Урок в 5 классе Романса трепетные звуки

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Белоярская СОШ №3»




Урок музыки в 5 классе

«Романса трепетные звуки»











ФИО Антонова Валентина Иосифовна

Место работы МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3№»

Должность Учитель музыки, первой категории

Предмет Музыка

Класс 5 класс

Тема и номер урока в теме Урок 12. Романса трепетные звуки

Базовый учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Музыка 5 класс.



\


2015г.

Урок музыки в 5 классе

Цель урока: Определить «РОМАНС» как жанр вокальной музыки и отличить его от песни

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.

Музыкальные произведения:

М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»

Г. Струве «Музыка»

Русская народная песня «На горе - то калина»

Литературные произведения:

Стихотворение Надежды Кутуевой «Романса трепетные звуки»



Ход урока

Обучающиеся входят в класс, рассаживаются по местам.

Учитель интересуется настроением после каникул и спрашивает о теме последнего урока прошлой четверти.

Ученики: разговор шел о «песне».

Учитель: что это за жанр «песня» и какими особенностями он обладает?

Ученики: песня -это жанр вокальной музыки, который состоит из слов и мелодии.

Учитель: какие отличительные особенности песен вы знаете?

Ученики: исполняют песню хор, солисты, ансамбли. Петь можно под аккомпанемент фортепиано, оркестра, могут исполняться без сопровождения. По характеру бывают веселые, грустные, задумчивые. По содержанию бывают о маме, о родине, о жизни. Бывают песни по написанию народные, композиторские (записываем на доске).

Учитель: Все это мы можем увидеть и услышать в песнях, которые пели на прошлом уроке. Предлагаю вам исполнить эти песни, но прежде необходимо распеться

Упражнения для распевки.

Исполняют Г.Струве «Музыка» и «Где музыка берет начало».

Учитель: достаточно ли хорошо вы исполнили данные произведения.? Что вы можете сказать?

Ученики: хорошо, не очень и .др.

Учитель: что же было хорошо, а что не очень?

Ученики: отвечают, вспоминая свое исполнение (дикция, артикуляция, интонирование).

Учитель: Молодцы! Вы смогли оценить свое выступление и при дальнейшей работе сможете учесть все недостатки.

Физкультминутка

Урок уже давно начался, а мы до сих пор не определились с темой урока. Обратите внимание на слайд (Слайд 1). Что вы видите7 Совершенно верно: фотография Надежды Кутуевой и ее высказывание вокруг ее портрета. Если вы правильно прочитаете это высказывание, получится тема урока. Итак, что получилось?

Ученики: Романса трепетные звуки.

Учитель: Правильно! Таким образом, исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Ученики: познакомиться с романсом.

Учитель: Правильно, но уточним: определить «РОМАНС» как жанр вокальной музыки и отличить его от песни (Слайд 2). Читает стихотворение на слайде. Слушаем романс в исполнении Д. Хворостовского «Я помню чудное мгновенье» (Приложение 1)

Учитель: Вы прослушали романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Что же это такое «романс»?

Ученики: это песня, которую поет исполнитель

Учитель: В таком случае, назвали бы песня «Я помню чудное мгновенье», а не романс? Как вы думаете, чем отличается романс от песни?

Ученики: затруднение.

Учитель: Чтобы разобраться в этих тонкостях, нам необходима помощь, чтобы определить, что такое «романс», ведь, что такое «песня» мы с вами отметили в начале урока. Как вы думаете, что нам поможет?

Ученики: Учебник, дополнительная литература, компьютер, словарь.

Учитель: Молодцы!. На каждой парте лежат словари. Как пользоваться словарями вы уже знаете. Да, мы берем слово, в данном случае «романс», открываем словарь на букве «р». Для этого необходимо вспомнить алфавит. Конечно, вы всё знаете, и сейчас каждая парта найдет в своем словаре слово «романс». Что же оно обозначает? Обратите внимание у вас разные словари. И в каждом словаре свое определение. Определение вы выписываете в альбомные листки.

Ученики: выполняют задание

Учитель: Сейчас мы поделимся друг с другом своими находками. Выходите к доске и представляйте свои находки.

Ученики:

Словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова:

«Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

Словарь Ф. Брокгауз, И. Ефрон

  1. литерат., небольшой стихотворный рассказ, возникший в Испании во время Мавританского владычества (Р. О Сиде) и перешедший в новую литературу (Шиллер, Гейне). Сборники старинных испанских Р. Называются романсеро.

  2. Муз., неопределенная вокальная форма, переходящая в балладу или песню, применяемая также в инструментальной музыке

Энциклопедический словарь:

Романс - (исп. romance) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

Словарь Ушакова:

РОМАНС, романса, м. (фр. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). || В инструментальной музыке - небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.). 2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов - лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.). || В испанской литературе - старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).

Учитель: Наступило время обратиться к учебнику. Давайте прочитаем, что написано в учебнике о романсе.

Ученики: работа с учебником.

Учитель:

Вы прочитали в учебнике о романсе, выписали несколько определений из словарей. Как мы поступим, какое определение возьмем на вооружение, с каким согласимся или выведем свое?

Ученики: согласимся с одним из определений…., выведем свое.

Учитель: Чтобы разобраться в этой ситуации, предлагаю составить сравнительную таблицу.

Ученики: что будем сравнивать с чем?

Учитель: Как приятно иметь дело с умными людьми! Вы задали очень правильный вопрос. Мы будем сравнивать песню и романс. Предлагаю вам послушать русскую народную песню «На горе - то калина» в исполнении хора мальчиков. (Приложение 2) Как мы будем работать с таблицей?

Ученики: Предложение детей…….

Учитель: Хорошо. Сколько колонок будет в этой таблице?

Ученики: Предложение детей…

Учитель: Да, правильно. Можно 2 колонки сделать, а можно - и 3. Мы сделаем 3 колонки: 1- параметры, по которым будем сравнивать, 2 , 3 - что сравнивать, соответственно песня и романс. Определим параметры , по которым будем сравнивать эти два понятия.

Вот такая таблица у нас получилась!

Параметры

Песня

Романс

Жанр

Автор

Место возникновения

Время возникновения

Исполнители

Содержание

Структура

Сопровождение

В результате работы по заполнению таблицы получается следующее:

Параметры

Песня

Романс

Жанр

вокальный

вокальный

Автор

Композиторская, народная

Только композиторская

Место возникновения

повсеместно

Испания

Время возникновения

С появлением человечества

Начало XIX века

Исполнители

Хор, ансамбль, солист

Соло или дуэт

Содержание

Вся наша жизнь

Чувства человека, его внутренний мир.

Структура

Обычно куплетная форма

Отсутствие куплетной формы

Сопровождение

В сопровождении любого инструмента, оркестра и без сопровождения (а capella)

В сопровождении фортепиано, гитары, арфы.

Учитель: теперь давайте выведем свое определение из получившейся таблицы.

Итак, Романс - это жанр композиторской вокальной музыки с инструментальным сопровождением, возникший в Испании в начале XIX века, раскрывающий чувства человека, его внутренний мир. (каждое слово добавляется путем обсуждения основы таблицы учителя с учениками).

Сейчас пришло время для оценок. Как вы думаете, оценки «5» заслуживают какие ответы?

Ученики: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, однозначный, с постоянными наводящими вопросами учителя

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

(Критерии оценки обсуждалось неоднократно на уроках и учащиеся это знают)

Учитель: Хорошо. Каждый выставляет себе оценку в дневник, учитывая свои ответы.

Молодцы! Как вы думаете, мы пришли к нашей цели? Мы определили «романс» как жанр вокальной музыки и отличили его от песни?

Ученики: Да

Учитель: Конечно, цели мы достигли. Вы получили удовлетворение от проделанной работы?

Ученики: Да. Появились новые вопросы.

Учитель: Какие же вопросы у вас появились?

Ученики: Не сказали о том, что романс может быть и инструментальным произведением. Что важнее в романсе слова или музыка?...и др.

Учитель: Время нашего урока ограничено, поэтому на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на следующем уроке, а пока я предлагаю подумать об этом дома. Домашнее задание выбери для себя сам:

1). Ответить на вопросы: «Можно ли превратить в романс любое стихотворение? Если нет, то почему?», «Почему инструментальное произведение называют романсом?»

2). Записать стихотворение, которое ты выбрал бы для своего романса, если бы был композитором.

3). Подготовить сообщение о композиторах, творчество которых посвящено романсам. (Гурилев, Варламов)

Спасибо за хорошую работу.


© 2010-2022