- Преподавателю
- Музыка
- Урок в 5 классе Романса трепетные звуки
Урок в 5 классе Романса трепетные звуки
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова В.И. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Белоярская СОШ №3»
Урок музыки в 5 классе
«Романса трепетные звуки»
ФИО Антонова Валентина Иосифовна
Место работы МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3№»
Должность Учитель музыки, первой категории
Предмет Музыка
Класс 5 класс
Тема и номер урока в теме Урок 12. Романса трепетные звуки
Базовый учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Музыка 5 класс.
\
2015г.
Урок музыки в 5 классе
Цель урока: Определить «РОМАНС» как жанр вокальной музыки и отличить его от песни
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»
Г. Струве «Музыка»
Русская народная песня «На горе - то калина»
Литературные произведения:
Стихотворение Надежды Кутуевой «Романса трепетные звуки»
Ход урока
Обучающиеся входят в класс, рассаживаются по местам.
Учитель интересуется настроением после каникул и спрашивает о теме последнего урока прошлой четверти.
Ученики: разговор шел о «песне».
Учитель: что это за жанр «песня» и какими особенностями он обладает?
Ученики: песня -это жанр вокальной музыки, который состоит из слов и мелодии.
Учитель: какие отличительные особенности песен вы знаете?
Ученики: исполняют песню хор, солисты, ансамбли. Петь можно под аккомпанемент фортепиано, оркестра, могут исполняться без сопровождения. По характеру бывают веселые, грустные, задумчивые. По содержанию бывают о маме, о родине, о жизни. Бывают песни по написанию народные, композиторские (записываем на доске).
Учитель: Все это мы можем увидеть и услышать в песнях, которые пели на прошлом уроке. Предлагаю вам исполнить эти песни, но прежде необходимо распеться
Упражнения для распевки.
Исполняют Г.Струве «Музыка» и «Где музыка берет начало».
Учитель: достаточно ли хорошо вы исполнили данные произведения.? Что вы можете сказать?
Ученики: хорошо, не очень и .др.
Учитель: что же было хорошо, а что не очень?
Ученики: отвечают, вспоминая свое исполнение (дикция, артикуляция, интонирование).
Учитель: Молодцы! Вы смогли оценить свое выступление и при дальнейшей работе сможете учесть все недостатки.
Физкультминутка
Урок уже давно начался, а мы до сих пор не определились с темой урока. Обратите внимание на слайд (Слайд 1). Что вы видите7 Совершенно верно: фотография Надежды Кутуевой и ее высказывание вокруг ее портрета. Если вы правильно прочитаете это высказывание, получится тема урока. Итак, что получилось?
Ученики: Романса трепетные звуки.
Учитель: Правильно! Таким образом, исходя из темы, сформулируйте цель урока.
Ученики: познакомиться с романсом.
Учитель: Правильно, но уточним: определить «РОМАНС» как жанр вокальной музыки и отличить его от песни (Слайд 2). Читает стихотворение на слайде. Слушаем романс в исполнении Д. Хворостовского «Я помню чудное мгновенье» (Приложение 1)
Учитель: Вы прослушали романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Что же это такое «романс»?
Ученики: это песня, которую поет исполнитель
Учитель: В таком случае, назвали бы песня «Я помню чудное мгновенье», а не романс? Как вы думаете, чем отличается романс от песни?
Ученики: затруднение.
Учитель: Чтобы разобраться в этих тонкостях, нам необходима помощь, чтобы определить, что такое «романс», ведь, что такое «песня» мы с вами отметили в начале урока. Как вы думаете, что нам поможет?
Ученики: Учебник, дополнительная литература, компьютер, словарь.
Учитель: Молодцы!. На каждой парте лежат словари. Как пользоваться словарями вы уже знаете. Да, мы берем слово, в данном случае «романс», открываем словарь на букве «р». Для этого необходимо вспомнить алфавит. Конечно, вы всё знаете, и сейчас каждая парта найдет в своем словаре слово «романс». Что же оно обозначает? Обратите внимание у вас разные словари. И в каждом словаре свое определение. Определение вы выписываете в альбомные листки.
Ученики: выполняют задание
Учитель: Сейчас мы поделимся друг с другом своими находками. Выходите к доске и представляйте свои находки.
Ученики:
Словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова:
«Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
Словарь Ф. Брокгауз, И. Ефрон
-
литерат., небольшой стихотворный рассказ, возникший в Испании во время Мавританского владычества (Р. О Сиде) и перешедший в новую литературу (Шиллер, Гейне). Сборники старинных испанских Р. Называются романсеро.
-
Муз., неопределенная вокальная форма, переходящая в балладу или песню, применяемая также в инструментальной музыке
Энциклопедический словарь:
Романс - (исп. romance) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.
Словарь Ушакова:
РОМАНС, романса, м. (фр. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). || В инструментальной музыке - небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.). 2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов - лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.). || В испанской литературе - старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).
Учитель: Наступило время обратиться к учебнику. Давайте прочитаем, что написано в учебнике о романсе.
Ученики: работа с учебником.
Учитель:
Вы прочитали в учебнике о романсе, выписали несколько определений из словарей. Как мы поступим, какое определение возьмем на вооружение, с каким согласимся или выведем свое?
Ученики: согласимся с одним из определений…., выведем свое.
Учитель: Чтобы разобраться в этой ситуации, предлагаю составить сравнительную таблицу.
Ученики: что будем сравнивать с чем?
Учитель: Как приятно иметь дело с умными людьми! Вы задали очень правильный вопрос. Мы будем сравнивать песню и романс. Предлагаю вам послушать русскую народную песню «На горе - то калина» в исполнении хора мальчиков. (Приложение 2) Как мы будем работать с таблицей?
Ученики: Предложение детей…….
Учитель: Хорошо. Сколько колонок будет в этой таблице?
Ученики: Предложение детей…
Учитель: Да, правильно. Можно 2 колонки сделать, а можно - и 3. Мы сделаем 3 колонки: 1- параметры, по которым будем сравнивать, 2 , 3 - что сравнивать, соответственно песня и романс. Определим параметры , по которым будем сравнивать эти два понятия.
Вот такая таблица у нас получилась!
Параметры
Песня
Романс
Жанр
Автор
Место возникновения
Время возникновения
Исполнители
Содержание
Структура
Сопровождение
В результате работы по заполнению таблицы получается следующее:
Параметры
Песня
Романс
Жанр
вокальный
вокальный
Автор
Композиторская, народная
Только композиторская
Место возникновения
повсеместно
Испания
Время возникновения
С появлением человечества
Начало XIX века
Исполнители
Хор, ансамбль, солист
Соло или дуэт
Содержание
Вся наша жизнь
Чувства человека, его внутренний мир.
Структура
Обычно куплетная форма
Отсутствие куплетной формы
Сопровождение
В сопровождении любого инструмента, оркестра и без сопровождения (а capella)
В сопровождении фортепиано, гитары, арфы.
Учитель: теперь давайте выведем свое определение из получившейся таблицы.
Итак, Романс - это жанр композиторской вокальной музыки с инструментальным сопровождением, возникший в Испании в начале XIX века, раскрывающий чувства человека, его внутренний мир. (каждое слово добавляется путем обсуждения основы таблицы учителя с учениками).
Сейчас пришло время для оценок. Как вы думаете, оценки «5» заслуживают какие ответы?
Ученики: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, однозначный, с постоянными наводящими вопросами учителя
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
(Критерии оценки обсуждалось неоднократно на уроках и учащиеся это знают)
Учитель: Хорошо. Каждый выставляет себе оценку в дневник, учитывая свои ответы.
Молодцы! Как вы думаете, мы пришли к нашей цели? Мы определили «романс» как жанр вокальной музыки и отличили его от песни?
Ученики: Да
Учитель: Конечно, цели мы достигли. Вы получили удовлетворение от проделанной работы?
Ученики: Да. Появились новые вопросы.
Учитель: Какие же вопросы у вас появились?
Ученики: Не сказали о том, что романс может быть и инструментальным произведением. Что важнее в романсе слова или музыка?...и др.
Учитель: Время нашего урока ограничено, поэтому на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на следующем уроке, а пока я предлагаю подумать об этом дома. Домашнее задание выбери для себя сам:
1). Ответить на вопросы: «Можно ли превратить в романс любое стихотворение? Если нет, то почему?», «Почему инструментальное произведение называют романсом?»
2). Записать стихотворение, которое ты выбрал бы для своего романса, если бы был композитором.
3). Подготовить сообщение о композиторах, творчество которых посвящено романсам. (Гурилев, Варламов)
Спасибо за хорошую работу.