- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 6 класс
Рабочая программа по музыке 6 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Одинцова С.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района "Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский"
Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла
________________Щеткова Ю.А.
Протокол № ___ от ___.____. 2015 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
Нуриханов И.Р.
"____" ____________________ 2015 г.
Утверждаю
Директор школы
__________________________
Фомин С.А.
Приказ от "_____"
_______________ 2015 г. № ________
Учебная (рабочая) образовательная программа
по учебной дисциплине "МУЗЫКА 6"
Учитель: Одинцова Светлана Сергеевна
п. Красноленинский, 2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка...............................................................................................................................................3
2. Общая характеристика учебного предмета, курса……………………………………………………………...3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………………...4
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета......4
5. Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………….....7
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………....10
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………………..12
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса…………………………………………...….18
6 класс
1. Пояснительная записка
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка 6 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного стандарта.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, формирование музыкального мышления, представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 6 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов I четверти - 9.
Количество часов во II четверти - 7.
Количество часов в III четверти - 10.
Количество часов в IV четверти - 9.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами обучения музыке в основной школе являются:
- сформированность ценностей образования, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- уважение к музыкальной деятельности людей, понимания музыки как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:
- философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;
- сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;
- выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;
- осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;
- обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;
- становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;
- освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;
- создания импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.
Обучающиеся должны уметь:
- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков - синкопы, остинатного ритма);
- в умении определять на слух название произведения и его автора;
- в знании новых имен композиторов - О. Мессиан, Т. Альбинони, К. Сен-санс, новых понятий и музыкальных терминов - сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.
5. Содержание учебного предмета
Содержание курса 6 класса (тема года - «В чем сила музыки") раскрывается в трех крупных разделах - «Музыка души», «Как создается музыкальное произведение», "Чудесная тайна музыки".
Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембр, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.
Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходят в первую очередь на основе личностного окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
- В какой музыке господствует мелодия?
- В чем смысл музыкальной гармонии?
- Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?
- Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?
Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке и учебно-методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 6 класса, предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её окружает.
Междисциплинарные взаимодействия осуществляется либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объёмному его восприятию и усвоению.
Музыка души (9 часов)
Тысяча миров музыки. Музыка задевает струны нашей души.
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Музыка как часть духовного опыта человечества.
Музыкальные фантазии.
Симфония - жанр симфонической инструментальной музыки. Музыкальное сочинение для оркестра.
Особенности музыки различных эпох.
Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др.
Как в произведениях искусства воплощена память человечества.
Многообразие мира музыки.
Музыка эпохи Средневековья.
Музыкальная культура нового типа.
Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей.
Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки.
Инструментальная музыка.
Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства.
Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности.
Музыка может объединять людей разных народов.
Музыкальная картина современного мира.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Как создается музыкальное произведение (22 часа)
Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.).
Виды ритмов.
Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса.
Единство содержания и формы в классической музыке.
Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности.
Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.
Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта.
Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т.п.).
Музыкальный темп.
Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
Метры бывают простые, сложные, смешанные.
Метрические акценты.
Метроном.
Темп, характер музыкального произведения, их зависимость.
Adagio (итал.) - медленно, спокойно.
Интонационная и временная основы музыкального искусства.
Средства музыкальной выразительности: мелодия.
Музыкальные понятия темп, характер.
Средства музыкальной выразительности: регистр. Диапазон.
Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира.
Гармония в музыке и окружающем нас мире.
Гармония - соразмерность, согласованность.
Гармония - в более узком смысле - учение об аккордах и их связях.
Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.
Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений.
Состав симфонического оркестра.
Понятия "гармония" и "дисгармония" в музыке и жизни.
Искусство - это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты.
Изобразительные возможности гармонии.
Закон гармонии - эстетическое единство в организации изобразительного материала.
Инструментальный состав оркестров.
Дисгармония в музыке как средство выразительности.
Гармония как средство координации музыкальной ткани.
Тональность. Знакомство с ладом.
Полифония - многоголосие, наука о многоголосной музыке.
Д.Д. Шостакович.
Мир образов полифонической музыки.
Философия и фуги.
Подголосочная полифония, имитационная полифония.
Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского.
Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.
Какой бывает музыкальная фактура.
Элементы фактуры - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др.
Что выражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе.
Тембры - музыкальная краска.
Соло и тутти.
Роль тембра в музыке.
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Динамика, оттенки динамики.
"Динамика развития"
Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы.
Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека.
Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность.
Многообразие мира музыки.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика.
Характеристика особенностей музыкального языка.
6. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
№
раздела
Наименование раздела
Содержание раздела
Форма текущего контроля
1
Музыка души
Тысяча миров музыки.
Наш вечный спутник.
Искусство - память человечества.
Какой бывает музыка.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Тысяча миров музыки (обобщение по теме)
Устный опрос;
метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; собеседование;
тестирование с помощью технических средств;
анализ музыкальных произведений;
музыкальная викторина;
домашнее задание.
2
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Вначале был ритм.
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия - душа музыки.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
Регистр.
Что такое гармония.
Два начала гармонии.
Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония.
Фактура.
Тембры.
Динамика.
3
Чудесная тайна музыки
Чудесная тайна музыки. По законам красоты.
В чем сила музыки (заключительный урок по курсу)
Музыка радостью нашей стала (концерт)
Структура дисциплины
Полугодие
Примерные сроки
Содержание программы
Количество часов
Количество контрольных работ и зачетов
I
Введение
Тысяча миров музыки.
Наш вечный спутник.
Искусство - память человечества.
Какой бывает музыка.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Тысяча миров музыки (обобщение по теме)
Единство музыкального произведения.
Вначале был ритм.
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2+3
II
Мелодия - душа музыки.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
Регистр.
Что такое гармония.
Два начала гармонии.
Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония.
Фактура.
Тембры.
Динамика.
Чудесная тайна музыки. По законам красоты.
В чем сила музыки (заключительный урок по курсу)
Музыка радостью нашей стала (концерт)
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2+3
Итого
01.09.2013 - 30.05.2014
35
4+5
Контрольно - измерительные и дидактические материалы
Интерактивные технологии
- проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
- проектное обучение;
- мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология проведения дискуссий;
- технология «Дебаты»;
- тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Методические пособия для учителя:
-
Сиренко, В.М. Поурочные методические разработки по музыке. 6 класс / В.М. Сиренко. - М.: Владос, 2002.
-
Музыка в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей. - Минск: Беларусь, 2007.
-
Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
-
Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Владимиров, В.Н. Музыкальная литература / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
-
Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я / Э.И. Филькенштейн. - СПб.: Композитор, 1997
-
Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература / И. А. Прохорова.- М.: Музыка, 1972.
-
Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Генри У. Саймон; пер. с англ. Майкапара. М.: Крон-Пресс, 1998.
-
Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов / Д.-К. Саминг. -М.: Вече, 1999.
УМК "Музыка" 6 класс
-
Науменко, Т.И. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.
-
Науменко, Т.И. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2010.
-
Музыка. 6 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод. пособие / сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.:Дрофа, 2006. - 208 с.: ноты.
Информационно-методическое обеспечение
-
Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
-
Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
-
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki
-
Классическая музыка. - Режим доступа: classic.chubrik.ru
-
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: music-dic.ru
-
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http:dic/academic.ru/contents.nsf/dic-music
-
Музыкальная энциклопедия. - Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music
-
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Режим доступа: bogoslovy.ru
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
- Обучающе-развивающая программа «М.П. Мусоргский. Картинки с выставки» (CD).
- Обучающе-развивающая программа «П.И. Чайковский. Щелкунчик» (CD).
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
- «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD)
- Музыка. 6 класс (Электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на пятерых-шестерых человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.
Д
Примерная программа, авторские рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки.
Хрестоматия с нотным материалом
Д
Для каждого года обучения
Сборники песен и хоров
Д
Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
Д
Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества
Методические журналы по искусству
Д
Федерального значения
Учебно-методические комплекты к программе «Музыка». Учебники по музыке
К
Как часть методического обеспечения кабинета могут использоваться и УМК к другим учебным программам
Учебные пособия по электронному музицированию
Ф
Для каждого года обучения
Книги о музыке, музыкантах, научно-популярная литература по искусству
П
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской и проектной деятельности. Данные книги должны находиться в фондах библиотеки школы
Справочные пособия, энциклопедии
Д/П
Музыкальный энциклопедический словарь, музыкальная энциклопедия, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь юного музыканта, словарь основных терминов и понятий по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)
Печатные пособия
Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности
Д
Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
Д
Схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях
Транспарант: нотный и поэтический текст гимна России
Д
Транспаранты лучше всего иметь на бумажном носителе и использовать их в качестве настенного наглядного пособия
Портреты композиторов и исполнителей
Д
Комплекты могут быть представлены в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
Атласы музыкальных инструментов
Д
Все печатные пособия, перечисленные в данном разделе, должны полностью включать весь объем материала, изучаемого по программе «Музыка»
Альбомы с демонстрационным материалом
Д
Дидактический раздаточный материал
Д
Карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств; с обозначением исполнительских средств выразительности
К
Игры и игрушки
Театральные куклы
П
Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты УМК
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Д/П
Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой навигационной системой и ориентированных на различные виды познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу).
В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Д/П
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся: текстовый редактор, редактор создания презентаций
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Д/П
К специализированным инструментам учебной деятельности относятся: редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси
Экранно-звуковые пособия
(могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
Д
Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся (возможно, в цифровом виде)
Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль)
Д
Один инструмент для кабинета, другой для школьного зала
Баян / аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор.
Детские клавишные синтезаторы.
К
Для учителя
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глоген-шпиль / колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны.
Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.)
П
Комплектацией народных инструментов занимается учитель
Дирижерская палочка
Д
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)
Д
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки
Д/К
Для оформления музыкально-графических схем
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)
Д
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля
Персональный компьютер
Д
Для демонстрации электронных образовательных ресурсов
Медиапроект
Экран (штативный или навесной)
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения дисциплины "Музыка" обучающийся должен знать/понимать
смысл понятий: искусство, жанр, романс, серенада, хоровая музыка, опера, балет, импрессионизм, пейзажная музыка, сказочная музыка, средства выразительности в музыке, сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.
уметь:
определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков - синкопы, остинатного ритма);
определять на слух название произведения и его автора;
определять музыку композиторов - О. Мессиан, Т. Альбинони, К. Сен-санс.
исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох;
выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки;
приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве;
характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении;
размышлять о музыке, проникаться эмоциональным содержанием музыки;
применять полученные знания и умения, анализировать;
приводить примеры русских народных песен, а также песен народов мира;
различать виды хоровой музыки по темам и жанрам, слушать и характеризовать вокальные произведения;
на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам;
приводить примеры опер разных жанров;
определять образное содержание балета;
определять значимость музыки в литературном произведении;
рассуждать об образности искусства на примере музыкального искусства;
сопоставлять произведения живописи и музыки;
проявить знания, умения и навыки в образовательной области "Искусство" (музыка), полученные в процессе обучения за курс 6 класса осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью компьютерных технологий, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.