Ф. Мендельсон. Соната для альта и фортепиано c moll. Разбор тематического материала

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф. Мендельсон (1809-1847)

Соната для альта и фортепиано c moll

Мендельсон написал огромное количество сочинений в самых различных жанрах. Среди них немало произведений крупных форм: оратории, симфонии, концертные увертюры, сонаты, концерты (фортепианные и скрипичные), много инструментальной камерно-ансамблевой музыки: трио, квартеты, квинтеты, октет. Есть духовные и светские вокально-инструментальные сочинения, а также музыка к драматическим пьесам. Значительную дань отдал Мендельсон популярному жанру вокального ансамбля; им написано множество сольных пьес для отдельных инструментов (преимущественно для фортепиано) и для голоса.

Камерные сочинения: семь струнных квартетов; струнный октет; две сонаты для скрипки и фортепиано; две сонаты для виолончели и фортепиано; два фортепианных трио; три фортепианных квартета; соната для альта и фортепиано.

Соната c moll, хоть и написана композитором романтиком, вбирает в себя черты классического сонатного цикла. Соната состоит из 4-х частей со вступлением.

Вступление - Adagio

1ч - Allegro

2ч -Menuetto ( Allegro molto) + trio (piu lento)

3ч - Тема с вариациями ( Andante)

4ч - Finale ( Allegro molto)

В Adagio ( вступление) слышны характерные для классической, а в дальнейшем и романтической эпохи сопоставления: судьбы (рока) и человека. В унисон звучит грозный бас, на f, и как ответ, нисходящая мелодия, которая схожа с арией lamento (скорбный, жалобный характер, движение по м2). Хоть в первом предложение и прослеживается движение мелодии на вверх, оно быстро сворачивается и заканчивается нисходящей пунктирной линией, которую подхватывает альт. Если проследить за начальными мотивами предложений, то можно заметить, что все движение плавно спускается по м2 вниз. Вступление как бы зависает на D-вом тоне, и подготавливает нас к 1ч, к главной теме.

Allegro (1 ч) Гл.п. - носит стремительный характер, который создается благодаря восходящим движением восьмых в партии альта( лейтмотив) , которые поддерживаются взволнованными терциями в партии фортепиано. Тематизм носит именно инструментальный характер звучания, т.е. можно воспринимать сонату как жанр (от sonare- звучать), жанр сформировавшийся в 16 в- пьеса предназначенная для инструмента. Поб.п - хоть и переходит в параллельную тональность ( Еs-dur стр. 6), взволнованный характер не теряет. Тема звучит в партии фортепиано, сначала четверти- с постоянно меняющимися штрихами, что предает теме легкость и шутливость( также верхний регистр), а затем небольшой дуэт ( половинные), и имитация мотивов( как диалог). Разработка- все дальнейшее развитие основано на лейтмотиве( восходящей линии восьмых). Своеобразная игра регистров и тембров. В конце разработки - D-вый придыкт, так же основанный на лейтмотиве. Реприза- возвращение основного образа ( гл.п в c moll), в дальнейшем используется игровая фигура- сопоставление минора и мажора. Т.е. происходит резкая смена c moll- с dur, и поб.п. звучит в тональности до мажора. В конце первой части звучит небольшая кода - возвращение в осн. тональность, три раза звучит каденционный оборот, который закрепляет осн. тональность c moll.

2ч- Написана в жанре менуэта(c moll) с трио(c dur). Менуэт основывается на двух контрастных темах. Первая- носит танцевальный характер( 16 т),интересно не характерное для менуэта залигованная 3-я доля. Вторая тема- преимущественно отдана альту- характерное выделение 1й доли, певучая, на legato. Trio- движение крупными длительностями, 4хголосие- хорал, постоянное движение по тональностям, обилие встречных знаков.

3ч- Тема с вариациями (c moll) Тема излагается в размере 2/4,начинается из-за такта, характерно залигованная первая доля. В дальнейшем от темы остаются отдельные мотивы, фактура усложняется. Если в начале тема написана восьмыми, то начиная со 2 вариации, изложение проходит шестнадцатыми. 4 вариация- интересна тем, что в партии фортепиано появляются триоли, тема полностью проходит в партии альта. В 5й вариации возвращается тема (ф-но), на фоне тревожных шестнадцатых( альт). 6 вариация- появляются 32-е,у ф-но, в партии альта остались лишь отдельные мотивы темы ( восходящий интервал в начале, залигованная первая доля). 7 вариация- появляется пунктирный ритм, характерные элементы темы сохраняются. 8 вариация- Adagio, смена темпа, появляется новый тематизм, звукоизобразительные пассажи у фортепиано, нежная, плавная тема у альта. В конце вариации появляются речитативы у альта. Четвертая часть вступает сразу (attacca).

Финал (Allegro molto) c moll характерный финал симфонического цикла, очень стремительный, напряженный. Тематизм проходит шестнадцатыми, построен по типу волны ( нисходящее движение сменяет восходящее).



© 2010-2022