Урок по музыке Колокольные звоны России

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

  1. Звучат колокола ( на фоне колоколов учитель читает стихотворение)

О, Русь, благословенная моя,

Познать тебя не хватит целой жизни:

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон колоколов отчизны.

Тот чудный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон -

Руси наследие святое

Моё причастие к тебе да будет вечным,

Как и всё живое.

Учитель: Я прочитала вам стихотворение Евдокии Растопчиной.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Уч-ся: о колоколах



  1. Попробуйте сформулировать тему урока: «Колокольные звоны России» Слайд 1.

Слайд 2.

Уч-ль: Цель нашего урока:- познакомиться с историей происхождения колоколов;

- раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.

Уч-ль: А где можно услышать колокола?

Уч-ся: на улице, в церкви, на ТВ

Уч-ль: А можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? Уч-ся: да, т.к. в их звоне можно услышать мелодию

Уч-ль: А как вы думаете, колокольный звон - это явление новое или нет?

Уч-ся: нет, это было придумано давно

Уч-ль: А почему мы заговорили о колоколах именно в это время?

Уч-ся: скоро будет праздник Пасхи

Уч-ль: Верно, в этот день мы услышим один из самых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.



  1. Уч-ль: Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище зона», «слава - что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Послушайте стихотворение Г.Голуб «Колокола» Слайд 3

Колокола! Ваш звучный звон -

Язык земли, меня вскормившей.

Живёт в Вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей.

Колокола - Руси венец,

Червонным золотом горящий,

Ваш звон - связующая нить

Меж будущим и настоящим.

Уч-ль: Из этих слов видно, что на Руси с особой любовью, почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники.



  1. Уч-ль: Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения . Это и М.Глинка, и С. Прокофьев, и М. Мусоргский и многие другие.

Уч-ль: Сейчас мы послушаем фрагмент из сюиты №1, который называется

«Светлый праздник».

Уч-ль: Постарайтесь услышать, какой инструмент изображает колокольный звон.

- Слушание-

Уч-ль: Какой инструмент звучал?

Уч-ся: рояль

Уч-ль : Молодцы, причём не один , а два рояля играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона.

5.Уч-ль: Создание колоколов считалось делом Божьим. С 16 века колокольнолитейное дело получает особый размах, но требует очень высокого мастерства. На изготовление 1 колокола иногда уходило 2-3- года работы. В начале 20 века в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов. В 1920-30 гг. прошлого столетия в России перестали изготавливать колокола, и вскоре все колокола замолчали. Большинство их было уничтожено. Небольшая их часть была продана за границу. Так, в США, в Гарвардском университете оказались уникальные колокола Данилова монастыря. В Америке они звучали 77 лет и только несколько лет назад были возвращены в Россию. Переговоры о возврате колоколов велись 25 лет! Слайд 4

Уч-ль: Сегодня к колоколам, как части нашей истории, приковано пристальное внимание. Создаются специальные музеи колоколов.



  1. Уч-ль: Колокола воспеты во многих песнях. Я предлагаю вам послушать песню наших современников. Музыка Нейли Мухамеджановой, слова Г. Веденеева «Колокола» в исполнении Т.Шиченковой.

I. Звонят, звонят колокола России,

Благую весть несут во все края.

Любовью к ближнему живёт Россия

И молодость свою хранит в веках.

И снова избавляется от скверны,

И очищенья слышен перезвон.

В веках её все беды неизменны,

В веках её бурлацкий слышен стон.

Припев: О Русь святая! Мудрые славяне,

Славянский дух веками сохраняя.

В веках любви и воины - крестьяне,

Ржаную Русь лелея и любя.

II. Дай с колокольным звоном очищенья,

Дай светлый лик славянского лица,

Дай счастья и второго возрожденья,

Дай бьющиеся в унисон сердца.

Пусть этот звон идёт по всей России,

Пусть знает, что живёт она в сердцах.

Звонят, звонят колокола России.

Благая весть звенит во всех краях.

7. Уч-ль: А сейчас мы проведём небольшую работу в группах. Каждая группа готовила Д/З по своей теме. Сейчас вы обсудите свои заготовки, выберите самое главное, чтобы получилось небольшое выступление. А затем 1 ученик представит это выступление.

Слайд 5.

1 группа - история возникновения колоколов Слайд 6.

2 группа - виды колокольных звонов Слайд 7-8-9.

3 группа- история создания «Царь - колокол» Слайд 10

8. Чтение учителем стихотворения А.Хомякова «Светлый праздник»

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

-Уч-ль: Как вы думаете, о каком торжестве идёт речь?

-Уч-ль: На прошлом уроке мы разучили с вами песню о колокольном звоне. Вспомните её название.

Уч-ся: Благовест

а) распевание

б) исполнение песни учителем

в) исполнение песни а capella с детьми.

Уч-ль: В песне есть такая строка: «Повсюду благовест звучит…» Что такое благовест?

Уч-ся: это праздничный перезвон

Уч-ль: От каких 2 слов образовано это слово?

Уч-ся: благо и весть

Уч-ль: Получается, что колокола несут благую весть. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, в их звучании слышалась человеческая речь.

По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили 2 колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне звонить не велит».

Уч-ся: Как колокол называл своего брата?

Уч-ся: Кондрат

Уч-ся: Многим большим колоколам давали имена, например, Лебедь, Сысой, Реут и другие.

9. Уч-ль: У каждого колокола - особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп.

Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Уч-ся: по величине, по месту их изготовления, по высоте звука

Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. И это не случайно. К колоколам относились так же как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен.

Слайд 11.

Уч-ль: Колокола помещаются в специальном здании рядом с церковью. Посмотрите на слайд и вспомните как называется это место?

Уч-ся: колокольня

Уч-ль: Верно. А верхнюю часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называют «звонницей». Почему колокольня - понятно. А почему - звонница?

Уч-ся: Оттуда лился колокольный звон

Уч-ль: А как называют человека, который звонит в колокола?

Уч-ся: звонарь

Уч-ль: А как вы думаете, звонить в колокола это трудное дело или лёгкое?

Уч-ся: трудное

Уч-ль: Не просто трудное, а очень. Представьте себе, что колокольня Ивана Великого имеет в 4 ярусах 37 колоколов.

Уч-ль: А теперь посмотрите фрагмент игры на 10 колоколах

Слайд 12

Уч-ль: А чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны».

- Игра на колокольчиках-

.

10. Уч-ль: А как вы думаете, есть ли какие - нибудь легенды, связанные с колоколами?

Уч-ся: Да

Уч-ль: Их очень много. Вот одна из них. Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела, а затем… опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Уч-ль: Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, что когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

11. Слайд 13.

-Уч-ль: Ребята, а вы знаете какие - нибудь картины, где изображены храмы или колокольни?

Уч-ль: Посмотрите на картину И. Левитана «Вечерний звон»

Как вы думаете, почему картина носит музыкальное название?

Уч-ся: Мы видим на ней церковь, и время видимо по всему, вечерней службы: наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину.

Уч-ль: В этой картине есть секрет. Посмотрите, сколько разных линий. Лишь несколько самых явных: река и берега, отражения, контуры леса и храма на фоне неба…А какие это линии?

Уч-ся: плавные и извилистые. Значит, музыка в этой картине ЕСТЬ!

Уч-ль: О чём хотел сказать художник?

Уч-ся: О ЛЮБВИ К РОДИНЕ

12. Слайд 14.

В народе говорили:

Икона - молитва в красках,

Храм - молитва в камне,

Колокол - … молитва в звуке. Очень меткое определение.

13.Уч-ль: О значении колокольных звонов в воспитании духовно - нравственных ценностей говорили в своих произведениях поэты, композиторы, художники. Эти строки написаны нашим современником

«Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно.

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о вечном.

А сердце, окрылённое мечтой,

Вновь видит твою главную дорогу.

Знакомые слова молитвы той,

Наполненной любовью к людям, богу…

Уч-ль: Найдите в стихотворении православные понятия

Уч-ся: колокола, душа, вечность, храм, молитва

Уч-ль: Разве может существовать одно без другого?

Уч-ль: Сегодня на уроке, вы, наверняка, почувствовали душу России, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.

Этот звон - голос Родины, России.

И в завершении нашего урока мы послушаем песню о России.

Слайд 15

Слушание песни «Белоснежной стаей лебединой»

Слайд 16.

Я желаю, чтобы в ваших душах всегда звучал самый светлый колокольчик.

Пусть чаще звучит Благовест!



© 2010-2022