- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка на тему: «Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения»
Методическая разработка на тему: «Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалева Л.И. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка на тему: «Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения»
Преподаватель 1 категории
Фортепианного отделения
Ковалёва Людмила Ивановна
Цель: Воспитание первоначальных навыков, организация правильных игровых движений, необходимых для технического развития ученика младших классов.
Задачи:
-
Организация правильных игровых движений на начальном этапе обучения, постановка игрового аппарата.
-
Координация действий аппарата обеих рук, самостоятельность каждой руки.
-
Организация пластичности действий игрового аппарата при исполнении гамм, аккордов, арпеджио.
Упражнения необходимые для воспитания навыков, обеспечивающих, в дальнейшем, техническое развитие ученика.
-
Упражнение «Радуга» - руки, как «Крылья». Переносы каждой рукой отдельно широким дуговым движением каждым пальцем по очереди.
-
Упражнение на координацию 2х рук.
Цель этих упражнений - добиться уверенного исполнения двумя руками раньше, чем ученик выучит ноты басового ключа.
а) бас + «Радуга» - двумя руками разными пальцами от всех звуков, в левой руке тянется бас.
б) бас + «Василек» - подобрать песенку «Василек» от всех звуков, бас - тоника на длинных звуках «Василька».
в) «Жучок» + «Радуга», в левой руке - квинта («Жучок»), в правой руке- переносы через октаву («Радуга»). Потом руки меняем.
г) Жучок» + «У кота» -подобрать песенку «У кота» от всех звуков, в левой руке-квинта.
д) Упражнение «Колокола»- выполняется двумя руками от разных звуков, в левой руке - квинта «Жучок», в правой руке-переносы через октаву терций( «Звонок»).
3. Подготовительные упражнения к гаммам.
Цель этих упражнений - быстрое усвоение аппликатурных принципов в гамме, организация пластичности действий аппарата в технике legato при исполнении гаммы, умение правильно подкладывать 1 палец в гамме.
а) «Кляксы»- упражнение по три и четыре звука вместе каждой рукой отдельно.
б) гаммовые отрезки-позиции по всей клавиатуре, начиная с медленного темпа и доводим до более подвижного.
в) играем гамму 1-3 пальцами каждой рукой отдельно.
г) исполняем гамму на одну-две октавы отдельно каждой рукой- добиваясь непрерывной линии.
д) подготовительное упражнение к аккордам «Жучок» квинты +середины аккорда. Исполняем переносами, как упражнение «Радуга».
е) арпеджио-упр. «Колобок», отрабатываем в медленном темпе поворот руки к пятому пальцу.
Упр. на аппликатурные позиции для подкладывания 1 пальца 3-1-2-1-3 (ми-фа-соль-фа-ми). Затем к этому звуку добавляется ещё по одному звуку внизу и сверху, л. р.- 3-1-2-1-3 (ля-соль-фа-соль-ля).
По такому же принципу отрабатывается связь позиций при переходе с 4-го пальца на 1-ый.
При исполнении коротких однооктавных гамм в одном направлении -беглость отрабатывается приёмом «броска» руки на дыхании, при равных длительностях или с ритмической остановкой на первом звуке облегчающей исполнения последующих мелких длительностей.
При исполнении короткой гаммы «броском» рекомендуется начинать игру медленно и тихо, с постепенным ускорением темпа и возростанием динамики. Для сохранения ритмической и динамической точности звучания такие пассажи рекомендуется учить с легкой опорой руки в начале каждой четырёх-нотной группы. Чем короче звуки, тем легче они играются, и, наоборот, чем длиннее звуки, тем глубже и весомее они должны звучать. Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Важно сформировать игровой аппарат способный выполнять любые звуковые решения. Развить технические данные пианиста. Воспитать дисциплину, ответственность и потребность к совершенствованию исполнительской культуры начинающих музыкантов.