Рабочая программа по музыке 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района "Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский"




Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла


________________Щеткова Ю.А.

Протокол № ___ от ___.____. 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР


____________________________

Нуриханов И.Р.


"____" ____________________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы


__________________________

Фомин С.А.


Приказ от "_____"

_______________ 2015 г. № ________



Учебная (рабочая) образовательная программа

по учебной дисциплине "МУЗЫКА 6"


Учитель: Одинцова Светлана Сергеевна



п. Красноленинский, 2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка...............................................................................................................................................3

2. Общая характеристика учебного предмета, курса……………………………………………………………...3

3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………………...4

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета......4

5. Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………….....7

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………....10

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………………..12

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса…………………………………………...….18

















6 класс

1. Пояснительная записка

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка 6 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного стандарта.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, формирование музыкального мышления, представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Задачи музыкального образования:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать развитию интереса к музыке;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане


Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 6 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 35.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов I четверти - 9.

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в III четверти - 10.

Количество часов в IV четверти - 9.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета

Личностными результатами обучения музыке в основной школе являются:

- сформированность ценностей образования, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- уважение к музыкальной деятельности людей, понимания музыки как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе личностно-ориентированного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные;

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и

поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

- философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

- сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

- выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

- осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;

- обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;

- становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

- освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;

- создания импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.

Обучающиеся должны уметь:

- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков - синкопы, остинатного ритма);

- в умении определять на слух название произведения и его автора;

- в знании новых имен композиторов - О. Мессиан, Т. Альбинони, К. Сен-санс, новых понятий и музыкальных терминов - сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.

5. Содержание учебного предмета


Содержание курса 6 класса (тема года - «В чем сила музыки") раскрывается в трех крупных разделах - «Музыка души», «Как создается музыкальное произведение», "Чудесная тайна музыки".

Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембр, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходят в первую очередь на основе личностного окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

- В какой музыке господствует мелодия?

- В чем смысл музыкальной гармонии?

- Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

- Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке и учебно-методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 6 класса, предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её окружает.

Междисциплинарные взаимодействия осуществляется либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объёмному его восприятию и усвоению.


Музыка души (9 часов)


Тысяча миров музыки. Музыка задевает струны нашей души.

Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку.

Музыка как часть духовного опыта человечества.

Музыкальные фантазии.

Симфония - жанр симфонической инструментальной музыки. Музыкальное сочинение для оркестра.

Особенности музыки различных эпох.

Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др.

Как в произведениях искусства воплощена память человечества.

Многообразие мира музыки.

Музыка эпохи Средневековья.

Музыкальная культура нового типа.

Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей.

Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки.

Инструментальная музыка.

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства.

Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности.

Музыка может объединять людей разных народов.

Музыкальная картина современного мира.

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Как создается музыкальное произведение (22 часа)


Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.).

Виды ритмов.

Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса.

Единство содержания и формы в классической музыке.

Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.

Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта.

Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т.п.).

Музыкальный темп.

Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

Метры бывают простые, сложные, смешанные.

Метрические акценты.

Метроном.

Темп, характер музыкального произведения, их зависимость.

Adagio (итал.) - медленно, спокойно.

Интонационная и временная основы музыкального искусства.

Средства музыкальной выразительности: мелодия.

Музыкальные понятия темп, характер.

Средства музыкальной выразительности: регистр. Диапазон.

Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира.

Гармония в музыке и окружающем нас мире.

Гармония - соразмерность, согласованность.

Гармония - в более узком смысле - учение об аккордах и их связях.

Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.

Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений.

Состав симфонического оркестра.

Понятия "гармония" и "дисгармония" в музыке и жизни.

Искусство - это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты.

Изобразительные возможности гармонии.

Закон гармонии - эстетическое единство в организации изобразительного материала.

Инструментальный состав оркестров.

Дисгармония в музыке как средство выразительности.

Гармония как средство координации музыкальной ткани.

Тональность. Знакомство с ладом.

Полифония - многоголосие, наука о многоголосной музыке.

Д.Д. Шостакович.

Мир образов полифонической музыки.

Философия и фуги.

Подголосочная полифония, имитационная полифония.

Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского.

Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.

Какой бывает музыкальная фактура.

Элементы фактуры - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др.

Что выражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе.

Тембры - музыкальная краска.

Соло и тутти.

Роль тембра в музыке.

Громкость и тишина в музыке.

Тонкая палитра оттенков.

Динамика, оттенки динамики.

"Динамика развития"

Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы.

Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека.

Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность.

Многообразие мира музыки.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика.

Характеристика особенностей музыкального языка.

6. Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности

раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

Музыка души

Тысяча миров музыки.

Наш вечный спутник.

Искусство - память человечества.

Какой бывает музыка.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

Тысяча миров музыки (обобщение по теме)

Устный опрос;

метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; собеседование;

тестирование с помощью технических средств;

анализ музыкальных произведений;

музыкальная викторина;

домашнее задание.

2

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.

Вначале был ритм.

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия - душа музыки.

"Мелодией одной звучат печаль и радость..."

Регистр.

Что такое гармония.

Два начала гармонии.

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония.

Фактура.

Тембры.

Динамика.

3

Чудесная тайна музыки

Чудесная тайна музыки. По законам красоты.

В чем сила музыки (заключительный урок по курсу)

Музыка радостью нашей стала (концерт)

Структура дисциплины


Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество контрольных работ и зачетов

I


Введение

Тысяча миров музыки.

Наш вечный спутник.

Искусство - память человечества.

Какой бывает музыка.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

Тысяча миров музыки (обобщение по теме)

Единство музыкального произведения.

Вначале был ритм.

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.


1

2

1

1

1

2

1


1

1

2

1

2





2+3

II


Мелодия - душа музыки.

"Мелодией одной звучат печаль и радость..."

Регистр.

Что такое гармония.

Два начала гармонии.

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония.

Фактура.

Тембры.

Динамика.

Чудесная тайна музыки. По законам красоты.

В чем сила музыки (заключительный урок по курсу)

Музыка радостью нашей стала (концерт)

1

2



1

1

1

1

2

2

2

2

2


1


1



2+3

Итого

01.09.2013 - 30.05.2014


35

4+5

Контрольно - измерительные и дидактические материалы

Интерактивные технологии

- проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);

- проектное обучение;

- мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- технология проведения дискуссий;

- технология «Дебаты»;

- тренинговые технологии (когнитивные тренинги);

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Методические пособия для учителя:

  1. Сиренко, В.М. Поурочные методические разработки по музыке. 6 класс / В.М. Сиренко. - М.: Владос, 2002.

  2. Музыка в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей. - Минск: Беларусь, 2007.

  3. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

  4. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я / Э.И. Филькенштейн. - СПб.: Композитор, 1997

  5. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература / И. А. Прохорова.- М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Генри У. Саймон; пер. с англ. Майкапара. М.: Крон-Пресс, 1998.

  7. Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов / Д.-К. Саминг. -М.: Вече, 1999.

УМК "Музыка" 6 класс


  1. Науменко, Т.И. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Науменко, Т.И. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Музыка. 6 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод. пособие / сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.:Дрофа, 2006. - 208 с.: ноты.

Информационно-методическое обеспечение


  1. Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

  2. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет-ресурсы


Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki

  2. Классическая музыка. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

  3. Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: music-dic.ru

  4. Музыкальный словарь. - Режим доступа: http:dic/academic.ru/contents.nsf/dic-music

  5. Музыкальная энциклопедия. - Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music

  6. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Режим доступа: bogoslovy.ru

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий


- Обучающе-развивающая программа «М.П. Мусоргский. Картинки с выставки» (CD).

- Обучающе-развивающая программа «П.И. Чайковский. Щелкунчик» (CD).

- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

- «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).

- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD)

- Музыка. 6 класс (Электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на пятерых-шестерых человек).


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.

Д

Примерная программа, авторские рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки.

Хрестоматия с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения

Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

Учебно-методические комплекты к программе «Музыка». Учебники по музыке

К

Как часть методического обеспечения кабинета могут использоваться и УМК к другим учебным программам

Учебные пособия по электронному музицированию

Ф

Для каждого года обучения

Книги о музыке, музыкантах, научно-популярная литература по искусству

П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской и проектной деятельности. Данные книги должны находиться в фондах библиотеки школы

Справочные пособия, энциклопедии

Д/П

Музыкальный энциклопедический словарь, музыкальная энциклопедия, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь юного музыканта, словарь основных терминов и понятий по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности

Д

Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

Д

Схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Транспарант: нотный и поэтический текст гимна России

Д

Транспаранты лучше всего иметь на бумажном носителе и использовать их в качестве настенного наглядного пособия

Портреты композиторов и исполнителей

Д

Комплекты могут быть представлены в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Атласы музыкальных инструментов

Д

Все печатные пособия, перечисленные в данном разделе, должны полностью включать весь объем материала, изучаемого по программе «Музыка»

Альбомы с демонстрационным материалом

Д

Дидактический раздаточный материал

Д

Карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств; с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Игры и игрушки

Театральные куклы

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты УМК



Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой навигационной системой и ориентированных на различные виды познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу).

В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся: текстовый редактор, редактор создания презентаций

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К специализированным инструментам учебной деятельности относятся: редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси

Экранно-звуковые пособия

(могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д

Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся (возможно, в цифровом виде)

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль)

Д

Один инструмент для кабинета, другой для школьного зала

Баян / аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор.

Детские клавишные синтезаторы.

К

Для учителя

Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глоген-шпиль / колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны.

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.)

П

Комплектацией народных инструментов занимается учитель

Дирижерская палочка

Д


Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Д


Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки

Д/К

Для оформления музыкально-графических схем

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

Д


Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля


Персональный компьютер

Д

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов

Медиапроект

Экран (штативный или навесной)



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения дисциплины "Музыка" обучающийся должен знать/понимать

смысл понятий: искусство, жанр, романс, серенада, хоровая музыка, опера, балет, импрессионизм, пейзажная музыка, сказочная музыка, средства выразительности в музыке, сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.

уметь:

определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков - синкопы, остинатного ритма);

определять на слух название произведения и его автора;

определять музыку композиторов - О. Мессиан, Т. Альбинони, К. Сен-санс.


исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох;

выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки;

приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве;

характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении;

размышлять о музыке, проникаться эмоциональным содержанием музыки;

применять полученные знания и умения, анализировать;

приводить примеры русских народных песен, а также песен народов мира;

различать виды хоровой музыки по темам и жанрам, слушать и характеризовать вокальные произведения;

на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам;

приводить примеры опер разных жанров;

определять образное содержание балета;

определять значимость музыки в литературном произведении;

рассуждать об образности искусства на примере музыкального искусства;

сопоставлять произведения живописи и музыки;

проявить знания, умения и навыки в образовательной области "Искусство" (музыка), полученные в процессе обучения за курс 6 класса осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью компьютерных технологий, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


© 2010-2022