Конспект урока по музыке «В чём сила музыки?»

"Описание материала: Урок составлен по новым образовательным сандартам.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В чём сила музыки.

Цель: Формировать эмоциональный отклик через слушание и исполнение музыки.

Методическая цель: Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она красива и правдива.

Формирование новых понятий: Баллада, сюита, фуга, струнные инструменты.

Выяснить: выяснить что, правда и красота - это основные качества музыки, в этом её сила.

Задачи:

  • Образовательные:
    научить определять эмоциональную основу музыки,

познакомить с краткой биографией И. С. Баха,

расширять певческий диапазон,

закреплять знания учащихся по теме на примере творчества И. С. Баха.

  • Воспитательные:

воспитывать любовь к классической музыке;

воспитывать эмоциональную отзывчивость

  • Коррекционные:

развивать у детей умение анализировать музыку,

рассуждать об услышанном,

развивать речь, артикуляцию.

Тип урока: комбинированный.

Вид: урок-практикум.

Методы: иллюстративно-объяснительный.

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, групповая.

Планируемые результаты урока: Учащиеся узнают, какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого человека.

Проблема урока: Может ли музыка воздействовать на человека, если она не обладает такими качествами, как красота и, правда.

Личностная значимость изучаемого материала:

  • Музыка воздействует на жизнь человека, преобразуя её.

  • Музыка разного характера вызывает разные настроения и чувства.

  • Почему от исполнителя зависит, какие эмоции вызовет у слушателей музыка.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент, включающий:

1.Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

1. Организация

Музыкальное приветствие учеников.

Эмоциональный настрой.

Музыкальное приветствие учителя.

1 мин.

  1. Изучение нового учебного материала.

1.Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
2. Содержание этапа: Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
3. Условия достижения положительных результатов: Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

2. Сообщение т/у, постановка цели и задач

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как музыка может воздействовать сердце на человека. И вы не раз убеждались в том, что воздействуя на людей музыка, может влиять на их жизнь, преобразуя её. Почему так происходит? В чём сила музыки? На эти вопросы мы с вами отвечаем во втором полугодии. Давайте вспомним, как звучит тема нашей четверти.

Краткие ответы.


2 мин.

3.Актуализация знаний

Прежде чем перейти к новому материалу по слушанию, давайте прослушаем знакомое для вас произведение и вспомним композитора и название.

Слушание произведения.

Краткие ответы.

И. С. Бах.

-органная фуга.

(при не правильных ответах проговаривание хором).

4 мин.

1 мин.

4.Введение новых знаний.







5. Разминка.







Рассказ о краткой биографии и творчестве И. С. Баха

Прослушивание «Шутки» И. С. Баха в инструментальном исполнении.

Музыкальное понятие сюита.

Прослушивание «Шутки» в вокальном исполнении.

Определение то, что поют женские голоса, то в оркестре играют скрипки, а то, что поют мужские голоса, то в оркестре исполняют виолончели и контрабасы. Поэтому это несложное произведение Баха звучит очень красиво в вокальном исполнении, и мы говорим, что эта музыка красивая и правдивая потому, что нам не сложно было отличить её от оригинала, т. е. от инструментальной пьесы Баха.

Исполнение песни «Зима» муз. Ханок.

Прослушивание песни «Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого.

Определение жанра баллада.

-какие события отражены в этой песни?

-о чём говорится в ней?

-какие чувства вызывает эта песня?

Промежуточная рефлексия:

Помните, что вы, как исполнители, в первую очередь отвечаете за то, как музыка воздействует на слушателей.

Игра на щумовых инструментах.

Мы ребята говорим с вами, что своё воздействие на человека музыка оказывает только в процессе звучания. Следовательно, на исполнителях лежит такая ответственность, так давайте возьмём в руки инструменты пришло время помузицировать.



Учащиеся внимательно слушают, принимают участие в беседе.

Определение чувств и настроения музыки.

Определение характера.

Определение вокальной музыки.



Исполнение песни «Зима» с движениями.

Слушание песни.

Краткие ответы.

Исполнение хором всей песни.



Импровизирование на шумовых инструментах.



10 мин.







2 мин.

10 мин.





3 мин.

  1. Закрепление учебного материала,

Этап усвоения новых знаний
1.Дидактическая задача этапа: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы
2. Содержание этапа проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Итак: ребята, музыку какого композитора мы с вами сегодня послушали и как она называется?

-Какие чувства и настроения у вас вызвала эта музыка? (радость, бодрость, веселье, мелодия живая и быстрая)

-Какую песню мы с вами выучили и исполнили?

-Так почему музыка может воздействовать на человека и в чём её сила?



-Какими двумя качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

- Ответы на вопросы с пояснениями.

-Музыка рассказывает нам о жизни, о её событиях, поступках людей, она обогащает и украшает жизнь человека, является верным другом и помощником. Музыка разного характера воздействует на человека, на его ум и сердце по-разному и вызывает у него разные эмоции.



-Правда и красота - основные качества музыки, в этом её сила.


5 мин.

7.Анализ и оценка итогов работы

Обсудить результаты работы и объявить отметки

-выставление отметок в дневник

2 мин.


САМОАНАЛИЗ УРОКА МУЗЫКИ

6 класс III четверть «В чём сила музыки».



Цель: Формировать эмоциональный отклик через слушание и исполнение музыки.

Методическая цель: Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она красива и правдива.

Формирование новых понятий: Баллада, сюита, фуга, струнные инструменты.

Задачи:

  • Образовательные:
    научить определять эмоциональную основу музыки,

познакомить с краткой биографией И. С. Баха,

расширять певческий диапазон,

закреплять знания учащихся по теме на примере творчества И. С. Баха.



  • Воспитательные:

воспитывать любовь к классической музыке;

воспитывать эмоциональную отзывчивость



  • Коррекционные:

развивать у детей умение анализировать музыку,

рассуждать об услышанном,

развивать речь, артикуляцию.



Замысел данного урока заключался в следующем: подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее умнее.

Данный урок является очередным в теме III четверти «В чём сила музыки» и ведущим в серии уроков, раскрывающим значение музыки в жизни человека.

Продолжая логику предыдущих уроков, данный урок посвящён закреплению изученного, и дальнейшему развитию темы на последующих уроках.

При подготовке материалов к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты.

Специфика данного урока отражена в комплексном использовании дидактических и технических средств обучения, как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Комбинированный тип урока - даёт возможность использовать систему приёмов, позволяющих включать в работу всех учащихся.

При подготовке к уроку мной были учтены особенности учащихся 6 -б класса. Класс слабый. Хочется отметить, что эти дети эмоционально отзывчивые. Иногда не проявляют терпение и выдержку, когда отвечают одноклассники.

Главные задачи, решаемые в ходе урока, я сформулировала следующим образом:

  • научить определять эмоциональную основу музыки,

  • познакомить с краткой биографией И. С. Баха,

  • расширять певческий диапазон,

  • закреплять знания учащихся по теме на примере творчества И. С. Баха.

Структура урока музыки была соблюдена полностью. Причём на каждом этапе урока решались дидактические задачи, направленные на оптимальное усвоение материала.

Таким образом, чётко организованное начало урока способствовало полной готовности учащихся к быстрому включению в деловой ритм.

На этапе усвоение нового материала было подкреплено готовностью учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных ранее опорных знаний.

Закрепление знаний основывалось на самостоятельной деятельности учащихся, требующей применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

И, наконец, при подведении итогов урока был дан анализ и оценка успешности достижения цели.

В ходе урока были использованы общепедагогические методы обучения и воспитания, но с учётом специфики предмета. Основу составили методы формирования познавательного интереса, которые обеспечили возникновение положительных эмоций учащихся по отношению к содержанию деятельности на уроке.

Словесный метод был представлен в виде:

1)рассказа о краткой биографии Баха;

2)выявления сходства и различия музыкального материала (на примере «Шутки» Баха;

3) соотнесения музыкального материала с конкретными жизненными

событиями (Баллада о солдате);

Метод наглядно-слухового показа применялся через демонстрацию музыкальных произведений.

Метод подражания, положительный пример применялся через игру на шумовых инструментах.

Для проведения урока были созданы социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные и эстетические условия с целью реализации развивающих возможностей урока в плане формирования активной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся.

Считаю, что в ходе урока удалось:

  1. решить на необходимом уровне поставленные задачи и соответствующие им результаты обучения;

  2. избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  3. сохранить и развить мотивацию учения, настроения и самочувствия детей.

Общая оценка урока положительная. В будущем необходима систематическая работа по формированию у учащихся умения вычленять самое важное в материале урока, а также применять знания в различных ситуациях и приобретать с помощью имеющихся новые знания.



© 2010-2022