Урок по музыке на тему: «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная» (7 класс)

Художественно-педагогическая идея: Джаз из «легкой» развлекательной музыки превращается в «серьезную». Раскрыть содержание творчества Д.Гершвина.   Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.   Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии,  аудио кассета,  портреты  Д. Гершвина, Л. Армстронга,   Н. Кабоева, А. Петрова.     Музыкальный ряд: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в б...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема четверти: «Музыка «серьезная» и «легкая»».

Тема урока: «Джаз - это музыка «легкая» и «серьезная».


Художественно-педагогическая идея: Джаз из «легкой» развлекательной музыки превращается в «серьезную». Раскрыть содержание творчества Д.Гершвина.

Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.

Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии, аудио кассета, портреты Д. Гершвина, Л. Армстронга,

Н. Кабоева, А. Петрова.

Музыкальный ряд: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах»; «Молитва» в исполнении М. Джексон; «Блюз Западной Окраины» в исполнении Л. Армстронга; Н. Кабоев «Осетинский эскиз»; А. Петров «Я шагаю по Москве».

Задачи урока:

- воспитательная: уважительное отношение к американской джазовой музыке и ее исполнителям.

- образовательная: получить первое представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития заметного явления в музыкальной культуре ХХ века - искусства джаза.

-развивающая: научить определять джаз по ритмическим особенностям, связанным с двудольностью особого типа, с ударением на второй доле, полиритмией и сложной системой синкопирования.

ХОД УРОКА

Вход под «Колыбельную» Д.Гершвина.

- Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?

- Это «Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» американского композитора Джоржа Гершвина.

- В каком стиле написано это произведение?

- В стиле «джаз».

- Где и когда зародился джаз?

- ???

- Да, все понятно. Вы смогли определить стиль музыки, но вы о нем ничего не знаете, потому что мы еще не говорили о джазе на наших уроках. Сейчас я все вам расскажу.

Джаз зародился в начале ХХ века в Америке в Новом Орлеане, В основу джаза легли народные мелодии американских негров. Это духовные песни негров - спиричуэл, блюзы - печальные песни и песни труда - холлэрс.

Спиричуэл (от латинского слова «спиритус» - дух). Содержание первых спиричуэл было конечно, религиозным, но не только. Очень часто спиричуэл рассказывали о тяжелой жизни американских негров. И это были не только песни-жалобы, в них слышались и горе, и гнев, и боль, и возмущение. Это были самые настоящие народные песни, то самое бессмертное народное творчество, без которого не мыслится никакое искусство.

(Слушаем «Молитву» в исполнении М Джексон).

Другие песни американских негров назывались «холлэрс» - песни труда. Пелись они на плантациях, где негры собирали и грузили хлопок.

Ну, а лирические песни, песни о любви? Не может же быть, чтобы их не существовало в фольклоре американских негров!

Блюз - это песня о любви. Но обязательно о любви несчастной. Правда

чудесный, всегда немного грустный негритянский юмор порой пронизывают

жалобы на неверного возлюбленного или возлюбленную, покинувшую бедного певца.

В джазовом оркестре каждый музыкант - солист, и кроме того, солист -импровизатор, потому что в стиле «диксиленд» импровизация - главное.

Как же так - скажите вы. Как можно постоянно импровизировать и не сбиваться. И как вообще играют музыканты в оркестре.

Чтобы судить о достоинствах и недостатках джазовой музыки нужно знать её собственные внутренние законы. В чем же состоит главная особенность джаза? Что отличает его от иных видов музыкального искусства?

Все знают, что джаз начинается с ритма. В любой джазовой пьесе мы ощущаем внутреннюю ритмическую пульсацию, точное отбивание такта, так называемый бит. Бит создается ритм группой ансамбля, состоящей обычно из ударных инструментов, контрабас, гитары и фортепиано. Отбивание такта и есть бит. Это та основа, на которой строятся сложные ритмические узоры других инструментов. Одни акценты мелодии совпадают с ним. Другие опережают его, третьи чуть отстают. Мы воспринимаем эту игру акцентов как некое волнообразное движение или раскачивание. Такое ритмическое раскачивание называется в джазе - свинг.

Создавать хороший диксиленд свинг удается лишь тем исполнителям, у которых отлично развито чувство ритма. Понятие бита и свинга неотделимо от самого понятия джаза. Дело в том, что джазовая музыка является по преимуществу исполнительским искусством. Вся, так называемая, серьезная музыка создается композитором. Когда произведение создано, наступает время исполнителя, который превращает значки нотной

записи в звучащую музыку. Музыканты должны как можно выразительнее прочитать его. Здесь также как в театре: артист может менять как угодно интонацию и тембр голоса, но авторский текст пьесы при этом остается строго неизменным.

В джазе положение иное. Композитор может дать исполнителям эскиз будущей пьесы, а иногда только схему, небольшую музыкальную фразу. Каждый участник ансамбля начинает развивать, украшать, видоизменять мелодию и ритм в этой фразе, импровизировать новые варианты, изобретать новые оттенки звучания. Тут уже все зависит от фантазии, таланта, ритмического мастерства самих исполнителей. Вы можете спросить: « Как это при совместной игре нескольких импровизантов умудряются не только не мешать друг другу, но даже вместе создавать единое музыкальное произведение?»

Происходит это потому, что музыканты придерживаются в импровизации единой общей для гармонической основы. Гармоническая основа состоит из определенной последовательности аккордов, которая поддерживает главную схему пьесы. Основные из этих аккордов - это тонический, субдоминантовый и доминантовый. Опираясь на эти аккордовые ноты можно построить множество мелодий.

Законченная музыкальная фраза называется квадрат. В нем обычно 12 тактов, хотя бывают квадраты 16 и 32 такта. Джазовая пьеса складывается из серии квадратов. Для каждого произведения порядок аккордов внутри квадратов сохраняется строго неизменно, и все импровизации укладываются в эти твердо установленные направляющие рамки.

Однако каждый исполнитель может самостоятельно выбрать для своих импровизаций разное сочетание аккордовых нот.

Традиционный джаз называется диксиленд джаз. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами. У каждого из них есть своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет - нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.

Импровизация по разному проявляется в различных стилях джаза. Свинг - возник в 30-х годах. Исполнители импровизируют уже на основе специально джазовой оркестровке.

Джазовая оркестровка - это записанный на ноты план исполнения, где каждому инструменту отведено определенное место. Такие оркестровки создаются для ансамблей насчитывающих до 15-20 исполнителей. Такие ансамбли называют большими оркестрами - биг бендами. Они состоят из 3-х групп духовых инструментов: труб, тромбонов, саксофонов и ритм группы. Разновидности джаза: диксиленд, свинг, рег-тайм, блюз, боп, бибоп, ритм-и-блюз.

Одним из знаменитейших музыкантов джазистов был Луи Армстронг. Он пел и великолепно играл на трубе. Замечательный поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение :

Труба Армстронга

Великий Сачмо был в поту.

Летела со лба Ниагара,

но, взвитая в высоту,

рычала труба,

налегала.

Он миру трубил,

как любил.

Украден у мира могилой,

Еще до рожденья он был

украден

у Африки милой.

И скрытою местью раба

за цепи невольничьи предков

всех в рабство,

как малолетков,

захватывала труба.

Он скорбно белками мерцал,

глобально трубя и горланя,-

детдомовский бывший пацан

из города Нью-Орлеана.

Великий Сачмо был в поту,

и ноздри дымились,

как жерла,

и зубы сверкали во рту.

как тридцать два белых прожектора.

и бал так естественен пот,

как будто бы вылез прекрасный,

могущественный бегемот,

пыхтя,

из реки африканской.

Записки топча каблуком

и ливень с лица вытирая,

бросал он платок за платком

в раскрытое чрево рояля.

И вновь к микрофону он шел,

эстраду внимая до хруста,

и каждый платок был тяжел,

как тяжкое знамя искусства.

искусство весьма далеко

от дамы по имени Поза,

и сели ему не легко,

оно не стесняется пота.

Искусство -

не шарм трепача,

а, полный движений нелегких,

трагический труд трубача,

где музыка - с клочьями легких.

Искусство пускают в размен,

но, пусть не по главной задаче,

поэт

и великий джазмен,

как братья,

равны по отдаче.

Сачмо,

попадешь ли ты в рай?

Навряд ли,

но если удастся,

тряхни стариной

и сыграй,

встряхни

ангелков государство.

И чтоб не журились в аду,

чтоб грешников смерть подбодрила,

отдайте Армстронгу

трубу

архангела Гавриила!

Слушаем «Блюз Западной окраины» в его исполнении.

- Как называется тема четверти?

- Музыка «серьезная» и музыка «легкая».

- К какой музыке вы бы отнесли джаз?

Одни говорят к «серьезной», другие к «легкой».

- Правы и те, кто говорит к «легкой», и те, кто говорит к «серьезной». Первые джазовые группы исполняли свою музыку на прогулочных пароходах, которые плавали по Миссисипи и развлекали публику. Но затем джаз стал постепенно завоевывать концертные залы и из небольших групп превратился в большие джазовые оркестры ( биг-бенды).

Джорж Гершвин создал новый стиль джаза - симфоджаз. Сейчас вы услышите его «Рапсодию в блюзовых тонах».

(Слушание).

- «Рапсодия» относится к «легкой», развлекательной музыке?

- Нет. Она относится к «серьезной» музыке по содержанию и к «легкой» по восприятию.

- Джаз очень быстро распространился не только в Америке, но и в Европе, и в России. У нас в стране было и есть много джазовых оркестров: Цфасмана, Утесова, Лудстрема, «Ленинградский диксиленд» и т.д.

Одним из ярких представителей джазовой музыки у нас в республики стал композитор Николай Кабоев. Сейчас вы услышите «Осетинский эскиз» в исполнении Государственного эстрадного оркестра РСО - Алания им. Кима Суанова под управлением автора Николая Кабоева.

(Слушаните).

- Вам понравилась музыка Н. Кабоева?

- Конечно, да!

- Какая она?

- Она «легкая» и по содержанию и по восприятию.

- Скажите, какую вы знаете песню, которая, по вашему мнению, была бы похожа на джаз, из тех, что мы пели, например, в первой четверти, хотя, мы тогда о джазе ничего не говорили?

- «Я шагаю по Москве» А. Петрова.

- Я знаю, что она вам очень нравится, так давайте ее сейчас и споем.

(Исполнение песни под фонограмму).

- Каких исполнителей джазовой музыке на нашей эстраде вы знаете?

- Лариса Долина, Ирина Отиева, Игорь Бутман (саксафонист).

- Но об этом на следующем уроке. А домашним задание будут сообщения и доклады о джазе, джазовых исполнителях, которые вы сделаете к следующему уроку.

Итог урока:

-И так, джаз умело сочетает в себе понятия и «легкой» и «серьезной» музыки. Назовите произведения джазовой музыки, которые вы прослушали и исполнили сегодня на уроке, относящиеся к «серьезной» музыке?

- «Молитва»; «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина.

-А, относящиеся, к «легкой» музыке?

- «Блюз Западной окраины» в исполнении Луи Армстронга, «Осетинский эскиз» Николая Кабоева, «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова.

- Хочу привести обзорное высказывание известного музыковеда Арнольда Наумовича Сохора: «Серьезная музыка и легкая - это соединенные между собою множеством каналов два протока одной могучей реки. Беря начало от чистых источников народного творчества, она несет живительную влагу людским душам. И мы пьем и из этого, и из другого протока, потому что только оба они вместе могут утолить нашу жажду прекрасного, дать высокое удовлетворение нашему уму, сердцу и чувству красоты».

Оценка учащихся.

Выход под музыку Н. Кабоева «Осетинский эскиз».


© 2010-2022