Конспект урока по музыке Особенности музыки Вивальди или секреты рыжего монаха

Данный конспект был использован при проведении открытого урока по музыке в 7 класс. Урок получился интересным, познавательным, насыщенным, благодаря применению видеоматериала,а также звучанию музыки великого маэстро. Учащиеся активно работали на уроке, выполняли творческие задания в тетради, исполняли песни. Думаю, данный конспект станет хорошим подспорьем для подготовки уроков музыки .
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Конспект урока по музыке в 7 классе

« Особенности музыки Вивальди или секреты рыжего монаха»

Форма урока: комбинированный урок

Цель урока: выявить характерные особенности музыки Вивальди

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с некоторыми секретами популярности музыки Вивальди

  • Воспитание у учащихся более утонченного и осознанного восприятия произведений искусства.

Ход урока

I этап.

Приветствие.

Тест на определение: Определить, о каком городе идет речь в данном тексте, какие слова стали ключом к разгадке.

Текст: «Работали тогда, когда позволяло свободное время, между развлечениями, в шуме и толпе, в маленьком кафе, выходящем на Сан-Джорджо Маджоре, в театральном антракте, макая перо в старую красную чернильницу, или между бутылкой токайского и испанским табаком. Пели на улицах, на площадях, вдоль каналов. Владельцы магазинов пели, выставляя напоказ свои товары; ремесленники пели, возвращаясь, домой с работы; гондольеры пели, ожидая пассажиров. Веселье было сутью нации, а юмор - сутью речи».

Учитель ( после обсуждения) дает правильный ответ. Город, о котором идет речь в тексте - Венеция; ключевые слова: каналы, гондольеры.

Прослушивание фрагмента из концерта Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» ( показ презентации о Венеции)

Учитель. Среди множества дворцов, церквей, украшавших Венецию, была скромная обитель - Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знамениый оркестр, состоящий целиком из девочек-сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли Pretro Rosso - Рыжий Монах, Рыжим священником. Прозвище выдавало веселый нрав и огненный темперамент. И все это несмотря не то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался. Еще до принятия духовного сана, был прекрасным скрипачом-виртуозом (показ видеофрагмента).

В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать желанным собеседником даже тех, кто считает классическую музыку явлением скучным и скупым.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в некоторых особенностях и секретах музыки великого маэстро Вивальди. ( запись темы урока в тетрадях).

Вивальди писал музыку в стиле барокко. Слово «барокко» в переводе с итальянского языка звучит как странный, причудливый. Эпоха барокко имеет свои временный границы - это 17 век и первая половина 18 века (1600-1750 гг.) Это было удивительное время - ведь эпоха барокко отвергала естественность, считая ее невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть неественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и огромной юбке. Мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами (показ слайдов). Стиль барокко повлиял не только на моду того времени, он господствовал во всем искусстве: и в архитектуре, живописи и конечно, в музыке ( показ слайдов). Искусство барокко обладает страстным характером. Это- пышность, яркость, эмоциональность. В музыке появляются новые музыкальные жанры и прежде всего это - инструментальный концерт. Сегодня мы обратимся к знаменитому циклу концертов Вивальди «Времени года». Циклу композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать. Например, концерт «Осень»- это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай. Музыка шаг за шагом «рисует» их танцы, праздничное веселье, мы слышим как льются струи вина, как лают собаки.

Прослушивание I части концерта Вивальди «Осень». Время звучания 2.58

II этап.

Учитель. Музыка Вивальди понятна, потому что он сумел пробудить в слушателе его жизненные ассоциации, то есть при прослушивании музыки у человека возникаю те или иные картины из его собственной жизни. «Будь понятным!» - так можно сформулировать один из секретов популярности композитора.

Прослушивание концерта «Лето», I часть ( из цикла концертов «Времена Года», время звучания 2.54.

Задание классу: при прослушивании фрагмента «Лето», составить программу, подобную той, которую Вивальди предпослал концерту «Осень».

Учитель. А теперь сравним ваши ассоциации ( представления) с собственной программой маэстро.

Далее учащиеся делятся своими впечатлениями, программами либо деталями программы, у кого что получилось.

Учитель. Вивальди предпослал концерту «Лето» следующую программу: утомленный жарой, в тени деревьев засыпает пастушок, но послышался далекий гром, собирается гроза, и вот уже словно водопад обрушился с неба, заливая поля. Очень важно понять, что существование такого рода программы вовсе не означает, что музыка Вивальди превращается в своего рода иллюстрации к картинам природы. Грозу Вивальди «рисует» не только как обрушившуюся стену дождя и потоки воды, заливающие все вокруг, но и как грозу в душе человека - его неукротимую энергию, страстный порыв, отчаянную решимость.

III этап.

Учитель. Музыка Вивальди остается в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и новь, потому что композитор кроме рецепта «Будь понятным» открыл еще один секрет, который мы попытаемся открыть сейчас заново, а для этого обратимся к поэзии , чтобы по аналогии можно было догадаться, какой секрет открыл маэстро. Вспомним стихотворения, строчки из которых цитируют почти все, очень часто не помня текста полностью, это своеобразные «стихотворные шлягер», например, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и т.д.

Задание: продолжить ряд «стихотворных шлягеров».

Задание классу: подумать, что может стать музыкальным эквивалентом поэтической строки.

Учитель ( после обсуждения). В музыке такого рода «опознавательными знаками» выступают короткие мотивы, с четким ритмом, именно они легко запоминаются. Достаточно вспомнить , например, начало Пятой симфонии Бетховена - знаменитый мотив «Так судьба стучится в дверь» и т.д. Эти мотивы легко пропеть, простучать и запомнить. Именно из таких мотивов складываются все мелодии Вивальди, в быстрых частях его концертов, и именно маэстро принадлежит честь открытия этого метода, которым впоследствии пользовались величайшие композиторы, а также широко используют сейчас в современной рок-музыке ( по возможности музыкально проиллюстрировать).

Домашнее задание: описать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.

IV этап.

Учитель. Наш урок подходит к концу. И мне хотелось бы закончить его, перенесясь из Италии, Венеции в Россию, один из самых красивых городов, который часто называют «Северной Венецией». Да, правильно, это Санкт-Петербург, один из красивейших городов мира. Город величественных дворцов, великолепных соборов (многие из которых построены в стиле барокко), многочисленных каналов и рек. В центре города находится Дворцовая площадь, Зимний дворец и примыкающее к нему здание Нового Эрмитажа, украшенное величественными скульптурами атлантов. Да, я предлагаю вам спеть песню Александра Городницкого «Атланты», песню, которая является неофициальным гимном города Санкт-Петербурга; песню, которую поют уже несколько поколений, песню, в которой звучит пульс времени, нашего времени.

Исполнение песни «Атланты»



© 2010-2022