальный образ произведения;

  • повторное звучание (исполнение, слушание) музыки;

  • сравнение музыкальных образов в целом, что их роднит, сближает, что отличает;

  • выявление музыкально-языковых особенностей, позволяющих почувствовать своеобразие художественного образа, жанра произведения и в то же время стилевую индивидуальность музыкальной речи композитора;

  • повторное слушание или исполнение, в зависимости от жанра произведения и последующих задач, которые будут поставлены перед учащимися.

В результате такой последовательности анализа появляется возможность постигать художественное произведение в постоянной связи и взаимопереходах целого и его части, в единстве восприятия и соинтонирования.

Итак, восприятие музыки становится активным творческим процессом. И что бы дети свободно могли мыслить, анализировать музыку, проводить как содержательный, так и стилевой анализ, выдвигать свои мнения и предложения, они должны опираться на уже полученные ранее знания, умения и навыки, на определенный опыт в области музыкального языка. И только после этого дети могут легко ориентироваться в музыке.

К элементарным знаниям, умениям и навыкам относятся: запоминание, сравнение, выявление формального тождества и контраста, узнавание ранее звучавшего, определение на слух различий, слушание вариационности и т.д.

Именно эти знания, умения и навыки должны обеспечить детям «расшифровку» всего происходящего в музыке, ее более глубокое понимание. Все накопленные знания, умения и навыки при восприятии музыки действуют неразрывно, только в совокупности и формирование их по отдельности маловероятно.

Великолепно сказал Б.В.Асафьев: «…Восприятие вторично организует организованное композитором движение. Это может происходить только в силу того, что обнаружение музыки в закономерном сопряжении интонируемых элементов совершается согласно условиям возможностей восприятия по навыкам, которые выработались в силу необходимости» [3,с.25].


Список литературы


  1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А.Апраксина. - М., 1983. - С.125.

  2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении / Б.В.Асафьев - Л., 1973. - С.95.

  3. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В.Асафьев - Л., 1971. - С.120.

  4. Гелебицкая, Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание / Е.Я.Гелебицкая - М., 1970. - С.150.

  5. Гете, М.В. Сочинение: Сборник в 10 т. - Т.10. - 1980.

  6. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л.Гродзенская - М., 1969. - С.145.

  7. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.И. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г.Дмитриева, Н.И.Черноиваненко. - М., 2000. - С.125.

  8. Долгов, Е.И. Общая психология / Е.И.Долгов - М., 2000 - С.100.

  9. Коган, Г.М. Избранные статьи / Г.М.Коган - М., 1985. - С.120.

  10. Конен, В.Д. История зарубежной музыки / В.Д.Конен - М., 1989. - С.150.

  11. Михайлов, М.К. Стиль в музыке / М.К.Михайлов - Л., 1981. - С.165.

  12. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов музыкального факультета и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В.Школяр. - М.: «Академия», 2001. - С.125.

  13. Музыкальный энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990.

  14. Нестьев, И.В. Учитесь слушать музыку / И.В.Нестьев. - М.,1987. - С.135.

  15. Попова, Т.В. Пути к музыке / Т.В.Попова. - М., 1973. - С.130.

  16. Рабинович, Д.А. Исполнитель и стиль / Д.А.Рабинович. - М., 1979. - С.150.

  17. Рубинштейн, А.Т. Музыка и ее представители / А.Т.Рубинштейн - М., 1982. - С.180

  18. Спутник учителя музыки / Составитель Т.В.Челышева. - М., 1993. - С.145.


12


© 2010-2022